Меню статьи
Главная
Translate
ДЕТЯМ
Слабовидящим
Telegram

Войдите, чтобы оставить комментарий

Вторник, 23 апреля, 2024

Похороны: отпевание усопших, поминание их

Похороны: отпевание усопших, поминание их

4 Человек подобен дуновению; дни его — как уклоняющаяся тень.
(Пс.143:4)

Библия признаёт, что любому человеку суждено умереть. Смерть – это зло. Одна мысль об этом вызывает у нас страх и ужас.

Отпевание усопших, поминание их,
и где находится душа человека после его смерти?

Во всей Библии прослеживается тесная связь между смертью и грехом. Смерть является частью наказания, которое постигло первого человека Адама за неповиновение Богу. Тоже самое происходит с его потомками, то есть, с нами, людьми, живущими после него и даже до сего дня.

Апостол Павел рассматривает смерть как неизбежное следствие греха – ибо Бог свят, и потому не может терпеть зла (греха). Если мы умираем нераскаянно, нас постигает не только физическая, но и духовная смерть, представляющая собой разъединение с Богом.

Новый Завет часто говорит о неверующих и не познавших Бога людях, как о физически живых и в тоже время духовно мёртвых «по преступлениям и грехам».

Похороны: отпевание усопших, поминание их
Похороны: отпевание усопших, поминание их

Умерев на Кресте, Иисус взял на Себя все последствия человеческого греха, а Своим воскресением из мёртвых победил смерть. Поэтому, хотя по человеческой природе мы должны умереть, но через веру в Иисуса Христа мы обретаем жизнь вечную.

Христианин воскрес от духовной смерти к новой жизни и ожидает кончины века (конца света, конца своей жизни), когда будет побеждена физическая смерть, этот «последний враг»!

Места из Библии для самостоятельного анализа вышеизложенного:

Пс. 143:4, Втор. 30:1-19, Пс. 54:1-17, Быт. 3:17-20, Рим. 6:16-23, Мф. 7:20-27, Еф. 2:1-14, Евр. 2:13-15, 1 Кор. 15:20-26, 2 Кор. 5:1-10

Когда Апостол Павел почувствовал приближение смерти, он написал филиппийским христианам:

21 Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение.
(Фил.1:21)

Он знал, что после смерти христианина ждёт чудесная новая жизнь, ставшая возможной благодаря смерти и воскресению Иисуса Христа.

Но евреи не всегда верили в жизнь после смерти. Это, кстати, относится и к сегодняшним людям, нашим с вами современникам. Они могут чуть-чуть верить, а могут вообще быть атеистами. Но это одно и тоже неверие: «чуть-чуть» и совсем не верить.

Статья по теме: Ад, преисподняя – это…

В ранние ветхозаветные времена израильтяне думали, будто после смерти человек попадает в подземную страну теней, которую называли «Шеол». Но скоро возник вопрос: как справедливый Бог мог допустить, чтобы добрым людям был уготован столь печальный удел?

И израильтяне решили: Шеол – это ещё не всё. В конце времён мёртвые воскреснут; окончательная участь каждого человека будет зависеть от того, как он прожил свою жизнь.

Пророк Даниил пишет:

2 И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление.
(Дан.12:2) — VI век д.н.э.

В новозаветные времена (наша эра) одно из израильских течений (сект) «фарисеи» верили и утверждали о воскресение мёртвых, а другое течение − «саддукеи» − наоборот отрицали воскресение мёртвых: они думали, что ничего такого после смерти нет, мы умрем и всё.

Книжники, фарисеи и саддукеи. Кто они?

Но только приход Мессии (Иисуса Христа) показал, что физическая смерть − это ещё не конец «человеческой личности». Жизнь после смерти существует!

Победа Иисуса над смертью и данное Им обещание вечной жизни окончательно развеяли сомнения у Его учеников.

Погребение в древние времена

В ветхозаветные времена смерть – это всегда трагедия. Приготовления к погребению в те времена во многом были такими же, какими они остаются и сегодня.

Умершему закрывали глаза, тело обмывали и заворачивали в кусок ткани. В жарком климате похороны приходилось совершать как можно скорее. Тело без гроба несли к месту погребения на деревянных носилках.

Родные и друзья покойного рыдали, причитали, посыпали головы пеплом, разрывали на себе одежды, в знак горя сбривали бороды и ходили босиком − это было традицией и зовом (криком души).

Иногда к общим причитаниям присоединялись голоса специально нанятых профессиональных плакальщиц.

Траур обычно длился семь дней, а в особых случаях и дольше (к примеру, Моисея оплакивали тридцать дней). Траур сопровождался постом. Но в день похорон устраивали поминальный пир, который иногда происходил прямо у могилы.

В соседних с Израилем странах, прежде всего в Египте, тело иногда бальзамировали. Внутренности и мозг удаляли и заполняли тело смолистой мастикой.

Похороны: отпевание усопших, поминание их
Похороны: отпевание усопших, поминание их

Израильтяне часто хоронили своих покойников в пещерах. Некоторые пещеры могли вместить всех членов семьи (Быт. 50:13), а если возникала необходимость, их расширяли. В скалах вырубали коридоры с полками вдоль стен и на эти полки клали тела усопших.

