Церковь и государственная политика

Церковь и государственная политика

Естественное желание людей наилучшим образом обустроить свою жизнь на земле рождает массу идей, каким образом организовать и какими законами регулировать взаимоотношения в обществе в рамках отдельного государства.

Множество мнений вызывает множество дискуссий, споров, разделений и даже прямой борьбы приверженцев различных идей между собой.

При этом, церковь также несет в себе образ взаимоотношений и закон, данный Богом, который христиане признают за наилучший, как для духовной жизни, так и для жизни в мире. Но в мире как церковь влияет на общество, так и общество на церковь.

И те разделения, которые уже посеяны и сформированы в мире, неизбежно проникают в церковь. А справляться с этим разрушительным влиянием гораздо легче, если понимать, каков «генеральный план» Бога в отношении этого мира и каков Его план по устройству и функционированию церкви.

Поручения

Бог не дает неисполнимых поручений и на самом деле огорчается, когда человек берется, но не исполняет их в точности.

Бог еще до сотворения мира знал, что будут люди, свободно выбирающие ослушание и предусмотрел план Спасения для тех, кто потом одумается:

4 так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви,
5 предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей,
(Еф.1:4,5)

Бог никогда не торопил это время (когда люди начнут поступать по-своему) и, давая конкретные поручения конкретным людям, ожидал, что они способны их исполнить в точности и не упустят предусмотренных Богом благословений.

Бог огорчился

!Он огорчился, что уже Адам и Ева проявили ослушание и упустили благословение жить в Эдемском саду.

8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?
10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
11 И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
(Быт.3:8-14)

!Он огорчился, что очень быстро почти все люди, кроме одного семейства Ноя, отвернулись от Него и упустили благословение жить в «доПотопном», особым образом устроенном мире.

5 И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;
6 и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
7 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.
8 Ной же обрел благодать пред очами Господа.
(Быт.6:5-8)

!Он огорчился, что очень быстро получивший свободу от египетского рабства израильский народ отказался от благословения близкого общения с Творцом (Исх.20:18-21) и повернулся к другим богам (Исх.32:10). Чуть не была упущена сама возможность быть избранным народом и жить дальше.

18 Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев [то], народ отступил и стал вдали.
19 И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть.
20 И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили.
21 И стоял народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог.
(Исх.20:18-21)

10 итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.
(Исх.32:10)

!Он огорчился, что израильтяне отказались от благословения войти сразу в обетованную землю и лишились возможности вернуть его при своей жизни (Втор.1:18-36).

… список можно продолжить, он получится довольно длинным

Бог отозвал

Эти предварительные рассуждения важны с той точки зрения, что и относительно государственности израильского народа у Бога был замысел, были поручения, они не были исполнены в точности и благословения были отозваны:

Отозвано благословение построения полностью монотеистического государства Израиль на палестинской земле:

1 И пришел Ангел Господень из Галгала в Бохим и сказал: Я вывел вас из Египта и ввел вас в землю, о которой клялся отцам вашим — [дать вам], и сказал Я: «не нарушу завета Моего с вами вовек;
2 и вы не вступайте в союз с жителями земли сей; жертвенники их разрушьте». Но вы не послушали гласа Моего. Что вы это сделали?
3 И потому говорю Я: не изгоню их от вас, и будут они вам петлею, и боги их будут для вас сетью.
4 Когда Ангел Господень сказал слова сии всем сынам Израилевым, то народ поднял громкий вопль и заплакал.
(Суд.2:1-4)

Отозвано благословение у священника Илия и его рода:

27 И пришел человек Божий к Илию и сказал ему: так говорит Господь: не открылся ли Я дому отца твоего, когда еще были они в Египте, в доме фараона?
28 И не избрал ли его из всех колен Израилевых Себе во священника, чтоб он восходил к жертвеннику Моему, чтобы воскурял фимиам, чтобы носил ефод предо Мною? И не дал ли Я дому отца твоего от всех огнем сожигаемых жертв сынов Израилевых?
29 Для чего же вы попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения Мои, которые заповедал Я для жилища [Моего], и для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего — Израиля?
30 Посему так говорит Господь Бог Израилев: Я сказал [тогда]: «дом твой и дом отца твоего будут ходить пред лицем Моим вовек». Но теперь говорит Господь: да не будет так, ибо Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены.
31 Вот, наступают дни, в [которые] Я подсеку мышцу твою и мышцу дома отца твоего, так что не будет старца в доме твоем;
32 и ты будешь видеть бедствие жилища Моего, при всем том, что [Господь] благотворит Израилю и не будет в доме твоем старца во все дни,
33 Я не отрешу у тебя [всех] от жертвенника Моего, чтобы томить глаза твои и мучить душу твою; но все потомство дома твоего будет умирать в средних летах.
(1Цар.2:27-33)

Отозвано благословение царствования у представителей рода Саула:

13 И сказал Самуил Саулу: худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа Бога твоего, которое дано было тебе, ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда;
14 но теперь не устоять царствованию твоему; Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом.
(1Цар.13:13,14)

Да и умер Саул раньше, чем предусматривал Бог, потому, что ходил к волшебнице с вопросами, а не к Богу:

13 Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом,
14 а не взыскал Господа. [За то] Он и умертвил его, и передал царство Давиду, сыну Иессееву.
(1Пар.10:13,14)

Это тоже всё примеры того, как вполне исполнимые поручения Бога не были исполнены, и в результате связанные с ними благословения государственного устройства были отозваны безвозвратно.

Народ выбрал царя

Изначальный план Бога об устройстве Его народа был таков, что у каждого есть своя голова на плечах и все одинаково стараются подчиняться одному и тому же закону и царю, Который Есть Бог.

Но израильтяне выпросили другого – земного царя и земные законы в земном государстве:

6 Тогда Самуил сказал народу: [свидетель] Господь, Который поставил Моисея и Аарона и Который вывел отцов ваших из земли Египетской.
7 Теперь же предстаньте, и я буду судиться с вами пред Господом о всех благодеяниях, которые оказал Он вам и отцам вашим.
8 Когда пришел Иаков в Египет, и отцы ваши возопили к Господу, то Господь послал Моисея и Аарона, и они вывели отцов ваших из Египта и поселили их на месте сем.
9 Но они забыли Господа Бога своего, и Он предал их в руки Сисары, военачальника Асорского, и в руки Филистимлян и в руки царя Моавитского, [которые] воевали против них.
10 Но когда они возопили к Господу и сказали: «согрешили мы, ибо оставили Господа и стали служить Ваалам и Астартам, теперь избавь нас от руки врагов наших, и мы будем служить Тебе»,
11 тогда Господь послал Иероваала, и Варака, и Иеффая, и Самуила, и избавил вас от руки врагов ваших, окружавших вас, и вы жили безопасно.
12 Но увидев, что Наас, царь Аммонитский, идет против вас, вы сказали мне: «нет, царь пусть царствует над нами», тогда как Господь Бог ваш — Царь ваш.
13 Итак, вот царь, которого вы избрали, которого вы требовали: вот, Господь поставил над вами царя.
14 Если будете бояться Господа и служить Ему и слушать гласа Его, и не станете противиться повелениям Господа, и будете и вы и царь ваш, который царствует над вами, [ходить] вслед Господа, Бога вашего.
15 а если не будете слушать гласа Господа и станете противиться повелениям Господа, то рука Господа будет против вас, [как была] против отцов ваших.
16 Теперь станьте и посмотрите на дело великое, которое Господь совершит пред глазами вашими:
17 не жатва ли пшеницы ныне? Но я воззову к Господу, и пошлет Он гром и дождь, и вы узнаете и увидите, как велик грех, который вы сделали пред очами Господа, прося себе царя.
(1Цар.12:6-17)

Это было плохо, но не непоправимо. И такое, земное устройство может благословлять Бог, если только каждый понимает и признает высший закон и высшее господство Бога:

19 И сказал весь народ Самуилу: помолись о рабах твоих пред Господом Богом твоим, чтобы не умереть нам; ибо ко всем грехам нашим мы прибавили еще грех, когда просили себе царя.
20 И отвечал Самуил народу: не бойтесь, грех этот вами сделан, но вы не отступайте только от Господа и служите Господу всем сердцем вашим
21 и не обращайтесь вслед ничтожных [богов], которые не принесут пользы и не избавят; ибо они — ничто;
22 Господь же не оставит народа Своего ради великого имени Своего, ибо Господу угодно было избрать вас народом Своим;
23 и я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас, и буду наставлять вас на путь добрый и прямой;
24 только бойтесь Господа и служите Ему истинно, от всего сердца вашего, ибо вы видели, какие великие дела Он сделал с вами;
25 если же вы будете делать зло, то и вы и царь ваш погибнете.
(1Цар.12:19-25)

Это всё касалось ветхозаветной государственности, которая то укреплялась, то разрушалась, то снова восстанавливалась Богом…

Лучший царь

В итоге все начали ждать Мессию, Который положит конец этим «качелям», принесет мир и благоденствие:

20 Посему так говорит им Господь Бог: вот, Я Сам буду судить между овцою тучною и овцою тощею.
21 Так как вы толкаете боком и плечом, и рогами своими бодаете всех слабых, доколе не вытолкаете их вон, —
22 то Я спасу овец Моих, и они не будут уже расхищаемы, и рассужу между овцою и овцою.
23 И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем.
24 И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них. Я, Господь, сказал это.
25 И заключу с ними завет мира и удалю с земли лютых зверей, так что безопасно будут жить в степи и спать в лесах.
26 Дарую им и окрестностям холма Моего благословение, и дождь буду ниспосылать в свое время; это будут дожди благословения.
27 И полевое дерево будет давать плод свой, и земля будет давать произведения свои; и будут они безопасны на земле своей, и узнают, что Я Господь, когда сокрушу связи ярма их и освобожу их из руки поработителей их.
28 Они не будут уже добычею для народов, и полевые звери не будут пожирать их; они будут жить безопасно, и никто не будет устрашать [их].
29 И произведу у них насаждение славное, и не будут уже погибать от голода на земле и терпеть посрамления от народов.
30 И узнают, что Я, Господь Бог их, с ними, и они, дом Израилев, Мой народ, говорит Господь Бог,
31 и что вы — овцы Мои, овцы паствы Моей; вы — человеки, [а] Я Бог ваш, говорит Господь Бог.
(Иез.34:20-31)

1 Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую.
2 Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет.
3 Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи.
4 Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама.
5 Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню.
6 Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.
7 Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.
(Ис.9:1-7)

И вот, пришел Мессия, Христос, новый царь израильтян от Бога!

И с одной стороны, вроде бы, все шло, как ожидается, а с другой — не так…

  • Иисус говорил не про мир, но про меч (Матф.10:34), принял царские почести при въезде в Иерусалим (Матф.21:1-9), разогнал менял в храме (Матф.21:12-13)…
  • Но Иоанн Креститель уже в темнице, ждет решения Ирода и уже в некотором нетерпении и сомнениях, когда же уже свобода? (Лк.7:19-23)
  • А сам Иисус все медлит, восстаний не поднимает, напротив, одобряет выплату податей Риму (Мф.22:16-22), а в решающую ночь и вовсе останавливает учеников, готовых с оружием биться за своего царя (Мф.26:51-54)

А уж о строительстве монотеистического христианского государства по всей планете или же на какой-то отдельно взятой территории ни в словах Иисуса, ни в письмах Апостолов нет ни тени намёка, и уж тем более нет таких поручений!

Есть, правда, упоминание о тысячелетнем правлении святых со Христом на земле (Откр.20:4-7), но оно совсем не обязательно говорит о царствовании по всем земным правилам, к которым мы привыкли (учитывая слова Самого Христа о царствовании).

Церковь на земле

Что же мы знаем о замысле Бога в отношении жизни новозаветной церкви на земле?

+ Пилату Христос заявил о безоговорочной власти Своего Отца в мире, но о царстве Своем, как не от мира сего:

9 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.
10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?
11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.
(Иоан.19:9-11)

33 Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский?
34 Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?
35 Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?
36 Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.
37 Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.
(Иоан.18:33-37)

+Ученикам Христос заявил, что власть и влияние в Его царстве устроены совсем иначе, чем в мире

42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.
43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою;
44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.
45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
(Мар.10:42-45)

+Более того, мир неизбежно будет ненавидеть христиан

19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.
20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.
21 Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.
22 Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.
23 Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего.
24 Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.
(Иоан.15:19-24)

поскольку они несут как весть о Спасении, так и весть об осуждении от Бога:

14 Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте.
15 Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих:
16 для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?
(2Кор.2:14-16)

+Петр, говорит о покорности властям этого мира, как власти от Бога, даже в отношении языческой государственности:

13 Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти,
14 правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, —
15 ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, —
16 как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии.
17 Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите.
18 Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым.
19 Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо.
20 Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу.
(1Пет.2:13-20)

То же самое говорит Павел:

1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
4 ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
5 И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести.
6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.
7 Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
(Рим.13:1-7)

+В отношении рабства и свободы Павел предлагает «выбирать лучшее», если есть возможность выбора, и оставаться так, как есть, если выбора нет, а не идти и менять социальный строй общества вокруг.

20 Каждый оставайся в том звании, в котором призван.
21 Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.
22 Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.
23 Вы куплены [дорогою] ценою; не делайтесь рабами человеков.
24 В каком [звании] кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.
(1Кор.7:20-24)

То есть социальное устройство общества в государстве и устройство церкви — как два непересекающихся мироустройства.

Церковь и правительство

Итак:

Устройство церкви, власть в церкви и отношения людей в ней по замыслу Бога объективно должны и будут отличаться от устройства государства в мире.

Устройство церкви, власть в церкви и отношения людей в ней по замыслу Бога не должны быть связаны или зависеть от географии, культуры и социального устройства общества.

Правильная, здоровая церковь может существовать на любой территории, в любой культуре и при любом государственном строе.

Это замысел Бога. А что же происходит в реальности?

Государство стремится растворить в себе церковь (сделать ее понятной, управляемой, лояльной и однородной с сообществом всех остальных граждан).

Этот процесс называется секуляризацией церкви, и мы сегодня видим много примеров настолько однородного «светского общества», что церкви там почти и не видно.

Церковь стремится срастись с государством, завладеть государственной властью и сделать религиозный закон законом для этого государства. И примеров такого огосударствления религий тоже достаточно много.

А «имперское христианство», как показывает история, ничем принципиально не отличается от имперского язычества в части методов насаждения религиозных взглядов и борьбы с конкурентами.

Оба варианта одинаково губительны для христианской церкви. Христианская церковь – это сообщество со свободным «входом и выходом».

  • Хочешь принять закон Христов – прими и живи по нему.
  • Хочешь отказаться – уходи.
  • Хочешь оставаться в церкви, но продолжать грешить – церковь исторгнет тебя в мир, ищи себе там единомышленников.

В государстве не так, никто не может самовольно решить не подчиняться закону государства и со своим домом и двориком выйти из под его юрисдикции.

Каждый христианин совершает, по сути, тот же личный выбор, что и Иисус Навин, вне зависимости от того, что принято в мире или что выбирают другие люди:

«я и дом мой будем служить Господу»
(Иис.Нав.24:15).

То же самое можно применить и к подчинению властям: «я и дом мой будем придерживаться заповедей Господа, что бы ни было принято законом этого государства»:

! Так поступал Даниил:

7 Все князья царства, наместники, сатрапы, советники и военачальники согласились между собою, чтобы сделано было царское постановление и издано повеление, чтобы, кто в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, того бросить в львиный ров.
8 Итак утверди, царь, это определение и подпиши указ, чтобы он был неизменен, как закон Мидийский и Персидский, и чтобы он не был нарушен.
9 Царь Дарий подписал указ и это повеление.
10 Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того.
(Дан.6:7-10)

его друзья Сидрах, Мисах и Авденаго в период вавилонского пленения, когда исполнение заповедей израильского Бога было вне закона государства:

13 Тогда Навуходоносор во гневе и ярости повелел привести Седраха, Мисаха и Авденаго; и приведены были эти мужи к царю.
14 Навуходоносор сказал им: с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не служите, и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь?
15 Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей?
16 И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это.
17 Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит.
18 Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся.
(Дан.3:13-18)

!Так поступали мученики, убитые в первом веке в Иудее и по всей Римской империи, когда исполнение заповедей Христа было объявлено вне закона:

2 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.
3 Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.
4 Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.
(Иоан.16:2-4)

Призыв Христа

При этом, очень важно понимать:

: Христос не призывает свергать «неправильные» власти в государстве и устанавливать «правильные». Церковь не противопоставляет себя государству и не воюет с ним.

Церковь живет по закону Христа, в котором нет угрозы для существующей системы власти, какой бы она ни была. А любой уже сложившийся государственный строй есть результат того, что допустил Бог, исходя из Своих, порой непонятных нам целей.

: Призывая проповедовать по всему миру, Христос не призывает насаждать повсюду христианство, как государственную религию и не призывает принуждать людей к жизни по законам Христа государственными инструментами.

18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
20 уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
(Матф.28:18-20)

: Призыв молиться за существующие власти и относиться к ним, как к слугам говорит не о том, что Бог одобряет все, что делают люди, имеющие власть по Его позволению.

4 ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
(Рим.13:4)

Это прежде всего говорит, об ответственности любого правителя перед Богом и по Его высшему закону (вне зависимости от принятого в государстве закона).

Каждый правитель или судья несут на себе обязанность и ответственность перед Богом распорядиться властью на добро, а не на зло зависимым людям. Об этом здравомыслии властей и нужно молиться в первую очередь.

Изменить государственное устройство

Все это, в частности, значит, что если у меня в сердце закипело желание изменить государственное устройство у себя или в другой стране силой и в обход существующего законного порядка в этой стране, то это желание не от Христа, а от моей немощной и нетерпеливой плоти.

Правильный порядок влияния всегда находится в рамках предусмотренных законом правил и возможностей (как Павел говорил о рабстве и свободе). Не правильно воспользоваться беззаконием для достижения своих целей, а потом призывать к законности по уже новому закону.

Статья по теме: Правительство — демократия и Библия

Хочешь изменить государство – убеди людей принять другие законы законным же образом. Не получается – прими как данность выбор большинства, каким бы глупым этот выбор тебе ни казался.

Нет сил, или мудрости, или возможностей влиять на общество – занимайся теми важными делами, какие у тебя есть от церкви: учи, увещевай, вразумляй, ободряй, помогай, раздавай и т.д.

Тогда, прежде всего своей совести, а потом и другим людям можно дать простой и искренний ответ на вопрос «где ты был, когда на государственном уровне происходило что-то вопиюще несправедливое»: я помогал ближнему стать чуточку ближе к Богу, утешал его надеждой от Бога, укреплял его семью истиной о настоящей любви от Бога и т.д..

Именно этим занимались христиане первого века в Римской империи. Именно это (а не революционная протестная активность) послужило обращению целой империи в христианство.

Законные возможности влиять

Церковь и государственная политика
Церковь и государственная политика

Какие законные возможности есть у нас для влияния на государственную политику сегодня:

+Выборы в органы власти и свобода делиться мнением, почему я считаю того или иного кандидата лучше.

Если христианин хочет участвовать в политической жизни города, области, страны – он может это делать (как в качестве депутата, так и в качестве избирателя).

Главное, не воспринять «грязные методы» политической борьбы, ложь, лицемерие, банальный популизм (как разновидность манипуляции), не причислять к врагам людей с другой политической позицией и не воевать с ними (не углублять разделения в обществе и не сеять их в церкви).

+Открытость, доступность для тех, кто хочет узнать и увидеть, что это такое, жить по христиански и какие это приносит плоды в жизни.

Если христианин хочет быть максимально доступен и открыт через СМИ, социальные сети и пр. – он может это делать.

Главное, не создавать заведомо выхолощенный образ, приторно елейный, притворный, показательно благочестивый. Это будет фарисейством в чистом виде.

+Правовая защита. Не та правозащита, которая «только для своих», которая закрывает глаза на то, что «не выгодно» и гиперболизирует то, что «выгодно». Настоящая защита прав любого человека вне зависимости от национальности, социального статуса, взглядов, вероисповедания.

Если христианин хочет защищать людей от ущемления их законных прав и интересов – он может это делать.

Главное, не нарушать золотое правило (Матф.7:9-12) и помнить, что у Бога в приоритете милость, как инструмент исправления через увещевание, и только потом суд, как инструмент вразумления через наказание (Иак.2:12-13).

9 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?
10 и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?
11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.
12 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.
(Матф.7:9-12)

12 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.
(Иак.2:12,13)

К этому же относится и отстаивание собственных законных прав, воздействие на неисполнительных чиновников, борьба с преступностью и коррупцией.

Христианин также может работать в структурах государственной власти, как и любой государственный деятель может стать христианином и оставаться на своем посту по Божьему произволению.

Служба в армии и защита государства от разрушительного внешнего воздействия. Это отдельная большая тема, в которой есть как доводы и варианты «за», так и «против».

Сноски

  • Библия. Синодальный перевод
  • Автор статьи: Александр Бовсуновский, Томск
  • Верстка статьи: Станислав Чепурной, Н.Новгород
Церковь и государственная политика
Stanislav C.https://bible-help.ru
Изучаю Библию с 2000 года. Активно веду блог с 2012. Буду рад вашей помощи по работе над сайтом. Так же мы публикуем материал еще в лентах: ЯндексДзен и Телеграмм канал
Select Language