Разоблачение мифов? Альтернативный взгляд на истоки ислама
Приглашаем вас на лекцию, которая бросает вызов устоявшейся Стандартной исламской нарративной традиции (SIN).
На протяжении веков мусульманский мир опирался на три столпа: Книгу (Коран), Человека (Мухаммед) и Место (Мекка). Эти повествования, передаваемые из поколения в поколение, формируют основу исламской веры и практики.
Но что если привычная картина не полная?
В этой захватывающей лекции мы рассмотрим альтернативный взгляд на истоки ислама, основанный на последних исследованиях и анализе исторических свидетельств.
Лектор представит поразительные отличия между традиционным повествованием и тем, что открывают нам новые данные, касающиеся:
- Корана: Действительно ли современный Коран идентичен изначальному тексту? Была ли его история такой гладкой и неизменной, как принято считать? Мы рассмотрим свидетельства текстовой эволюции, стандартизации и даже возможных неисламских корней некоторых его частей.
- Мухаммеда: Подтверждается ли историчность фигуры пророка Мухаммеда современными свидетельствами VII века? Где были написаны самые ранние биографии и насколько они надежны? Мы изучим альтернативные внеисламские источники и поставим под вопрос традиционное повествование о его жизни и деятельности в Мекке и Медине.
- Мекка: Соответствует ли географическое описание Мекки в ранних исламских текстах современной реальности? Указывают ли географические отсылки Корана на Мекку или другие регионы? Мы рассмотрим археологические данные и теории о возможном смещении священного центра ислама, которые заставляют переосмыслить роль Мекки в ранней истории ислама.
В поисках истины: христианский взгляд на исламское повествование

Как христиане мы призваны к познанию истины и пониманию различных духовных путей, которыми идут люди.
С любовью и уважением, но также с рассуждением и критическим мышлением, мы можем исследовать другие религии, чтобы лучше понять их и, самое главное, укрепиться в нашей собственной вере.
В этом духе предлагаю рассмотреть ролик “Расследование ислама. Джей Смит“, в котором лектор, опираясь на свидетельства VI века – времени жизни пророка Мухаммеда, возникновения Корана и города Мекки – предпринимает попытку “разоблачения” ислама.
Важно отметить, что цель данной статьи не в том, чтобы оскорбить чувства верующих мусульман, а в том, чтобы проанализировать аргументы, представленные в ролике; укрепить нашу христианскую веру и предложить взвешенный христианский ответ на поднятые вопросы.
5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу,
(2 Кор. 10:5)
Проблема источников: стандартное исламское повествование под вопросом
В начале ролика лектор обозначает стандартное исламское повествование, которое является основой веры для мусульман разных направлений.
Согласно этому повествованию, Мухаммед – последний и величайший пророк, родившийся в Мекке, получивший Коран как последнее откровение от Бога (Аллаха) между 610 и 632 гг. и создавший ислам как совершенную парадигму для всего мира.
Мусульмане верят, что Коран – это непревзойденное и идеально сохранившееся откровение, исправляющее все предыдущие писания.
Таким образом, ислам основывается на трёх столпах: Коране, личности Мухаммеда и священном городе Мекке.
Однако лектор задается вопросом: насколько это стандартное повествование соответствует историческим свидетельствам VI века?
Он предлагает исследовать эти три основы ислама – Книгу (Коран), Человека (Мухаммеда) и Место (Мекку) – исключительно с точки зрения источников, относящихся к VI веку и центральной Аравии, где, как считается, происходили эти события.
Монеты как свидетельство эпохи
Первым аргументом, представленным в ролике, является анализ монет, датируемых VII веком.
Согласно исламской традиции, первые халифы правили из Медины, расположенной в регионе Хиджаз. Однако при изучении мест чеканки монет того времени обнаружилось, что все монетные дворы находились значительно севернее: в Сирии, Иордании, Израиле, а также на территориях современного Ирана и Ирака.
В самом Хиджазе, где по идее должны были располагаться монетные дворы халифата, их не обнаружили.
Лектор предполагает, что это может быть связано с тем, что Хиджаз был пустынным регионом, с нехваткой воды, что затрудняло экономическую и политическую деятельность.
Более того, при рассмотрении самих монет VII века, вплоть до 660-х гг., выявилось, что большинство из них носили христианскую символику, в частности, крест.
Даже на монетах Муавии, первого халифа из династии Омейядов, которого исламская традиция считала “хорошим мусульманином”, был изображён крест.
Первое упоминание имени “Мухаммед” на монетах появляется лишь в 663 году, и, как отмечает лектор, в то время это слово могло быть эпитетом “благословенный”, применявшееся к различным библейским персонажам, таким как Иисус, Моисей или Авраам, а не исключительно к исламскому пророку.
Таким образом, анализ монет VII века, по мнению лектора, ставит под сомнение стандартное исламское повествование о раннем периоде ислама и распространении мусульманской власти в Хиджазе в VI веке.
Рукописи Корана: проблема сохранности и неизменности текста
Второй блок аргументов в ролике посвящен рукописям Корана и проблеме сохранности и неизменности священного текста.
Лектор упоминает о 26 рукописях Корана, хранящихся в Бирмингемском университете, которые, по его словам, демонстрируют значительные разночтения.
Он ссылается на дискуссию с мусульманским учёным Ясиром Кади, который, как утверждается, признал наличие серьёзных разногласий между различными версиями Корана, но отказался обсуждать эту проблему публично, назвав её “самой сложной проблемой для мусульманских ученых за последние 1000 лет”.
Лектор подчеркивает, что существуют различные версии Корана, такие как Коран Хафса и Коран Варша, которые отличаются друг от друга не только в знаках огласовки и диакритических точках, но и в словах, значениях, доктринах и теологических положениях.
По его мнению, наличие 5000 различий только между Кораном Хафса и Кораном Варша ставит под сомнение утверждение ислама о божественном происхождении и идеальной сохранности Корана.
Текстуальная эволюция и сирийские корни Корана
Далее в ролике рассматриваются манускрипты Корана с точки зрения текстуальной критики.
Лектор утверждает, что при анализе древних рукописей были выявлены вставки, исправления, стёртые и переписанные буквы, а также различные наложения текста.
Он делает вывод о продолжающейся цензуре и стандартизации коранического текста на протяжении многих веков, направленной на приведение различных рукописей к единому стандарту – тексту Хафса.
Особое внимание в ролике уделяется исследованиям Гюнтера Люлинга, который, как утверждается, проанализировал неясные отрывки Корана и обнаружил, что, обратившись к арамейским (сирийским) корням арабского языка, можно восстановить их первоначальный христианский смысл.
Согласно этой теории, тёмные места Корана оказываются христианскими лекционариями и гомилиями, посвящёнными Иисусу Христу.
Критерии откровения: Коран и Иисус Христос
В заключительной части ролика лектор возвращается к четырем критериям, которым, по мнению мусульман, должен соответствовать Коран как божественное откровение: вечность, ниспосланность, совершенство и неизменность.
На основании представленных аргументов он заключает, что Коран не соответствует этим критериям.
В противоположность этому, лектор предлагает рассмотреть Иисуса Христа как истинное “Слово Божье” (Логос), утверждая, что Иисус полностью отвечает всем четырём критериям: Он вечен, Он был “ниспослан” в мир (воплотился), Он совершенен, и Он неизменен.
Таким образом лектор призывает мусульман обратиться к Иисусу Христу как к “большему и лучшему откровению”.
Христианский призыв и молитва
В завершение ролика звучит молитва, в которой выражается любовь к мусульманам и желание вернуть их к христианской вере.
Лектор подчеркивает, что христианство, в отличие от атеизма и гуманизма, предлагает мусульманам не нигилизм, а позитивную альтернативу – Бога, вошедшего во время и пространство, давшего своё Откровение и пожертвовавшего собой ради человечества.
Звучит призыв к мусульманам “вернуться домой” – к вере в Иисуса Христа.
Дальнейшее исследование и размышление
Представленный в ролике анализ ставит серьёзные вопросы относительно исторических основ ислама и текстологии Корана.
Как христиане, мы призваны к внимательному изучению этих аргументов и поиску убедительных ответов.
Важно помнить, что диалог с мусульманами должен строиться на основе любви, уважения и стремления к истине, ведущей ко Христу.
Видео
Смотреть локально
YouTube видео с переводом и таймкоды ролика
YouTube: https://www.youtube.com/watch?v=pk9cKvAkWb0
Таймкоды коротко:
- 00:06 – начало
- 02:40 – вступление
- 17:10 – Мекка
- 24:04 – Торговые пути
- 36:52 – Мухаммед
- 45:25 – Коран
- 59:35 – Манускрипты
- 01:10:50 – молитва Джея Смита
Таймкоды подробно:
00:00:07 Введение
- Автор собирается разоблачить Мухаммеда, Коран и Мекку, используя свидетельства VII века.
- Он просит зрителей не смотреть на него, а сосредоточиться на экране.
- Автор представит книги, которые будут обсуждаться, включая “Противостояние Корану” Абдулы Абдель Фади.
- 00:01:58 Обзор исторической критики ислама
- Автор планирует рассмотреть четыре области: источники, Мекка, Мухаммед и Коран.
- Он подчёркивает, что многие из представленных материалов будут новы для большинства зрителей.
- Стандартное исламское повествование включает Мухаммеда как последнего и величайшего пророка, родившегося в Мекке в 1570 году и умершего в Медине в 632 году.
00:04:02 Источники и традиции
- Автор исследует источники, из которых происходят истории о Мухаммеде, Мекке и Коране.
- Он показывает карту, где империя Мухаммеда охватывала значительную часть Аравии.
- Автор утверждает, что все истории о Мухаммеде и Коране были записаны спустя столетия после его смерти.
00:06:35 Проблемы с источниками
- Автор критикует источники, утверждая, что они были записаны спустя столетия после смерти Мухаммеда.
- Он указывает на то, что биография Мухаммеда была записана Ибн Исхаком в 765 году – это через 130 лет после его смерти.
- Хадисы, записанные аль-Бухари в 870 году, также были записаны спустя 240 лет после смерти Мухаммеда.
00:08:45 Тафсир и Тарих
- Тафсир и Тарих, комментарии и история, были записаны в X веке.
- Автор подчёркивает, что все эти источники были записаны спустя столетия после смерти Мухаммеда.
- Он отмечает, что все авторы этих традиций жили и работали далеко от Мекки и Медины.
00:10:23 Заключение
- Автор утверждает, что всё, что мы знаем о Мухаммеде, Коране и Мекке, появилось спустя столетия и на сотни миль севернее.
- Он подчеркивает, что это вызывает серьёзные сомнения в достоверности этих историй.
00:11:39 Сравнение жанров литературы в христианстве и исламе
- В христианстве есть те же четыре жанра литературы, что и в исламе: биография, хадисы, тафсир и тарих.
- Эти жанры включают сиру, хадисы, тафсир и тарих Иисуса.
- В христианстве эти жанры были записаны в течение 29-57 лет после событий.
00:13:37 Сравнение авторитетности источников
- Авторы Нового Завета жили в тех же местах, где жил Иисус, и имели непосредственный доступ к информации.
- Христианство имеет более ранние и надежные источники, чем ислам.
- Исламские источники о Мухаммеде появились спустя 200-300 лет после событий.
00:15:01 Проблемы с историчностью ислама
- Основные источники о Мухаммеде были собраны немецким ученым Генрихом Фердинандом Вюстенфельдом в XIX веке.
- Эти источники появились спустя более 1000 лет после событий.
- Ученые считают, что ислам и Коран развивались в течение 200-300 лет.
00:17:10 Важность Мекки в исламе
- Мекка является одной из трёх основ ислама.
- Если Мекка не существует, то и весь ислам рушится.
- Мекка упоминается в Коране только один раз, что вызывает сомнения в её историчности.
00:19:50 Географические несоответствия
- Мекка не соответствует описаниям в Коране и традициях.
- В Коране много ссылок на географические места, но только девять из них названы.
- Мекка находится далеко от мест, упомянутых в Коране, что вызывает сомнения в историчности.
00:20:50 Проблемы с захоронениями пророков
- В Мекке похоронены более 300 пророков, но их останки не найдены.
- Это вызывает сомнения в историчности захоронений.
- Если бы все пророчества были правдой, это потребовало бы пересмотра всей Библии.
00:22:02 Первое упоминание Мекки
- Первое упоминание Мекки в апокалипсисе псевдо-Мефодия в 741 году.
- Мухаммед умер в 632 году, что более чем на 100 лет позже.
- Мекка не упоминается на картах Птолемея и других картографов до VII века.
00:23:01 Киблы и Мекка
- Киблы указывают направление молитв, но до 706 года все киблы были направлены на Петру.
- В 715 году первая мечеть была обращена к Мекке.
- В течение 100 лет мусульмане не знали, где находится Мекка.
00:24:04 Торговые пути и Мекка
- Монтгомери Уот предположил, что Мекка стала важной из-за торгового пути.
- Торговля шла через Персидский залив, но из-за войн Сасанидов и Византии путь был перенаправлен.
- Мекка находилась на полпути между Аденом и Газой, что делало её важной для торговли.
00:25:03 Разоблачение теории торговых путей
- Доктор Патриция Крон разоблачила теорию, указав на проблемы с торговым путем.
- Мекка была на высоте 3000 футов, что делало её труднодоступной.
- Водный путь через Красное море был более удобным и дешёвым.
00:26:49 Водный путь и порты
- Торговля шла через Красное море, а не через Аравийское.
- Порты на западноафриканском побережье были более доступными и имели больше пресной воды.
- Мекка и Джида были созданы для обеспечения водой и провизией.
00:29:45 Отсутствие упоминаний о Мекке
- Доктор Патриция Крон изучила исторические источники и не нашла упоминаний о Мекке.
- Ассирийцы, вавилоняне, римляне и другие империи не знали о Мекке до VIII века.
- Это ставит под сомнение её статус как древнего города и центра торговли.
00:31:01 История и география Мекки
- Мекка не упоминается в древних источниках, в отличие от других городов.
- Центральная часть Мекки и Медины – пустыня, где нет воды и еды.
- Отсутствие воды и еды делает невозможным развитие цивилизации и истории.
00:32:01 Хадж и его происхождение
- Хадж – это архаичное паломничество, которое должно быть центром истории.
- Кааба в Мекке имеет еврейские корни и связана с Иерусалимом.
- Марва и Сафа, упоминаемые в хадже, не являются оригинальными, а копиями.
00:34:00 Плагиат в исламе
- Многие элементы хаджа, такие как Кааба и Марва, являются копиями.
- Черный камень в Каабе используется для прощения грехов, что противоречит монотеизму.
- Ислам основан на идолопоклонстве, что противоречит его принципам.
00:36:53 Мухаммед и его происхождение
- Мухаммед, согласно исламу, является величайшим пророком.
- Все известные сведения о нём происходят из поздних источников.
- Монеты, отчеканенные в VII веке, показывают, что Мухаммед не был мусульманином.
00:38:21 Монеты и их значение
- Монеты VII века показывают, что большинство из них христианские.
- Муавия, первый халиф по исламу, был христианином.
- Апт аль-Малик, следующий халиф, ввёл монеты с шахадой, что указывает на его христианские корни.
00:41:08 Купол Скалы и его надписи
- Купол Скалы, построенный в 691 году, содержит надписи, нападающие на божественность Иисуса.
- Эти надписи указывают на то, что Апт аль-Малик был христианином-антитринитарием.
- Монеты и надписи подтверждают, что Мухаммед не был мусульманином, а его послание связано с Иисусом.
00:41:53 Начало ислама
- Ислам был направлен против Иисуса Христа.
- Надписи на арабском языке содержат благочестивые формулы, не связанные с исламом.
- Пророк Мухаммед появляется в надписях только в 690-710 гг.
00:42:47 Появление ислама
- Мухаммед, мусульмане и ислам появляются только в 730 году.
- Ислам как отдельная религия существовал спустя долгое время после Мухаммеда.
- Упоминания о Мухаммеде в VII веке относятся к далеким местам и не соответствуют его реальным действиям.
00:45:26 Коран и его подлинность
- Мусульмане утверждают, что Коран не был создан, ниспослан, завершён и неизменен.
- Христиане утверждают, что Библия была создана, вдохновлена Богом, но не ниспослана.
- Коран не сохранился в неизменном виде, как утверждают мусульмане.
00:47:21 Проблемы с рукописями Корана
- В VII веке существовало несколько версий Корана с различиями.
- Современные рукописи Корана содержат около 15 тыс. различий.
- Вопрос о сохранности Корана за 1400 лет остаётся открытым.
00:49:24 Введение в манускрипты
- Обсуждение оригинальных манускриптов, которые не могут быть прочитаны без точек и гласных.
- В ранних манускриптах было 16 букв, но для чтения требуется 28 букв с точками.
- Добавление точек и гласных в VIII веке позволило читать манускрипты.
00:50:24 Диалектические различия и создание Корана
- Для диалектических различий нужны три гласных, добавленных в конце VIII-начале IX века.
- Абдумалик решил создать Коран, заимствуя тексты из разных источников.
- Возникло 700 разных Коранов, что привело к необходимости выбрать один.
00:51:23 Выбор семи Коранов
- Ибн Муджхиду поручили выбрать семь Коранов.
- Семь выбранных Коранов: Нафи, Банк-Кассир, Абу Амар, Ибн Эмир, А. С., Хамза и Аль-Киса.
- Все они умерли между 736 и 805 гг., что ставит под сомнение их связь с Мухаммедом.
00:53:23 Разнообразие Коранов
- В 1194 году было выбрано 14 Коранов, а в 1429 году – ещё 9.
- Всего существует 30 разных Коранов, каждый из которых имеет 93 тыс. различий.
- Эти различия делают невозможным сохранение одного Корана.
00:54:31 Открытие новых Коранов
- Хатунташ – турецкая исследовательница, нашла 26 разных Коранов.
- В 2016 году она показала их в Лондоне, что вызвало резонанс.
- Мухаммед Хиджаб, популярный блогер, пытался объяснить различия, но признал, что все Кораны верны.
00:56:29 Кризис знания
- Мухаммед Хиджаб и Ясир Кадий обсуждали, какой Коран является вечным.
- Кадий признал, что все 30 Коранов верны, но с разными значениями и доктринами.
- Это признание вызвало критику и споры среди мусульман.
00:58:12 Заключение
- Кадий признал, что все Кораны имеют 93 тыс. различий.
- Видео с интервью было удалено с сайтов, но сохранилось в интернете.
- Это интервью подчеркивает, что Коран был изменен и подтасован за последние 1400 лет.
00:59:35 Манускрипты Нового Завета
- Существует около 24-25 тыс. рукописей Нового Завета.
- Шесть ранних рукописей: Топ-Капы, Самаркандский, Майл, Петербургский, Аль-Хусейн и Сана.
- Эти рукописи датируются VIII-X вв. и не соответствуют Корану.
01:00:32 Проблемы с датировкой рукописей
- Рукописи не согласуются с Кораном и имеют множество вариантов текста.
- Рукопись Сана датируется от 390 до 550 года, что предшествует Корану и исламу.
- Бирминемская рукопись содержит 33 стиха о семи спящих в Эфесе и не имеет отношения к исламу.
01:01:32 Исследования доктора Дэна Брубекера
- Доктор Дэн Брубекер обнаружил вставки и исправления в рукописях.
- Стандартизация текста Корана началась с XIII века.
- Мансур Ахмед признал, что 96% Корана относится к VIII-X вв.
01:04:25 История выбора Корана
- В 1924 году был выбран один Коран для Египта, а в 1985 году для всего мира.
- Коран был выбран из-за его популярности и успешности.
01:05:40 Заимствования в Коране
- Коран заимствовал христианские гимны и тексты.
- Доктор Гюнтер Люринг обнаружил, что Коран содержит христианские гимны.
- Доктор Кристоф Люксембург подтвердил, что неясные отрывки Корана являются христианскими текстами.
01:09:29 Заключение
- Коран не соответствует требованиям мусульман о вечности, ниспосланности, совершенстве и неизменности.
- Иисус Христос соответствует всем этим требованиям, что делает его более значимым для мусульман.
01:10:30 Критерии ислама и Иисуса Христа
- Мусульмане ищут в Коране четыре критерия, которые уже есть в Иисусе Христе.
- Нужно привести их к лучшему и большему откровению.
- Призыв к молитве и изучению книги, человека и места.
01:10:55 Разоблачение ислама
- Ислам безнадежен и непрактичен.
- Мухаммед не был тем, за кем стоит следовать.
- Коран и Мекка не существовали в VII веке.
- Желание вернуть людей к лучшему Богу и книге.
01:11:54 Противоядие и любовь к мусульманам
- Разоблачение ислама не является целью.
- Желание вернуть людей к Иисусу, Богу и книге.
- Атеисты и гуманисты не могут этого сделать.
- Любовь к мусульманам и желание вернуть их к Богу.
- Бог, который пришел, умер и воскрес должен быть известен.
- Молитва о возвращении людей домой во имя Христа.
Оригинальная лекция на английском языке
Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=40DclW84HkM
Стандарт исламской нарративной традиции (СИН\SIN)
Автор лекции выявил следующие отличия в трёх указанных повествованиях:
Книга (Коран)
- Современный Коран не является идентичным ранним версиям. Автор лекции утверждает, что ранние рукописи Корана, такие как Самаркандская и Санская, были написаны без точек и гласных, что затрудняло их однозначное прочтение. Также упоминаются разночтения в количестве сур и отличия в тексте между разными ранними Коранами.
- Текст Корана подвергался изменениям и стандартизации. Автор лекции упоминает добавление точек и гласных в арабский алфавит позже, а также обнаружение вставок, исправлений и цензуры в рукописях, что, по мнению лектора, указывает на процесс стандартизации текста и возможное изменение первоначального содержания.
- Современный Коран был выбран сравнительно недавно. Автор лекции подчеркивает, что современная версия Корана была выбрана только в 1924 году, а другие варианты были отвергнуты, что, по мнению лектора, ставит под сомнение утверждение о его вечности и неизменности.
- Арамейские корни некоторых частей Корана. Автор лекции указывает на исследование доктора Люка де Брея, который обнаружил арамейские корни в “тёмных местах” Корана, связывая их с христианскими текстами. Это, по мнению лектора, ставит под сомнение уникальность и божественное происхождение Корана в его нынешнем виде.
- Коран не является вечным, ниспосланным, полным и неизменным. На основании вышеуказанных пунктов, автор лекции заключает, что Коран, вопреки стандартному исламскому повествованию, не является неизменным и вечным словом Бога, а представляет собой текст, который развивался и изменялся со временем.
Человек (Мухаммед)
- Отсутствие современных свидетельств о Мухаммеде VII века. Автор лекции подчеркивает, что нет никаких исторических свидетельств о Мухаммеде, датируемых VII веком, то есть времени, когда он предположительно жил. Самые ранние биографии и хадисы были написаны значительно позже, в IX-X вв., людьми, которые жили далеко от Мекки и Медины.
- Традиционные источники о Мухаммеде были написаны далеко от Мекки и Медины. Автор лекции отмечает, что все ключевые фигуры, писавшие о Мухаммеде (Ибн Исхак, Ибн Хишам, Аль-Бухари, Ат-Табари), жили и работали на значительном расстоянии от Мекки и Медины, что, по мнению лектора, ставит под сомнение достоверность их информации о раннем исламе и Мухаммеде.
- Внеисламские источники VII века дают иное представление о Мухаммеде. Автор лекции указывает на внеисламские источники VII века, которые упоминают “восхваляемого человека” или “арабов Мухаммеда” в регионах, расположенных к северу от Мекки, а также связывают “измаильтян, называемых махмет” с Дамаском. Эти упоминания, по мнению лектора, противоречат стандартному исламскому повествованию о Мухаммеде, действовавшем в Мекке и Медине.
- Мусульманские обряды и имя Мухаммеда появились позже. Автор лекции утверждает, что мусульманские обряды и упоминания имени Мухаммеда в исторических записях появляются только в VIII веке, через значительное время после смерти Мухаммеда, что, по мнению лектора, указывает на позднее формирование ислама и культа Мухаммеда.
Место (Мекка)
- Описание Мекки в традициях не соответствует современной Мекке. Автор лекции указывает на то, что описания Мекки в ранних исламских традициях (IX-X вв.) представляют её как пышную и плодородную долину с ручьями и растительностью, что резко контрастирует с современной Меккой, которая является засушливой долиной без воды и растительности.
- Географические отсылки в Коране указывают на Северную Аравию, а не на Мекку. Автор лекции отмечает, что географические упоминания в Коране, а также упоминания народов, с которыми контактировали ранние мусульмане, указывают на регионы Северной Аравии и Иордании, а не на Мекку.
- Отсутствие исторических и археологических свидетельств существования Мекки до 741 года н. э. Автор лекции подчеркивает отсутствие археологических или исторических свидетельств, подтверждающих существование Мекки как значимого места до VIII в., что, по мнению лектора, ставит под сомнение её древность и священный статус в раннем исламе.
- Возможная связь элементов, связанных с Меккой, Петрой и Иерусалимом. Автор лекции предполагает, что элементы, которые в исламе связываются с Меккой, такие как Кааба и ритуалы хаджа, могут иметь корни в Петре и Иерусалиме, что, по мнению лектора, указывает на возможное смещение священного центра ислама с севера на юг.
- Опровержение теории торгового пути и теории киблы, связанной с Меккой. Автор лекции критикует теорию, которая объясняет важность Мекки её расположением на торговых путях, а также теорию, что ранняя кибла была направлена на Мекку. Это, по мнению лектора, ослабляет традиционные объяснения священности Мекки.
| Категория отличий | Книга (Коран) | Человек (Мухаммед) | Место (Мекка) |
| Подлинность и происхождение | Современный Коран отличается от ранних версий. Текст подвергался изменениям, стандартизации и цензуре. Современная версия выбрана недавно (1924 г.). Возможны арамейские корни некоторых частей. | Отсутствие современных свидетельств VII века. Традиционные источники написаны значительно позже и далеко от Мекки/Медины. Имя и обряды появляются позже (VIII в.). |
Описание в традициях не соответствует современной Мекке (пышная долина vs. засушливая). Археологические свидетельства отсутствуют до 741 г. н. э. Возможна связь с Петрой/Иерусалимом.
|
| Исторические свидетельства | Ранние рукописи с разночтениями, поздняя стандартизация текста. | Нет современных свидетельств, поздние биографии и хадисы, внеисламские источники противоречат. |
Нет археологических свидетельств раннего существования, теория торгового пути и киблы опровергнуты.
|
| Географическое соответствие | – | Традиционные источники написаны далеко от предполагаемого места действия. Внеисламские источники указывают на северные регионы. |
Описание Мекки в традициях не соответствует реальности. Географические отсылки в Коране указывают на Северную Аравию.
|
| Внешние источники | Арамейские корни, связь с христианскими текстами. | Внеисламские источники VII века дают иное описание. | – |
| Традиционное повествование vs. Реальность | Современный Коран не является вечным, неизменным и ниспосланным в полном объеме. | Историчность Мухаммеда в традиционном повествовании ставится под сомнение. |
Священный статус Мекки в раннем исламе ставится под сомнение, возможно, первоначальное священное место было другим.
|
В целом автор лекции представляет альтернативную точку зрения на стандартную исламскую нарративную традицию (SIN), ставя под сомнение историчность и неизменность Корана, историчность фигуры Мухаммеда в том виде, как она представлена в традиционных источниках, и священный статус Мекки в раннем исламе.
Мнение христианина
Как христианин, прослушав эту лекцию, я прихожу к следующим выводам, особенно в свете того, как лектор сравнил Коран с Библией:
Эта лекция только укрепила мою веру в историческую достоверность нашей Библии.
Критика, прозвучавшая в адрес историчности Корана, для меня стала ещё одним подтверждением того, насколько надёжно Священное Писание.
В то время как лектор поставил под сомнение ранние свидетельства об исламе, я вижу огромный контраст с богатой исторической и археологической поддержкой библейских повествований, особенно когда речь идёт о жизни Иисуса Христа, Его апостолов и ранней церкви.
Для меня, как христианина, наличие современных свидетельств, древних рукописей и археологических открытий подтверждают библейские события, что является невероятно важным отличием.
Также размышления о возможных изменениях и стандартизации Корана, о которых говорил лектор, только укрепили мою уверенность в богодухновенности и неизменности библейского текста.
Я верю, что Библия, хотя и написана людьми, была вдохновлена Самим Богом и чудом сохранена в своей истине на протяжении веков. В отличие от предполагаемой “текстовой эволюции” Корана, я вижу в невероятной целостности и сохранности библейского текста (подтвержденной ранними рукописями), свидетельство Божьего провидения в сохранении Его Слова.
И, конечно, критика Мекки и предположения о том, что изначальный священный центр ислама мог быть в Петре или даже Иерусалиме, отозвались в моём сердце как христианина.
Это укрепило моё понимание уникальной и непреходящей святости Иерусалима в Божьем плане.
В отличие от Мекки, Иерусалим имеет непрерывную историю, подтверждённую как в Библии, так и за её пределами, и является местом, где разворачивались ключевые события нашей веры.
Контраст с предполагаемой “поздней” священностью Мекки для меня очевиден.
В целом, эта лекция заставила меня ещё раз задуматься о существенных различиях между исторической и текстовой надежностью Библии и Корана.
Я, как христианин, верю, что Библия выдерживает проверку временем и историей, в то время как Коран, представляется текстом с более поздним и менее исторически обоснованным происхождением.
Лекция, критически рассматривающая Коран, лишь подчёркивает для меня несоизмеримую ценность и уникальность Священного Писания. Пусть эти размышления станут для нас призывом углубиться в изучение Библии, исследовать её исторические корни, богатство пророчеств и глубину богооткровенных истин.
И самое главное, пусть это приведёт нас к ещё более ревностному следованию за Иисусом Христом, за Тем, Кто для нас является не просто пророком или учителем, но единственным и истинным Богом.
Именно в Иисусе Христе мы находим вечный, ниспосланный, полный и неизменный Логос – Слово Божье, которое было с начала, через Которое всё начало быть и Которое ведёт нас к вечной жизни.
Давайте же углубляться в познание Его, доверять Ему и следовать за Ним всем сердцем, ведь только в Нём мы обретаем истину, путь и жизнь.
Сноски
- Библия. Синодальный перевод
- Calvary Chapel Chino Hills. Investigating Islam with Dr. Jay Smith (2 Corinthians 10:5) https://www.youtube.com/watch?v=40DclW84HkM
- Материалы лекции в PDF 23Mb – открыть файл
- wikipedia.org Jay Smith (Christian apologist)
- В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО! Расследование ислама || Джей Смит https://www.youtube.com/watch?v=pk9cKvAkWb0
Джей Смит (христианский апологет)
Джей Смит (родился в 1953 году) – американский христианский евангелист и апологет. С 1983 года он стал миссионером в Церкви братьев во Христе, уделяя особое внимание апологетике и полемике среди мусульман Лондона.
Смит родился в Индии в семье миссионеров из «Brethren in Christ» и учился в школе Woodstock в Индии. Его дедушка и бабушка также были миссионерами.
Он получил степень бакалавра в колледже Messiah College, а затем степень магистра богословия в Восточной баптистской теологической семинарии по апологетике.
Он также получил степень магистра по исламоведению в Fuller Theological Seminary теологической семинарии и степень доктора философии по апологетике и полемике в Мельбурнской школе теологии (Melbourne School of Theology).
В 1981 году, обучаясь в магистратуре, Смит посетил семинар по исламу, отметив, что во всем мире только 1500 христиан служат мусульманам. Он решил стать миссионером в мусульманском мире и получил вторую степень магистра по исламоведению в Фуллеровской теологической семинарии.
Список источников
- Книги Джорджа Сегела: Рекомендованы к ознакомлению, в частности, книга Абдулы Абдель Аль-Фади, ставящая под сомнение Коран и его рукописи.
- Работы К. Л. Вреде: Работы К. Л. Вреде, существующие около 100 лет, рекомендуются для изучения в контексте альтернативы Корану, особенно в связи с посещениями Британского музея для изучения Библии.
- DVD: Упоминается DVD как ресурс для понимания исторической критики ислама.
Коран и географические ссылки: Отмечается наличие 65 географических ссылок в Коране, включая девять названных мест, таких как “народ Ада”, “народ Мадиана” и “народ Муды”. - География Птолемея: Названа лучшим источником карт Аравии. Упоминаются карты, созданные на основе географии Птолемея, например, карты Ленхардта.
- Апокалипсис Псевдо-Мефодия (741 г. н. э.): Указан как первое упоминание Мекки, более чем через 100 лет после смерти Мухаммеда (632 г. н. э.).
- Сира Ибн Хишама: Упоминается как источник информации о Мухаммеде, но отмечается, что его происхождение связано с немецким ученым Юстелем.
- Хадис Бухари: Упоминается Хадис Бухари, но подчеркивается, что ни одна из работ Аль-Бухари не датируется ранее X в., а восемь из девяти томов появляются только в X в.
- Монеты: Ранние исламские халифы чеканили монеты, и анализ показывает, что монетные дворы располагались в Сирии, Иордании, Израиле, Иране и Ираке, а не в регионе Хиджаз (Мекка и Медина).
- Рукописи:
- Греческие и латинские рукописи Вульгаты: Около 24-25 000 рукописей Нового Завета.
- Шесть ранних коранических рукописей: Рукописи Топкапы, Самарканда, Маиля, Петербурга, Аль-Хусейна и Саны.
- Бирмингемские фолио: Два листа бумаги с 33 стихами, в основном о Семи спящих Эфесских (Сура 18) и протоевангелии Иакова.
- Книга доктора Дэна Брубейкера: Книга, которая по утверждению “уничтожает Коран” путем анализа рукописей и обнаружения вставок, исправлений и затёртых букв, указывающих на стандартизацию и цензуру текста на протяжении веков.
- Фрагменты: Упоминаются 63 проанализированных фрагмента, ни один из которых не привел к окончательным выводам относительно их датировки. Также 9 фрагментов датируются после 719 г. н. э. и 34-х неисследованных фрагмента.