Богатых людей хоронили в склепах, высеченных в скалах. К погребальной камере в глубине скалы вела узкая лестница. Входное отверстие загораживали каменной плитой или валуном.

Во времена Нового Завета для того, чтобы облегчить движение «дверного» камня, его иногда размещали в специально выдолбленном желобе. Количество пещер, даже искусственных, было, конечно, ограниченным. Поэтому, когда от трупа оставался только скелет, кости собирали и складывали в деревянный или каменный сундук, называемый «оссуарием».

Откуда всё это известно? Из Библии, а также из наук: Археология и История.

Бедняков хоронили в неглубоких могилах на ровных местах. Тело обкладывали камнями и засыпали землёй. С верху клали каменную плиту. Все могилы белили, чтобы они были хорошо заметны.

Любое соприкосновение с мёртвым телом делало человека ритуально «нечистым» (по крайней мере в израильской религии).

Вот некоторые отрывки из Библии, где отражены обычаи, связанные со смертью и похоронами:

Быт. 23 глава, Быт. 48:1-7, Быт. 49:29-33, Быт. 50:1-26, Втор. 34:5-8, Втор. 14:1-2, 2 Цар. 1:9-12, 2 Цар. 3:28-37, Иер. 9:17-22, Иер. 16:5-7, Мф. 9:23-24, Мат. 8:21 — 22, Мф. 16:1-6, Лк. 7:11-15, Иоанн. 11: 17-57

Человек: плоть и дух

Библия учит, что человек является двойным существом

16 Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.
17 Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу,
18 когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.
(2 Кор .4:16-18)

18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
(Рим. 7:18-23)

3 Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде,
4 но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.
(1 Пет. 3:3,4)

Таким образом, внешним человеком является смертное тело (плоть) Рим. 6:12, внутренним является вечный дух (душа) Деян. 7:57-60.

1Слово «душа» в Библии используется для обозначения физической жизни человека /Лк. 12:16-20

2Слово «душа» используется также для обозначения всех живых существ на нашей планете /Быт 2:19-20

3И самое главное, слово «душа» используется для обозначения той части человека, которое не может быть растворено смертью (то есть, бессмертие человеческой сути) /Мф. 10:28.

  1. Значит, душа человека может отделяться от тела/1 Фес. 5:23
  2. Находиться в его теле/Иов. 32:8
  3. И продолжать существование после его смерти/Лк. 23:46.

Таким образом, человек есть живая душа, обитающая в живом теле. Соответственно, как мы можем понять, смерть – это разделение души человека и его тела/Иак. 2:26.

Человек может быть мертв пока он жив фактически

Если мы не являемся христианами, то мы отделены от Бога нашими грехами (Кол. 2:12-15), если мы являемся христианами − то мы спасены и живем с Богом, и мы отделены от греха (Рим. 6:1-4). Но если мы неверные христиане, то мы мертвы для Бога и также отделены от Него (Отк. 3:1-3).

Человек может быть мёртвым, пока он жив физически (1 Тим. 5:5-6; Лк. 15:11-32), но эта смерть не подразумевает отсутствие существования.

Статья по теме: Видят ли нас мертвые? Лук.16:19-31

Когда кто-то умирает, его дух продолжает жить:

  • Еккл. 12:7
  • Лк. 16:19-31
  • Мф. 22:29-32
  • Отк. 20:4
  • Отк. 6:9-10.

Соответственно, никто из людей со смертью тела своего не прекращает своего существования!

Смерть – это для человека своего рода другая форма жизни.

  • Слово «Шеол» встречается в Ветхом Завете (первая часть Библии) 65 раз.
  • Слово «Преисподняя» встречается в Новом Завете (вторая часть Библии) 10 раз, и они − эти слова − имеют одно и тоже значение, то есть, хранилище для бестелесных духов (тех людей, кто умер и похоронен).
  • Слово «Ад» используется  один раз в Новом Завете и слово «Геенна» встречается 11 раз тоже для обозначения того, где нечестивые люди будут находиться после своей смерти.
Куда мы попадаем, когда умираем?
Куда мы попадаем, когда умираем?

2200*1645, размер файла 1,4 Мб — ссылка на картинку.

Библия учит, что грешники будут наказаны после своей смерти, там не будет отдыха и покоя им, и это будет с ними продолжаться вечно. Там будет достаточно огня, чтобы была сильная боль, и время будет длиться бесконечно.

Соответственно «Ад» не является просто могилой, как некоторые думают. «Ад» − это то место, где грешный человек будет жить вечно и никогда оттуда не вернётся.

Вот места из Библии, которые показывают и подтверждают всё вышесказанное:

Лк. 12:4-5, Мф. 5:22, 2 Фес.1:6-9, Мф. 25:41, Рим. 6:23, Евр. 10:28-31

Напоследок нужно сказать, что некоторые могут усомниться в правильности многих отрывков из Библии, в частности, в притче о «Богаче и Лазаре» (Лк. 16:19-31). На это можно возразить и сказать, что все притчи, высказывания, аналогии и т.д., имеют под собой цель донести смысл до читателя или слушателя не прямым, а косвенным языком, и от этого не теряется смысл и правда сказанного (2 Цар. 12:1-9).

