Каким образом пребывает Святой Дух в возрожденном человеке?

Установим один основной факт. В жизни христианина каждый этап — призвание и приход ко Христу, а также отношения с Богом как Его сыном — начинаются, продолжаются и заканчиваются с помощью Святого Духа.

Означает ли это, что Святой Дух обитает внутри нас, чтобы помочь нам?

Давайте позволим Священным Писаниям говорить:

«Не знаете ли, что тела́ ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии»
1 Коринфянам 6:19-‬20‬

«Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.»
Римлянам 8:9-‬10‬

«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы.»
1 Коринфянам 3:16-‬17

«Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.»
2 Тимофею 1:14

Поскольку Библия ясно говорит, что дух «живет внутри нас», в чем разногласие?

Даже в братстве многие не согласны именно о каком виде или методе обитания идет речь. Некоторые утверждают что есть только два возможных ответа — Дух пребывает в нас или в прямом или в переносном смысле.

Первая точка зрения.

Есть христиане, которые подходят к этой теме самым прямым толкованием — “мы верим, потому что так написано черным на белом в Библии”. Они верят, что Святой Дух ведет, направляет, наставляет, влияет и освещает сверхъестественно — за пределами естественного разума и понимания слова Божьего. Они приходят к выводу, что Святой Дух должен буквально, лично пребывать внутри христианина.

Некоторые считают, что получают они эту часть Божества после крещения и ссылаются на «дар Святого Духа» в Деянии 2:38. О “даре” Святого Духа объясняется ниже.

Защитники этой версии толкования в затруднении ответить на некоторые вопросы которые мы также зададим дальше.

Вторая точка зрения.

Другие утверждают, что Писание, данное Святым Духом, является вполне достаточным, и что слово является единственным средством, через которое действует Дух.

Обе группы согласны с тем, что Святой Дух обеспечивает связь или взаимоотношение, которое позволяет нам доступ к Божьей любви, заботе и общении.

Спор в том, как это делается в жизни христианина. Вкратце, это достигается, когда мы наполняем наши сердца Его словом и должным образом применяем это Слово в нашей жизни.

«ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем».
Колоссянам 1:22-‬23‬

В греч. перед словом вера «пистеи» стоит артикль «те» и поэтому слово «вера» означает «вероучение». Дитя Божие «пребывает в вере», когда он позволяет Духу «продолжать пребывать в нем».

Слово и Дух не одно и то же.

Это две разные сущности. Святой Дух является членом вечного Бога, а письменное слово — это Его работа.

Но, как написано:

«не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что́ в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Та́к и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным»
1 Коринфянам 2:9-‬13‬

Приняв учение (знание) Христа которое было полностью (в завершенном виде) открыто нам Писанием посредством «Утешителя» — обещанного Христом Святого Духа мы «приняли» Святого Духа. Утешитель, проникая глубины Бога открыл нам все что Бог приготовил для нас включая план спасения который был задуман до создания мира
(1 Петра 1:20; 2Тим 1:9)

Те, кто противится этому заключению и цепляются за первое, говорят, что если Дух действует только через слово, вера христианина «бездуховна». Они буквально применяют некоторые места из Писания и утверждают, что Библия ясно говорит «Дух Божий живет в вас» и все отрицающие это утверждение противоречат Писаниям.

Итак, кто прав — Дух обитает в нас, или слово обитает в нас?

Может быть, это оба. Как может одно разумное существо жить в другом? На этот вопрос нужно ответить.

Помните, Святой Дух:

  1. Это Божество со всеми атрибутами и свойствами Божества.
  2. Личность в вечном Боге. Он не безличная сила, влияние на благо; Он отдельное, индивидуальное лицо.
  3. Утешитель -наставлен и говорит услышанную правду и истину (Иоан 16:7-13)

Факты и методы библейского пребывания:

  • Бог в верующем – «один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» Ефес 4:6 (так-же см. 2 Кор 6:16).
    Когда мы повинуемся Ему, Он пребывает в нас.
    «И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам»
    1 Иоан 3:24
  • Христос в верующем – «и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня»
    К Галатам 2:20
    Мы должны пребывать в Нем чтобы жить.
    «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне»
    От Иоанна 15:4.
    «А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.»
    К Римлянам 8:10
  • Дух в верующем – Мы живем по духу только если Дух в нас.
    «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его»
    Рим 8:9

Вопросы:

  1. Учитывая факты о пребывании, изложенные в Священных Писаниях, живут ли Отец и Сын так же, как это делает Святой Дух?
  2. Если нет, то почему нет?
  3. Если это «прямое пребывание», сверхъестественное ли оно или обыденное?
  4. Возможно ли, чтобы все три члена вечного Божества были буквально в теле христианина одновременно?
  5. Если эта концепция верна, у нас, христиан, в наших телах ЧЕТЫРЕ духа — Отца, Сына, Святого Духа и человеческого духа.
  6. Кто из четырех отвечает за действия тела?

Библия учит, что Бог обитает в Своем храме — не на земле, а на небесах.

«Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги.»
Екклесиаст 5:2

«Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет»
Деяния 17:24

Важно понимать, что рукописи, с которыми работали переводчики, содержат мало знаков препинания, больших букв или вообще не содержат их. Таким образом, переводчики должны проявлять некоторую осмотрительность при использовании больших букв, оглавлений и знаков препинания в тексте.

А нам нужно всегда смотреть на контекст, в котором используется слово.

Слово «дух» в греческом “pneuma” определено как «дыхание ветра» и используется в нескольких ситуациях – дунул, ветер, человеческии дух, отношение ума/умственная позиция, злой/нечистый дух, Дух Бога.

Первые два использования — дышать и ветер — относятся к естественным чувствам.

Следующие два описывают сознательную или рациональную жизненную силу, которая оживляет человеческое тело (и иногда отношение/настроение человека).

Последние два относятся к сверхъестественному существу или существам — Божествам или духовным существам.

Дар Святого Духа.

Первая проповедь евангелия – Благой Вести была дана Петром в Деян 2. Часть той вести включает следующее: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа».

О каком даре идет речь?

Он продолжает: «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш». «Ибо» соединяет слова «дар» и «обетование».

О каком обетовании идет речь?

Читаем пророчество Иоиля которое Петр цитирует раньше (Деят 2:17-21) «всякий, кто призовет имя Господне, СПАСЕТСЯ» Именно спасение, и евреев и «дальних» то есть язычников, от последствий греха – было запланировано Богом от начала.

Апостол Павел утверждает тоже в послании к Ефесянам 2:8 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» Дар Святого Духа и Бога это спасение.

Кстати, в греческом, перед словом «вера» тоже стоит артикль “tes” и под словом «вера» подразумевается вероучение.

“Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса»
Деяния 22:16

Процесс “призывания” имени Господнего включает действия, одно из которых есть погружение в воду для прощения грехов.

Что происходит с духом человека который повиновался Благой Вести?

«церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас»
1-е Коринфянам 1:2

«Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания. Ибо и освящающий и освящаемые, все—от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братьями».
К Евреям 2:10-12.

Он (наш дух) возрождается, очищается и освящается посредством Святого Духа – послушанием истине открытой нам через Святого Духа «Утешителя».

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время… Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца,»
1-e Петра 1

Учитывая факт о том, что рукописи, с которых переводили Библию, не имеют заглавных букв, может ли наш дух стать и быть святым?

Все кто согрешают, лишаются Божьей славы – духовно умирают для Бога. Дух Святой пришел в мир, открыл нам волю Отца.

“Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса”…
Деяния 19:1‭-‬4

Принявшие это вероучение, принимают и пославшего — Духа и Христа и Бога, освящаются, спасаются, оправдываются незаслуженно (даром).

Теперь их дух возрожден, освящен, свят – то есть восстановлена та связь, которую грех разорвал. Пребывая и возрастая в вероучении, человек имеет силу освященным разумом (духом) служить Богу и надежду, печать/залог на вечное спасение. Так как наш дух выкуплен дорогой ценой, он принадлежит Искупителю.

Итак.

Итак, Дух Святой пребывает в нас (в нашем духе-сознании/уме — той части человека, которое вечно), когда мы пребываем в Его учении. Наше духовное стремление жить по воле нашего Творца освящает/очищает нас от наших согрешений, на которые толкает нас наше тело — поэтому наш дух тоже свят.

“Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха”.
Римлянам 7:25

В свете всего этого, легче или труднее понять следующий стих?

«не знаете ли что тела́ ваши суть храм живущего в вас святаго духа которого имеете вы от бога, и вы не свои ибо вы куплены дорогою ценою посему прославляйте бога и в телах ваших и в душах ваших которые суть божии»
1 Коринфянам 6:19-‬20‬

Приложите усилие и пересмотрим все места, где встречаются слова Святой Дух с заглавными и начнём разбирать — о чьем духе идет речь.

Комментарии по материалу, пожалуйста, оставляейте под статьей.