Войдите, чтобы оставить комментарий

Среда, 26 ноября, 2025

Евангелие от Иоанна

БлогЕвангелие от Иоанна

Евангелие от Иоанна

Евангелие от Иоанна (др.-греч. Εὐαγγέλιον κατὰ Ἰωάννην (Kata Iōannēn, букв. «по Иоанну», «в соответствии с Иоанном»), лат. Evangelium secundum Ioannem) — четвёртая книга Нового Завета. По христианской традиции считается, что она была написана апостолом Иоанном, «возлюбленным учеником» Иисуса Христа, который позже был назван Иоанном Богословом.

Ключ к Евангелию

Ключ к Евангелию от Иоанна содержится в 1Иоан.1:1-3:

1 О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, –
2 ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, –
3 о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом.
(1Иоан.1:1-3)

Только осязаемость вечного дает возможность благовествовать о нем; не будь этой осязаемости, вечное осталось бы неведомым для нас. Так Евангелие от Иоанна раскрывает перед нами последнюю тайну: проникая в нее через восприятие осязаемого, мы тем самым приобщаемся к непостижимому!

Имя автора

Имя автора – Иоанн – стоит в названии четвертого Евангелии. Сам автор называет себя “учеником, которого любил Иисус” (Ин 13:23; 19:26; 21:20,24); множество деталей указывает на то, что он принадлежал к ближайшему окружению Господа.

  • Он хорошо знал традиции и обычаи страны (Ин 2:6; 3:25; 11:44,55; 19:31,40)
  • ему был известен календарь еврейских праздников (Ин 2:13; 6:4; 7:2; 10:22)
  • подробности в описании тех или иных мест говорят о том, что автор лично их посещал (Ин 3:23; 4:11; 5:2; 9:7)
  • он был “знаком первосвященнику” (Ин 18:15)
  • автор помнит многие детали, связанные с Иисусом, например, в какое время суток происходили те или иные события (Ин 1:39; 4:6; 19:14)
  • он хранит в памяти слова учеников (Ин 6:7-9; 11:16; 14:5,8,22).

На Тайной Вечере он возлежал “у груди Иисуса” (Ин 13:23).

Из трех учеников, которые были наиболее близки Иисусу (Петр, Иаков, Иоанн; Мф 26:37), первый – Иаков – рано принял мученическую смерть (44 г. по Р.Х.; Деян 12:2), а второй – Петр – не может быть этим неназванным учеником, потому что упоминается вместе с ним (Ин 18:15,16; 21:20).

Не только название, но и содержание четвертого Евангелия указывает на апостола Иоанна как на его автора.

Время написания и адресат

1 По свидетельству Иринея Лионского, ученика Поликарпа Смирнского, бывшего, в свою очередь, учеником Иоанна, апостол написал свое Евангелие в то время, когда жил в Эфесе.

В соответствии с этим свидетельством, Евангелие от Иоанна до сих пор считают поздним трудом апостола и датируют концом I века по Р.Х.

Статья по теме: Евангелие от Иоанна. Уроки

Отличительной особенности этого Евангелия – образность языка, насыщенность противопоставлениями (например, света и тьмы) – ранее приписывались эллинистическому влиянию. Но изучение рукописей Мертвого моря показало, что соответствующие слог и манера изложения были характерны для иудейской литературы еще во времена Иисуса.

Отсюда можно предположить, что, как и три другие Евангелия, Евангелие от Иоанна было написано еще до 70 г. по Р.Х..

2 в отличие от других Евангелий, обращенных в первую очередь к неверующим, Евангелие от Иоанна адресовано непосредственно Церкви. В нем образ Господа представлен таким, каким Иисус явил Себя тесному кругу учеников, – исполненным величия и славы.

Говоря об этом различии благовествования, обращенному к миру и Церкви, следует отметить, что наряду с начатками учения в новозаветных посланиях излагается и мудрость, предназначенная для совершенных (Евр 5:11 – 6:2; ср. 1Пет 2:2), и пример такого разделения дал Сам Иисус (см. также Мк 4:10-20,33,34).

Композиция

Композиция Евангелия от Иоанна содержит 21 главу. В прологе определена тема (Ин 1:14) и названы два ключевых понятия, которые могли бы стать заголовками к двум основным разделам Евангелия от Иоанна (ст. 5,17).

Подобное деление заложено в самой книге, в которой вплоть до Ин 12:46 говорится о свете и тьме.

Пролог: Слово стало плотию и обитало с на-ми (1:1-18).