Поэтому мы можем быть уверены, что всё, что говорится в Библии, − правда!

Никто не будет спорить с тем, что в пословице «Без труда не вытащишь рыбку из пруда» говорится правда, а не чушь?! Мы же не предаём значения этих слов в искажённом виде, когда нам говорят о них, нам не нужна рыбка, нам нужна, к примеру, серьёзная прибыль или новый айфон от компании Apple, в Библии − тоже самое.

Мы понимаем эти слова в правильном контексте: «чтобы что-то получить, нужно трудиться, трудиться и ещё раз трудиться» и никак иначе, и от этого понимания эта пословица становится правдой, а не вымыслом.

Некоторые люди опять могут возразить, «что некоторые купаются в роскоши», допустим, дети олигархов. Опять же, это и подтверждает истинность сказанного. Каким образом? Простым!

  1. Во-первых, их, то есть детей, не так уж и много, а соответственно, это скорее всего исключение из правил, а, как известно, исключение и подтверждает правило.
  2. И, во-вторых, их отцы трудились для того, чтобы их дети сейчас могли купаться в роскоши.

Вот вам и пословица − «Без труда не вытащишь рыбку из пруда» − получается чистая правда, тоже самое написано в Библии.

Итак, подведём итоги сказанного с учетом нашей темой:

1Когда умирает человек, его хоронят по обычаям той земли, где он жил. И это естественно, в этом нет ничего предосудительного. Ведь человек не животное, не птица небесная, чтобы его труп был брошен без погребения.

2Поминание усопших конечно практикуется, и это правильно, особенно тогда, когда человек умер. В дальнейшем его могут просто вспоминать в последующих поколениях, в разговорах, наставлениях, примерах, притчах и т.д., его могут приводить в пример, на память себе или другим людям.

Но «поминать» как какой-то обряд − это процесс нигде не практиковался в Библии, по крайней мере, в том контексте, который сейчас проповедуют Православные христиане (Ортодоксальные).

3Отпевание усопших − такая же традиция православных, как и поминание. Из контекста нашей статьи мы можем увидеть, что человек умирает и − всё. После него остаётся только память о нём, его физические вещи (машина, дети и т.д.) и социальные дела (законы, которые он продвигал; воспитанность его детей; ученики, которых он после себя оставил и т.д и т.п.).

Больше он в этот мир не возвращается, а пребывает там, где ему место, то есть, то что он заслужил, то он и получил или получит (если ещё не умер) в загробном мире. Так для чего причитания и отпевания православных верующих по нём, этим они его участь «Там» не облегчат и не скрасят!?

4Где находится душа человека после смерти и куда она идёт? Можно ли описать это место, чтобы нам с вами знать, как оно выглядит?

Думаю нет. Места из Библии:

2 Кор. 12:1-4; Иоан. 1:18; 1 Иоан. 4:12; 1 Кор. 2:9; Кол. 2:18; 1 Тим. 6:16; Отк. 21 глава

Эти примеры и текст нашей статьи (тоже с примерами) хорошо и наглядно показывают, что мы можем узнать, где будет душа человека (то есть, сам человек после своей смерти), но не можем составить 100% видимость интерьера, температур, орнамента, пространства, время, ощущений в загробном мире, потому что это непередаваемо на физическом языке.

chyvstvaЯ могу передать мои ощущения и образ от соприкосновения с тёплым и комфортным офисом, могу передать ощущения от тёплой ванны, работы человека, который роет траншеи, скандала с женой и т.д., всё это есть в реальности, в физическом мире. Но мир духовный − он не передаваем.

Фантастические фильмы показывают его разными красками и образами, но писатели, режиссеры описывают его сообразно своим ощущениям, своим органам чувств (зрению, осязанию и т.д.), своим сенсорным системам, своим психическим процессам (памяти, воображению, представлению и т.д.).

И они не могут иначе, потому что никто из людей, живущих на земле, не видел духовный мир. А если бы и видел, то у него не нашлось бы слов и человеческих понятий, чтобы описать нашим языком, как реально это будет.

Поэтому нам и даны описания загробного мира (Ада, Рая, Неба…) нашим слогом, словами и нашими понятиями, которыми мы, люди, способны оперировать и понимать.

Так что, где находится душа человека мы знаем, что её ждёт − тоже знаем, а вот какой будет «дизайн интерьера» − каждый увидит в своё время!

Изучал вопрос: Александр С.. Н.Новгород.

Stanislav (модератор)
Stanislav (модератор)https://bible-help.ru
Изучаю Библию с 2000 года. Активно веду блог с 2012. Буду рад вашей помощи по работе над сайтом. Так же мы публикуем материал еще в лентах: ЯндексДзен и Телеграмм канал

12 КОММЕНТАРИИ

Больше на Изучение Библии

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading