Силоамская башня Лука 13:4

Слова Иисуса означают, что по отношению к отдельному человеку грех и страдание не обязательно взаимосвязаны; но грехи целого народа и его страдания связаны между собой.

0
508

Башня Силоамская

Башня Силоам ( греческий : ὁ πύργος ἐν τῷ Σιλωάμ , хо Пиргос ан Силоам ) была структура , которая упала на 18 человек, убивая их. Siloam окрестности к югу от Старого города Иерусалима . В Евангелии от Луки , Иисус относится к коллапсу башни и смерти 18 в дискурсе о необходимости индивидуального покаяния за грех. Инцидент упоминаются только один раз в Новом Завете , в Луки 13: 4 , как часть секции с примерами приглашения покаяния , содержащееся в стихах 13: 1-5.

1 В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.
2 Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
3 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
4 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?
5 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
(Лук.13:1-5)

Историческая справка

Согласно Иосифу, римская стена Иерусалима повернула от NS к EW (Север – Юг и Восток – Запад) над Силоамом. Нижний пул, соединенный с ближайшим верхним пулом в окрестностях туннеля Силоам, был на фото (вверху) под синей стрелкой.

Римская стена повернулась близко к бассейну, над бассейном. Новая третья стена, построенная Иродом Агриппой в северной части города после прославления Иисуса, имела высоту 20 локтей (около 36 футов / 11 метров в высоту).

Иосиф Флавий объяснил, что старая стена (та, что над Силоамом) имеет 60 башен по всей длине. Иродианские башни в северо-западной части города, где на 20-30 локтей выше вершины старой стены с зубчатыми стенами и башнями, (Книга Войны Иосифа V, Глава IV).

Башня Силоама, упомянутая в Евангелиях, возможно, была намного выше, чем уже высокая стена, поскольку она была описана как очень грозная, не нуждающаяся в каких-либо дополнительных стенах за ней, поскольку крутой склон под ней увеличивал ее рост.

1 В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.
2 Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
3 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
4 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?
5 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
(Лук.13:1-5)

Здесь упоминаются два бедствия, о которых у нас нет точных сведений, и, о которых мы можем только предполагать.

Во-первых, здесь упоминается о галилеянах, которых Пилат убил прямо во время жертвоприношения. Как мы уже видели, галилеяне всегда были подвержены опасности казаться замешанными в какое-нибудь политическое дело, потому что они были по натуре очень вспыльчивыми.

Как раз в это время у Понтия Пилата были серьезные неприятности. Он справедливо решил, что Иерусалиму нужна новая, более совершенная система водоснабжения. Он предложил построить ее и оплачивать ее из денег храма. Это было разумное решение и расходы были объективно оправданы. Но одна мысль истратить на это дело деньги храма встретила яростное сопротивление иудеев.

Когда толпа началась собираться, Пилат приказал своим солдатам смешаться с ней, причем солдаты должны были напасть на толпу и рассеять ее; что они и сделали, но при этом солдаты превысили данные им инструкции и в результате примененного ими насилия многие иудеи были убиты.

Галилеяне наверно принимали участие в бунте.

Нам известно, что Понтий Пилат и Ирод были во враждебных отношениях и помирились лишь после того, как Пилат послал Иисуса на суд Ирода (Лук. 23,6-12).

Может быть, вражда между Пилатом и Иродом как раз и вызвала упомянутые события.

Что же касается восемнадцати, на которых обрушилась Силоамская башня, то их дело еще более неясно. В русской Библии, как и в других, они названы грешниками, но некоторые богословы считают, что их надо бы назвать не грешниками, а должниками.

Может быть, именно в этом и ключ к разгадке.

Высказывалось предположение, что они действительно работали на водопроводе Пилата, столь ненавистной иудеям. В таком случае, заработанные деньги были предназначены для Бога и, поэтому, должны были быть добровольно возвращены Ему; ведь они же были украдены у Него, и, вполне возможно, что народная молва относила обвал башни и гибель восемнадцати за счет выполнявшейся ими работы.

Но в этом отрывке нашли отражение не только проблемы исторического характера. У Иудеев грех и страдание были тесно связаны друг с другом.

Давно тому Елифаз сказал Иову:

«Вспомни же, погибал ли кто невинный?»
(Иов. 4,7).

Это была жестокая и душераздирающая философия, и Иов понимал ее. Но Иисус резко отрицал ее по отношению к отдельному человеку. Как мы хорошо знаем, именно святым приходится больше всего страдать. И Иисус говорит далее Своим слушателям, что если они не покаются, то тоже погибнут.

Иисус о Силоамской башне

Что Он хотел этим сказать?

Ясно, по крайней мере, одно: Он предвидел и предсказал разрушение Иерусалима, последовавшее в 70 г. по Р. Х. (ср. Лук. 21,21-24).

Иисус предвидел, что если иудеи будут продолжать свои интриги, мятежи, заговоры, преследовать свои политические цели, то они приведут их к национальному самоубийству; Он понимал, что в конце концов Рим вмешается и уничтожит сей народ; а ведь именно это и случилось.

Статья по теме: Введение в язык образов: Библейские духовные образы

Так вот суть слов Иисуса следующая: если иудеи будут и дальше стремиться к земному царству и господству и отрицать Царствие Божие, их ждет ужасный конец.

Такая постановка вопроса может, на первый взгляд, создать парадоксальную ситуацию. Слова Иисуса означают, что по отношению к отдельному человеку грех и страдание не обязательно взаимосвязаны; но грехи целого народа и его страдания связаны между собой.

Народ, избравший неверный путь, в конечном счете, пострадает за него. Он не изолирован и не одинок, и не может существовать само по себе. Он связан множеством нитей с жизнью нации.

Человек часто возражает и яростно возражает против пути, избранного его народом, но он бессилен избежать последствий. Человек, таким образом, часто невинно попадает в положение, которого он не вызывал; часто он не повинен в своих страданиях, они не вызваны его ошибкой; народ же представляет собой единство, он выбирает свой путь, и, соответственно, пожинает плоды своего выбора.

Всегда опасно объяснять личные страдания грехом, но можно уверенно сказать, что нация, отказывающаяся повиноваться воле Божией, неминуемо движется к катастрофе.

Ссылки

  1. Библия. Синодальный перевод
  2. Википедия. Башня Силоам — Tower of Siloam
  3. Комментарии Баркли к Новому Завету
  4. File:Weill’s Siloam Tower.png, File:Plan of Weill’s Siloam Tower.jpg
  5. Tower of Siloam at Jerusalem