Меню статьи
Главная
Translate
ДЕТЯМ
Слабовидящим
Telegram

Войдите, чтобы оставить комментарий

Вторник, 16 апреля, 2024

Первое Имя Бога Эл — 7 значений

Эл — Бог

Эл (Бог). В Каббале в книге «Зохар» названы 72 имени Бога, каждое состоит на иврите из трёх букв.

Как в Ветхом, так и в Новом Заветах трудно найти имя, человеческое или божественное, которое не имело бы особого смысла. Более того, когда осознаешь, как тщательно написана Библия, понимаешь, в частности, что любое имя или определение Божества в ней подчеркнуто значимо.

Данное исследование является попыткой показать разнообразные ветхозаветные имена и определения Божества.

Статья по теме: Имя Бога в Библии. Более 55 вариантов.

Собственный Божий выбор имен позволяет нам увидеть богатый смысл в тех именах, которые дал Ему Его народ. Изучая эти имена так, как смотрят на драгоценные камни в витрине, мы углубим наше понимание Божества.

Общее название для Божества в еврейском языке строится на корне существительного Эл, или Элох. Прибавив к еврейскому существительному мужского рода единственного числа суффикс им, получаем множественное число; и мы также встречаем слово элохим.

Однако когда существительное стоит в форме множественного числа, но относится к одному объекту, это иногда называется «множественным уважения».

Ветхий Завет всегда отмечает, что есть только один Бог, и всегда осуждает идолопоклонства политеизма. Поэтому важно понимать названия Бога, основанные на корне этого слова.

ЭЛОХИМ: «БОГ»

Написание «Элохим» на иврите
Написание «Элохим» на иврите

Первое ветхозаветное название Божества мы находим в Быт. 1:1:

«В начале сотворил Бог [элохим] небо и землю»

Значение слова «Элохим»

Элохи́м (ивр. ‏אֱלֹהִים ,אלוהים‏‎, Элохим; Элогим; Елогим; Элои) — еврейское нарицательное имя Бога, Божества; множественное число от «Элоах» или «Эл», общего названия для божества у семитских народов. Упоминается на протяжении всего еврейского Священного Писания (Ветхого Завета в Библии), начиная с Бытия 1:1. Упоминается попеременно, а иногда и вместе с другими именованиями Божества — Яхве (Иегова), Адонай и т. д.

Представляется весьма вероятным, что слово элохим происходит от глагола алах (сравните с наименованием Бога в исламе: «Аллах»), который означает «ходить в страхе». Это слово стало употребляться в значении «поклоняться».

Испуг, ужас, изначально содержавшиеся в слове «страх», исчезли, растворившись в чувстве благоговения и почтения перед достойным поклонения великим Существом, так что теперь, когда мы говорим о ком-то, что он боится Бога, это означает, что он поклоняется Богу.

1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;
(Быт.17:1)

Моисей писал: «Господа, Бога твоего, бойся» (Втор. 6:13); когда же Иисус цитировал это высказывание Моисея, Он раскрыл истинный смысл слова «бояться», сказав: «Господу Богу твоему поклоняйся» (Мат. 4:10).

[1]Хотя происхождение слова элохим («боги») указывает на объект поклонения, это слово стало также использоваться по отношению к ангелам (ср. Пс. 8:6 и Евр. 2:7), земным судьям и правителям (Исх. 22:8, 9, 28; 1 Цар. 28:13), а также простым людям (Пс. 81:6; Иоан. 10:34).

Поскольку слово «Бог» происходит от слова со значением «бояться» и поскольку слово «бояться» употреблялось в значении поклонения, то «Бог» и идея поклонения определенно связаны между собой.[1]

Единственное Существо, достойное поклонения.

Слово «Бог», как оно использовано в Быт. 1:1, означает не просто достойное поклонения существо, а того Единственного, кому должно поклоняться.

Исключительность этого особого Божества, о котором идет речь в Быт. 1:1, как единственного Существа, которому должно поклоняться, впоследствии была провозглашена в первой из Десяти заповедей:

3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
(Исх.20:3)

Иисус посчитал, что в высказывании «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи» (Втор. 10:20) слово «одному» подразумевается (в оригинале оно отсутствует и добавлено переводчиками, о чем свидетельствует курсив).

Он добавил то, что подразумевалось, сказав: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мат. 4:10).