А. Свет и тьма (1:19 – 11:57):

  1. свет во тьме светит (1:19 – 4:54):
    • явление света (1:19-51);
    • свет в Израиле (2:1 – 3:36);
    • свет заблудшим овцам (4:1-54);
  2. тьма не объяла свет (5:1 – 11:57):
    • приближение тьмы (5:1 – 6:15);
    • размежевание света и тьмы (6:16-71);
    • борьба между светом и тьмой (7:1 – 11:57).

Б. Пришел к своим, и свои Его не приняли (12:1 – 21:23):

  1. Он приходит к своим (12:1 – 17:26):
    • встреча Господа со своими (12:1 – 13:38);
    • обещание мира для Церкви (14:1 – 17:26);
  2. свои не принимают Его (18:1 – 19:42):
    • в руках человеческих (18:1-40);
    • изгнание (19:1-42);
  3. те, кто принял Его (20:1 – 21:23):
    • принятие Воскресшего 20:1-31);
    • последняя встреча на земле (21:1-23).

Содержание благовествования

Евангелие от Иоанна 1:1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог
Евангелие от Иоанна 1:1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог

Слава

1) даже если тайное навсегда останется для нас тайным, мы все же можем осмыслить осязаемое. Лейтмотивом здесь является слава, честь и авторитет [греч. докса]. Признание превосходства обладателя этого качества над остальными людьми заставляет последних склониться перед Ним.

Иисус Христос обладал подобной славой еще до бытия мира (Ин 17:5). Все сущее в мире имеет свое начало в Нем и тем самым находится в абсолютной от Него зависимости (Ин 1:3).

Этой славы невозможно достичь самостоятельно, она даруется только Самим Богом (Ин 17:22) и представляет собой высшую степень единения Прославленного с Прославляющим (Ин 10:30).

Слава Христа – это слава вечности. Поэтому лишь в сокрытом виде эта слава может проникнуть в погрязший во грехе мир, в котором Христос должен прославить Имя Своего Отца (Ин 12:28), т.е. явить Его во всей Его славе, побуждающей людей к признанию Бога.

Так свершилось чудо: Слово стало плотью, предвечный Бог стал осязаем для людей, и Господин всего сущего (Мф 11:27) принял роль слуги (Мф 20:28).

Божья слава, являющаяся вместе с тем и славой Христа, открывается в Его власти над всем сущим в этом мире, природу которого Он преображает (Ин 2:11), а также в Его власти над побежденной Им смертью (Ин 11:40).

Евангелие от Иоанна повествует о некоторых из чудес, совершенных Иисусом (Ин 21:25). Христос творит чудеса не ради того, чтобы люди могли через них обрести веру (Мф 12:38,39; 1Кор 1:22), ведь вызываемое чудесами восхищение могло, скорее, помешать благовествованию достичь его главной цели – явить нам Божью сущность, Его любовь (1Ин 4:16).

Любовь

2) эту любовь Бог явил, принеся Своего единородного Сына в жертву, через которую Он был призван спасти заблудший мир и даровать людям вечную жизнь (Ин 3:16,17). Но Божье деяние во Христе приносит свои плоды лишь в том случае, если принесенная жертва принята.

Таким образом, Божья любовь явлена нам в стремлении Иисуса завоевать человеческие души. Поэтому в Евангелие от Иоанна подробно повествуется о душе попечительных беседах Господа (Ин 3; 4; 13-16; 18:28 – 19:16; 21).

Ученики призваны проповедовать Божью любовь миру. Им дана заповедь любить друг друга, чтобы мир узнал в них учеников Иисуса Христа (Ин 13:34,35). Богосыновство Иисуса является причиной того, что любовь Отца ко Христу присутствует и в Его учениках (Ин 17:26).

Это деятельная любовь: она дает силы пожертвовать собой, умереть ради друзей (Ин 15:13). Любовь служит не для того, чтобы человек прославлял себя.

Любовь учеников ко Христу, подобно любви Христа к Отцу, проявляется в послушании (Ин 14:15,23,24), прославляющем Господа подражанием Его спасающей любви (Ин 4:34; 6:38; 20:21).

Рождение

3) вступить в Царство Божие возможно только через новое рождение (Возрождение) от Бога (Ин 3:5), через принятие верой свидетельства Христа.

Статья по теме: Возрождение

Рожденный вновь приобщается к вечной жизни, явленной во Христе (Ин 1:12; 5:24). Человек, живший до сих пор во тьме и духовном вакууме, отныне живет в Божьем свете и общении с Богом (Ин 3:19-21; 6:56; 12:46; 15:4-7).

Только так возможно обрести мир, побеждающий царящий в мире страх (Ин 16:33).

В основе спасительного дела Христа лежит освобождение человека от власти дьявола, в которой человек оказался в результате своих прегрешений (1Ин 3:8). Грех начинается со лжи, отец которой – дьявол (Ин 8:44). Человека необходимо выкупить из рабства греха, чтобы он смог вступить в мир Божественной истины. Это и совершил Христос, Который, как Агнец Божий, понес на Себе грехи мира (Ин 1:29).

Новый мир представлен в Евангелии от Иоанна как мир истины. Слава Христа полна благодати и истины (Ин 1:14); Сам являясь истиной (Ин 14:6), Он свидетельствует о ней (Ин 18:37).

Статья по теме: Журнал Истина Сегодня

В Иисусе заключена истина, которая делает возможным истинное почитание Отца (Ин 4:23,24) и истинное послушание гласу Сына (Ин 18:37). Через познание и принятие истины человек обретает свободу (Ин 8:32), воспринимает Дух истины (Ин 16:13), а Слово Божье становится для него спасающей истиной (Ин 17:17).

Благовествование

4) суть благовествования Евангелия от Иоанна представлена в небольшом по объему прологе к книге (Ин 1:1-18). Иоанн, в отличие, например, от Луки, не описывает жизнь Иисуса до начала Его общественного служения: Евангелие от Иоанна сразу же погружает нас в сияние славы Христа. Подобный прием использован автором осознанно.

Благовествование о Христе может быть односторонним, изображающим Иисуса только как Сына Человеческого. Тем самым искажается Его истинное предназначение, поскольку благовествование призвано приблизить человека к Богу и способствовать тому, чтобы вознесшийся Христос “изобразился” в слушателях (Гал 4:19).

Именно поэтому Евангелие от Иоанна раскрывает славу Христа, Который желает пребывать в нас и в Котором должны пребывать мы (Ин 15:4).

Человек

5) такое изображение славы Христа не воспринималось теми, кто хотел представить Иисуса только человеком. Уже во II в. по Р.Х. существовала концепция, согласно которой Господь был человеком, обретшим божественную сущность лишь при крещении.

Предпринимались также попытки обнаружить в прологе Евангелия от Иоанна чуждое влияние, при этом комментаторы в первую очередь указывали на понятие логос (“слово”), игравшее значимую роль в греческой философии и, прежде всего, в иудео-эллинистической философии Филона Александрийского.

Апостолы использовали для своей проповеди язык, на котором общались современные им люди, но привычные слова наполнили новым содержанием. Об этом свидетельствует сравнительный анализ новозаветных произведений и трудов античных философов.

Живое Слово Божие, через которое “все начало быть” (Ин 1:3,4), не имеет ничего общего с философским понятием “логос”. Насколько отличны эти два понятия, становится ясно из самого Евангелия от Иоанна, в частности из рассказа о допросе Иисуса Пилатом (Ин 18:33-38), где прокуратор не может понять, о какой истине говорит ему Иисус.

Сноски

  1. Википедия. Евангелие от Иоанна
  2. Библейский словарь Брокгауза
  3. Библия. Синодальный перевод
Предыдущая статья
Следующая статья
Stanislav (модератор)https://bible-help.ru
Изучаю Библию с 2000 года. Активно веду блог с 2012. Буду рад вашей помощи по работе над сайтом. Так же мы публикуем материал еще в лентах: ЯндексДзен и Телеграмм канал

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Возможно я не совсем правильно выразился выше. Контекст и правильное определение значения слов непременно важны. Слово “вера” в библии имеет несколько значений – мысленное согласие, доверие, вероучение, и т.д. Возьмем в пример стих 31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

    Слово “уверовали” и слово “веруя” имеют разные значения.


    Современный религиозный мир добавил или изменил значение некоторых слов “вера”, что только усугубило всю ситуацию. Вот пример из мирского словаря: Вера— признание чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования.


    Библейская вера включает понимание и умственное осознание истинности – это не просто слепое логически необоснованное доверие.


    Я только хотел сказать что чудеса описанные в этом послании были предоставлены нам для того чтобы мы изучили их и приняли правильный вывод, тоесть поверили в тот факт, что Христос есть Сын Бога, и его новое учение которое он дал нам – наш новый авторитет, и тд. Эти чудеса служат логическим доказательством для нас.


    Иоанна 10:25,36-38 Иисус ответил: — Я уже говорил вам, но вы не поверили. Обо Мне свидетельствуют дела, которые Я совершаю от имени Моего Отца…то как же вы смеете говорить, что Тот, Кого Бог освятил и послал в мир, кощунствует, потому что Я сказал: «Я — Сын Бога»? Если Я не делаю то же, что делает Мой Отец, — не верьте Мне. Если же Я совершаю дела Моего Отца, то даже если вы не верите Моим словам, верьте делам, чтобы вы ПОНЯЛИ И ЗНАЛИ, что Отец во Мне и Я в Нем.


    Некоторым слушающим Христа (особенно фарисеям, тем кто должны были знать закон, знать и ожидать месию) было трудно согласится с Его словами… в их ушах(умах) они слышали страшное кощунство, просто поверить в истинность этим людям было почти невозможно. Христос им говорит, хорошо, посморите на мои дела, на чудеса и знамения, изучите, удостовертесь в их подлинности и вы поймете, познаете и будете уверенны что все что я говорю, я говорю от Бога…


    Христос повелел апостолам идти и проповедовать Евангелие всему миру (Мк 16:15). Но, так как это было такое новое и радикальное учение, Он знал что эта весть должна быть подверждена и доказана как истинная информация от Бога. Бог никогда по другому не действовал. Если взять и проанализировать любое повеление от Бога из Ветхого или нового Завета то мы заметим что Он всегда дает достаточно информации и доказательств (в виде знамений и чудес) так что никто получавший повеление не сомневался от кого оно и тд.


    Чудеса на сегодняшний день абсолютно не нужны. Почему? Для того чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно определить для чего нужны были чудеса и знамения в первом веке когда Христос основал свою церковь? Мы уже разобрались что в первом веке, чудеса служили доказательством истинности учения … 1 Кор 14:22 знамения не для верующих а для неверующих…


    Вера как вероучение давным давно, раз и навсегда была доказанна, утверждена и отданна нам.

    Возлюбленные, при всем моем желании написать вам о нашем общем спасении, я счел нужным напомнить вам о необходимости отстаивать веру, раз и навсегда доверенную святым Иуда 1:3


    Потому что у нас сегодня есть полное и завершенное Слово от Бога оставленное и сохраняемое для нас Заступником или Утешителем -Духом Святым, нам больше не надо доказательств. У нас есть живой действуещий инструмент способный изменить и оживотворить, возродить разум любого искреннего человека.

    Если же у кого не достает веры, не хватает информации поверить в “нелепость” благой вести, у него есть доказательства – чудеса, записанные в Писаниях. Изучая и исследывая те чудеса и знамения у него теперь достаточно информации сделать правильные выводы и верить.




  2. Итог первого параграфа: “Христос творит чудеса не ради того, чтобы люди могли через них обрести веру (Мф 12:38,39; 1Кор 1:22)” немного противоречит тому что написанно в послании от Иоанна 20:30-31.


    Вот что говорится о всего 8ми чудесах и знамениях записанных в этом послании:

    30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

    31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.


    Чудеса (и в Патриархальном, и в Иудейском и Христианском периодах) всегда были предназначены для подверждения “подкрепления” сказанного посланником (пророком).

    Например, знамения подкрепляли слова посланных Христом апостолов.

    От Марка 16:20 А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.

    Современный перевод: А ученики пошли и повсюду проповедовали, и Господь содействовал им, подтверждая их слово знамениями.


    • Я почему-то вспомнил, как Иисуса искушал сатана и хотел, чтобы он спрыгнул с крыши Храма, люди бы увидели, что Его понесли Ангелы и сразу бы уверовали в Спасителя. Если рассматривать проповедь Иисуса, то чудеса не были основным инструментом для веры людей.

      Чаще люди так воспринимали Его дела:

      14 Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир.

      15 Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один.

      (Иоан.6:14,15)


      А когда хотели по закону запретить говорить Апостолам, именно чудеса останавливали и давали им страх:

      13 Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом;

      14 видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки.

      15 И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собою,

      16 говоря: что нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть [сего];

      17 но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей.

      18 И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса.

      19 Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?

      (Деян.4:13-19)


      Если чудеса использовать как аргумент защиты, то против них сложно что-то противопоставить. А если на них строить веру, то глаголы вечной жизни не нужны:

      66 С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.

      67 Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?

      68 Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни:

      69 и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.

      (Иоан.6:66-69)

Exit mobile version