Итак, это первое описание Божества в Ветхом Завете служило для того, чтобы создать у читателей представление о единственном Существе во вселенной, достойном поклонения.

Множественное число слова Элохим

[2]Так, «херувим» в древнееврейском — это мно­жественное число от слова «херув». Однако в рус­ском языке оно стало восприниматься как сущест­вительное единственного числа, и для образования множественного числа к нему стали еще прибавлять соответствующее окончание (прим. перев.).

В древнееврейском языке «-им» — это суффикс множественного числа, так что слово элохим имеет форму множественного числа[1].

Однако когда слово элохим относится к одному истинному и живому Богу, переводчики вместо множественного числа, в котором стоит еврейское слово, пишут единственное число — «Бог».

Единственное число слова «бог», элоах, в Вет­хом Завете встречается очень редко — всего 57 раз, в то время как его множественное число, элохим, — 2570 раз.

Идет речь об одном живом Боге или нет, определяется контекстом, как в Быт. 1:1. В Исх. 20:3 — иное дело. Здесь встречается то же слово элохим, но из контекста видно, что имеются в виду много богов: «Да не будет у тебя других богов [элохим] пред лицом Моим».

Вопрос о том, почему Ветхий Завет использует множественное число для описания одного Бога, вызывает немало споров.

Несведущие атеисты, наткнувшись на эту крупицу знания, торопятся использовать ее в качестве «доказательства» древнего политеизма, но ни один серьезный исследователь текста Ветхого Завета никогда не утверждал ничего подобного.

Творец, о котором говорится в Быт. 1:1, везде в Писаниях неизменно назван «единым» (Втор. 6:4); кроме него «нет Бога» (Ис. 44:6). Более того, сказуемое «сотворил» в Быт. 1:1 на еврейском стоит в единственном числе, хотя подлежащее, к которому оно относится, имеет множественное число.

Это ярко свидетельствует о том, что множественное число существительного относится к одному Существу, Богу. Оказывается, у древних множественное число указывало на авторитет и власть.

  • В Быт. 42:30 для описания Иосифа используется множественное число слова «господин».
  • Множественное число употреблялось при описании фараона, а идолопоклонники использовали его для описания того или иного бога.
  • Такое множественное число указывает не на несколько объектов, а на славу и авторитет — что явствует как из Библии, так и из других источников.

Понимая это, мы не должны удивляться, что для описания Бога вселенной используется множественное число.

Другие определения, относящиеся к Богу, также имеют форму множественного числа. То же самое можно сказать и о словах, переведенных «Господь» (Быт. 15:2), «Святой» (Прит. 9:10), «Создатель» (Еккл. 12:1) и «Творец» (Ис. 54:5).

Невозможно переоценить важность учения о триедином Боге. В Быт. 1:2 прямо говорится о Святом Духе, а в Быт. 1:26; 3:22; 11:7 (см. также Иоан. 1:1-3) дается косвенная ссылка на Христа.

Однако, насколько позволяет судить современная информация, употребление слова элохим в Быт. 1:1 в форме множественного числа не подразумевает никакого указания на «Троицу». Множественное число здесь указывает на величие и славу, принадлежащую великому Творцу.

Бог сотворящий

Первое библейское описание Божества как Элохим связано с глаголом, который, в значении «создавать, творить», никогда не имеет своим субъектом человека: это глагол бара.

  • Человек может делать, формировать и корректировать вещи, сотворенные Богом, но творить может только Бог (см. Ис. 65:17; Ам. 4:13).
  • Человек может делать предметы, такие как стол, если дать ему для начала дерево, но только Бог может «сделать дерево».

Говоря о сотворении, Бытие не упоминает никакого материала, с которого Бог начинал. Мы читаем, что Бог работал с уже существовавшим материалом («прахом»), когда создавал тела человека (Быт. 2:7) и животных (Быт. 2:19), но мы не знаем ничего, с чем работал Бог, чтобы появился этот «прах».

Предполагается сотворение из ничего.

Он сказал, и сделалось; Он повелел, и стало (см. Пс. 32:6; Евр. 11:3). То, что Бог как сотворял, так и созидал, или придавал форму, подчеркивается тем, как Он назван:

  1. Боре, «Сотворивший» (Ис. 40:28);
  2. Осех, «Творец» (Ис. 54:5)
  3. и Иостер, «Создатель» (Ис. 45:11).

Итак, Элохим в Быт. 1:1 означает достойное поклонения Существо, единственное достойное поклонения Существо, Существо всякого величия, всякой славы и власти, Существо, способное творить миры и человека из ничего.

Эти описания Бога должны наполнить наши сердца глубокой благодарностью и заставить нас искренне почитать Его и преклоняться перед Ним.

6 Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего;
(Пс.94:6)

ХА-ЭЛОХИМ: «ОДИН БОГ»

В Быт. 5:22 Моисей указывает, что Енох ходил пред Ха-элохим, что предполагает уникальность, единственность в своем роде.

Когда в еврейском тексте слово «Бог» употребляется с определенным артиклем, обычно его понимают как «один истинный и живой Бог».

Прежде чем перед словом «Бог» в Библии впервые появился артикль, Божество упоминалось уже семьдесят один раз. Для появления определенного артикля в семьдесят второй ссылке на Бога должно быть какое-то веское основание.

В начале сотворения не было ни идолов, ни образов, ни других ложных богов, но со временем идолопоклонство стало одной из наиболее распространенных ошибок человека.

Тот факт, что Моисей особо оговаривает, какому Богу служил Енох, указывает на то, что к тому времени, когда жил Енох, идолопоклонство стало уже весьма ощутимой проблемой. Что бы ни делали другие, Енох был верен одному истинному и живому Богу, и вдохновенный автор отдает должное верности Еноха.

Значимость определенного артикля перед словом «Бог», появившегося через сотни или даже тысячи лет после Адама, является веским аргументом против той голословной идеи, что вначале было многобожие, а в восьмом веке оно переросло в единобожие.

Напротив, он указывает на то, что исходное единобожие впоследствии выродилось в многобожие.

Сразу же после первого употребления Ха-элохим вновь встречается в следующей главе Бытия.

Рассказывая о событиях в дни правнука Еноха, Ноя, Моисей опять перед словом «Бог» употребляет определенный артикль — и опять, несомненно, с глубоким смыслом.

Сыны Ха-элохим — люди, отказавшиеся поклоняться идолам и сохранившие верность одному истинному Богу — свернули на другой ложный путь: стали практиковать многоженство. Эти люди, отвергнувшие общепринятое поклонение многим богам, не устояли перед искушением брать себе в жены много женщин. Они нарушили Божье учение о том, что мужчина должен стать одной плотью только с одной женой, и стали одной плотью со многими женами.

Тщательно составленный еврейский текст указывает на то, что именно монотеизм предшествовал политеизму, а не наоборот. Мы находим убедительное свидетельство верности Еноха одному живому Богу, когда все вокруг предались идолопоклонству.

Позже, в дни Ноя, случилось так, что некоторые из остававшихся верными истинному Богу в учении перестали следовать Ему в нравственности.

ЭЛ ЭЛИОН: «БОГ ВСЕВЫШНИЙ»

Еще одно описание Божества мы находим в Быт. 14:18:

«И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священник Бога Всевышнего [Эл Элион]».

Здесь впервые в Библии Божество называется словом Эл. Вероятно, первоначальное его значение — «сильный» или «могущественный». Благодаря Божьей силе это слово стало означать «Бог».

Мы уже видели, что первое ветхозаветное описание Божества, Элохим, означает «достойный поклонения». Теперь мы встречаем другое еврейское слово, Эл, которое тоже означает Бога, но с указанием на силу.

В Быт. 14:18 мы видим соединенное со словом Эл, имеющим значение «сильный», описательное имя Бога, дополняющее определение Божества: Элион.

Элион означает нечто величественное, возвышенное, самое высокое, верховное. Отсюда следует, что это ветхозаветное определение Божества обращает внимание на Его силу и превознесенность.

Хотя Бог обитает в высоком и святом месте (Ис. 57:15; 66:1), Быт 14:18 говорит о Нем, как мы бы говорили о национальном вожде, главнокомандующем. Бог, таким образом, описывается как имеющий полную верховную власть.

Контекст, в котором Божество впервые названо Эл Элион, «Бог Всевышний», указывает на две особые области, над которыми Сильный имеет полную власть. Бог прославляется как хозяин и владыка небес и земли.

Как Верховный Командующий, Он смог при помощи всего лишь 318 человек разгромить войска четырех царей (Быт. 14:14-16).

Очень точное описание Божества используется в точности там, где нужно. Сильный безраздельно владеет Своей личной собственностью — небесами и землей вместе со всеми их обитателями. Его нельзя привести в смятение и разгромить силами четырех непокорных армий.

ЭЛ ШАДДАЙ: «БОГ ВСЕМОГУЩИЙ»

Говоря с Аврамом, Господь назвал Себя еще одним словом, отражающим Его силу. В Быт. 17:1 впервые появляется выражение Эл Шаддай, «Бог всемогущий».

То, что Бог назвал Себя Шаддай, представляет собой значительную трудность для толкования, ибо очевидно, что слово это происходит от глагола, смысл которого «делать что-то в ярости, разорять, разрушать».

Однако в контексте первого использования слова Шаддай нет никакого насилия и разорения, а есть просто демонстрация Божьей способности делать то, что Он сказал.

В контексте мы видим, что Эл Шаддай был силен:

  • дать сына столетнему старцу
  • силен сделать бесплодную и безутешную (Ис. 54:1) девяностолетнюю женщину матерью
  • силен произвести от Авраама и Сарры народы

Эл Шаддай обещал:

6 и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя;
(Быт.17:6)

Слово Шаддай однозначно указывает на силу и могущество, но, очевидно, это качество не всегда направлено на разорение и разрушение. Контекст первого употребления этого слова в священном тексте позволяет с доверием отнестись к его общепринятому переводу: «всемогущий».

Нет силы больше, чем у Бога. Поэтому всякая сила на земле, под землей и над землей должна зависеть от воли, подчиняться ей и быть подвластной воле Сказавшего Авраму: «Я Бог всемогущий».

Зная, что Бог всемогущ, Аврам мог не сомневаться в любом заверении Эл Шаддай. Аврам был уверен, что такой Бог исполнит Свое обещание. Поэтому, уповая на силу Бога всемогущего, «Бога, Кто дарует жизнь мертвым и по воле Кого случается все то, что еще не случилось», Авраам «верил в Бога и потому все же надеялся. Потому-то он и стал отцом многих народов» (Рим. 4:17, 18; СП).

После многих трудностей и спустя почти два тысячелетия Господь, никогда не забывающий, но всегда идущий к исполнению Своего обещания в соответствии со Своей непостижимой тайной, сделал Авраама отцом многих народов.

Те, кто принадлежит Христу, независимо от цвета кожи и крови, являются семенем Авраама и наследниками по обетованию (Гал. 3:26-29). Бог доказал, что Он — Эл Шад-дай, «Бог всемогущий».

ЭЛ ОЛАМ: «БОГ ВЕЧНЫЙ»

Бог не ограничен не только в силе, но и во времени. Это отражено в имени, которым Он назван в Быт. 21:33: Эл Олам, «Бог вечный».

Слово олам происходит от глагола со значением «прятать, скрывать». В принципе, олам может означать «скрытое время», «неопределенное время» или «неограниченное время». До какой степени не ограничено время олам, должен определять контекст.

Иногда олам бывает ограничено

Почти всегда то, как слово олам употребляется в тексте, ясно показывает, какое ограничение имеется в виду.

  1. Например, в Чис. 10:8 Аароновы священники должны были трубить в трубы, и это постановление было олам («вечным»). С тех пор, как это постановление было оглашено, прекратило свое существование даже все Аароново священство.
  2. Подобным же образом, омовение рук и ног в умывальнике перед святым местом (Исх. 30:21) тоже было провозглашено олам (вечным), но уже многие века нет ни умывальника, ни святого места, ни священников.
  3. То же касается обрезания (Быт. 17:13; см. также Гал. 6:15) и соблюдения субботы (Исх. 31:16; см. также Кол. 2:16): эти заветы были олам (вечными), как и пребывание Ионы в желудке рыбы (Иона 2:6; см. СП). Поэтому иногда сам текст показывает, что олам может быть кратковременным.

Нельзя ограничить Бога

Эл Олам, «Бог вечный», нигде не ограничивается во времени.

  • Он — вечно Живущий (Ис. 57:15)
  • Он — от века до века (Пс. 89:2, 3)
  • Он — Единый имеющий бессмертие (1 Тим. 6:16)!
  • Он Твердыня вечная (Ис. 26:4)
  • и Ветхий днями (Дан 7:9).

Нельзя ограничить Божьи свойства

Как Сам Бог не имеет ограничений во времени, так безграничны и Его олам (вечные) свойства.

  • Вечны Его имя (Исх. 3:15),
  • Его любовь (Иер. 31:3),
  • Его милость (Пс. 102:17),
  • Его слава (103:31),
  • Его истина (Пс. 116:2)
  • и Его правда (Пс. 118:142).

Нельзя ограничить Его Сына

Как Бог Отец, так и Его Сын происходит из начала, из олам — «от дней вечных» (Мих. 5:2).

  1. Сам Иисус Христос назван «Отец вечности» (Ис. 9:6)
  2. Лета Его не кончатся (Евр. 1:10-12)
  3. Он вчера, сегодня и во веки веков Тот же (Евр. 13:8)

Бесконечная вечность, принадлежащая Христу, показывает, что отношение Отец-Сын всего лишь иллюстративно, ибо сын не может быть одного возраста с отцом.

Статья по теме: Как распознать образный язык?

К тому же, если бы Иисус был в буквальном смысле сыном, то в соответствии с человеческим пониманием этих слов потребовалась бы и божественная мать. А Мария хоть и была матерью Иисуса-человека, как Логос-Слово, которое было Бог, Он существовал еще до рождения Марии (Иоан. 1:1-3).

Поэтому отношение Отец-Сын необходимо воспринимать как фигуральное. Говорить о Христе как о «рожденном от вечности» неверно, потому что это выражение содержит противоречие; да и само слово «рожденный» в данном случае представляет собой неправильный перевод[4].

[4]Моногенес (Иоан. 1:14, 18; 3:16, 18; 1 Иоан. 4:9) буквально означает не «единородный», а «единст­венный в своем роде, уникальный».

Кроме того, если Божество подобно человеческой семье, тогда неизвестно, какое положение в этой семье занимает Святой Дух. Поэтому семейной терминологии нужно придерживаться, всегда памятуя о том, что это только иллюстрации, если мы не хотим наложить на Христа временные рамки.

Нельзя ограничить жизнь, которую дарует Бог

Жизнь человека перестала быть вечной, когда он был изгнан из Эдемского сада. Он больше не мог «взя[ть]… от дерева жизни, и… вку-си[ть], и… жить вечно» (Быт. 3:22).

Иисус Христос, живущий вечно без ограничений, возродил человека; Он снова открыл ему доступ к дереву жизни, которое находится в Божьем раю (Отк. 2:7). Такая жизнь придет по воскресении человека в последний день (Иоан. 6:40).

Вечная жизнь, которую Бог вложил в Своего Сына (1 Иоан. 5:11), так же вечна, как Сам Сын; это жизнь без умирания (Лук. 20:36; см. Иоан. 3:16), нетленная и бессмертная (Рим. 2:7; 1 Кор. 15:51-55).

Нельзя ограничить продолжительность мучений непокорных

Для некоторых обернется трагедией, что мучение и наказание тех, кто упорствует в своем неповиновении истине, будет бесконечным (Рим. 2:8). Как приятная жизнь с Богом на небесах будет вечной, так и мучение с дьяволом и его ангелами в аду не будет иметь конца (Мат. 25:41, 46; 2 Фес. 1:6-9).

Люди тешат себя мыслью, что пребывание в аду временно, а небеса вечны. Однако та же Библия, которая учит о вечных небесах, говорит и о вечном аде.

Если воспринимать буквально иллюстрацию о нечестивых, которые будут гореть, как солома, так что не остается у них ни корня, ни ветвей (Мал. 4:1), тогда придется отвергнуть историю о посмертных мучениях богача (Лук. 16).

После смерти происходит уничтожение тела, но не души. Если кто-то ограничивает время пребывания в аду, то он тем самым ограничивает и время пребывания на небесах.

Из Писаний становится ясно, что слово олам, «вечный», иногда употребляется с контекстуальными ограничениями. Однако Библия не ограничивает существование Бога, Христа, Божьи качества, дарованную Им жизнь и вынужденное наказание.

Когда Авраам построил жертвенник и посвятил его вечному Богу, он верил, что тоже станет вечным в лучшей стране — то есть в стране небесной (Евр. 11:14, 15).

ЭЛ-ЭЛОХЕ-ИСРАЭЛ: «БОГ, БОГ ИЗРАИЛЕВ»

В Быт. 33:20 Иаков дал особое имя Богу: Эл-Элохе-Исраэл, «Бог, Бог Израилев». Благополучно добравшись до Сихема, Иаков поставил жертвенник и назвал его так в честь Бога (Быт. 33:18-20).

Когда Иаков родился, он держался за пятку своего брата Исава. Поэтому его и назвали Иаков, что означает «ухватившийся за пяту». Хваткая, лживая натура была отличительным свойством Иакова.

  • Он обвел Исава вокруг пальца и завладел правом первородства.
  • Потом он обманул своего отца Исаака, получив также и благословение, которое Исаак хотел дать Исаву.

Первые сорок лет своей жизни Иаков был вот таким хватким и лживым человеком. Не удивительно, что Исав возненавидел своего лживого брата и задумал убить его.

Иаков в панике бежал от гнева Исава (Быт. 27:41-44; 28:5). Позже, когда он лежал на земле близ города Луз, во сне к нему явился Господь и утешил его (35:6-15).

Очевидно, Иаков покаялся в своих грехах и дал обет служить Господу. Двадцать лет он прожил в Сирии, помня о своем обете. Он больше не обманывал и не мошенничал, как прежде, а прилагал все усилия к тому, чтобы быть честным.

Когда он смотрел за стадами Лавана, «растерзанного зверем он считал своим собственным убытком» (Быт. 31:39). Иаков стал другим человеком. Он поистине обратился и старался жить достойно.

Когда преобразившийся Иаков возвращался в Палестину, все еще боясь Исава, в его мыслях был не обман, а милость и молитва.

«Избавь меня, — умолял он Господа, — от руки брата моего»
(Быт. 32:11).

После того как Иаков всю ночь боролся с Богом в человеческом обличье, Господь изменил его имя.

В предыдущие двадцать лет жизни имя «Иаков» было уже несправедливо по отношению к нему. Поэтому теперь Бог назвал его Исраэл, «Израиль», что значит «Борющийся с Богом».

Давая Иакову новое имя, Господь так пояснил его:

«Ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь»
(Быт. 32:28).

Слово «Израиль» стало означать «Божий князь».

Этот изменившийся человек, теперь Божий князь, по-доброму встретился с Исавом и с миром вошел в Ханаан. Он купил себе землю и в смирении и благодарности поставил жертвенник Богу. Как и подобает, он назвал его Эл-Элохе-Исраэл, «Сильный, Достойный поклонения, Сильный князя».

Когда Иаков возложил первую жертву на жертвенник Эл-Элохе-Исраэл, для него это, наверное, было особо значимое богослужение. Израиль твердо верил, что Бог специально послал ангела (Быт. 48:16), чтобы тот заботился о нем, спасал от всякого зла и благополучно привел его обратно в Ханаан.

ЭЛ-БЕТЭЛ: «БОГ ВЕФИЛЯ»

В Быт. 35:7 говорится, что Израиль назвал еще один жертвенник в честь Бога: Эл-Бетэл, что значит «Бог Вефиля».

По пути из Сихема, где был освящен жертвенник Эл-Элохе-Исраэл, Израиль подошел к тому самому месту, где когда-то его — одинокого, подавленного и испуганного — утешил Бог.

Это место называлось Луз, и тогда Иаков переименовал его в Вефиль, что значит «Дом Божий».

Через двадцать лет, возвращаясь той же дорогой, Израиль поставил еще один жертвенник в благодарность Богу за его посещение и обещание. Он назвал его Эл-Бетэл, что значит «Бог Вефиля».

Тот Бог, который впервые явился Израилю в Вефиле и обещал позаботиться о нем, сдержал Свое слово. Израиль опять с миром пришел в то место, откуда начал свое путешествие. Он был исполнен благодарности. Возложив жертву на Эл-Бетэл, Израиль еще раз с великой благодарностью и признательностью восславил Бога.

Источники

  1. Библия. Синодальный перевод
  2. Библия. Современный перевод
  3. Журнал Истина Сегодня. Какой Он, Бог? Уроки — Эл: «Бог»
  4. dic.academic.ru — Эл (бог)
  5. Википедия — Элохим
Stanislav (модератор)
Stanislav (модератор)https://bible-help.ru
Изучаю Библию с 2000 года. Активно веду блог с 2012. Буду рад вашей помощи по работе над сайтом. Так же мы публикуем материал еще в лентах: ЯндексДзен и Телеграмм канал

Больше на Изучение Библии

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading