Неправильно ли судить других?

0
4996

Иисус говорил: «Не судите, и не будете судимы» (Мат. 7:1). Он также говорил: «Но судите судом праведным» (Ин. 7:24).

+ Так как Иисус одновременно сказал «не судите» и «судите», очевидным является то, что один вид суда будет правильным, а другой не правильным.

Слово судить (крино) является одним и тем же в обоих местах и определяется как

«произносить суд, порицать» (Греко-английский лексикон Тайера, стр. 361)

+ В первом примере произносимый суд является жестоким, несправедливым, самоправедным, двуличным, поэтому такой суд запрещается (ср. Лук. 6:37). Фарисеи и книжники часто грешили таким судом (Лук. 18:9; Ин. 8:3; Мат. 23:2-4, 23, 24).

9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
(Лук.18:9)
3 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди,
(Иоан.8:3)
2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
3 итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
(Матф.23:2-4)
23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
(Матф.23:23,24)

+ Во втором месте Писания Иисус сказал: «Не судите по наружности, но судите судом праведным».

Судить между правильным и неправильным, плохим и хорошим, истиной и неправдой не является неправильным (1 Фес. 5:21; Еф. 5:11; Гал. 1:6).

21 Все испытывайте, хорошего держитесь.
(1Фесс.5:21)
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
(Еф.5:11)
6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию,
(Гал.1:6)

+ После того, как Иисус сказал «Не судите», он предупредил «Берегитесь лжепророков» и затем добавил «По плодам их узнаете их» (Мат. 7:1, 15, 16, 20). Таким образом он как-бы говорил: «По плодам их вы можете судить истинны ли они». Апостол Иоанн писал:

«Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1).

Церковь в Ефесе получила похвалу от Господа из-за того, что она испытала тех, кто заявляли, что являются апостолами, но на самом деле таковыми не являлись (Отк. 2:2; ср. 2 Кор. 11:13-15).

2 знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы;
(Откр.2:2)
13 Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.
14 Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.
15 Я охотно буду издерживать [свое] и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.
(2Кор.12:13-15)

Павел осудил некоторых братьев, что они были «лжебратьями» (Гал. 2:4).

4 а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас,
(Гал.2:4)

Пойти к брату и показать где «он неправ» неправильным не является (Мат. 18:15).

15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
(Матф.18:15)

Павел как-то проделал это с Петром (Гал. 2:11).

11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
(Гал.2:11)

Перед тем, как брат может помочь другому брату восстановиться, он сначала должен правильно судить об этом деле (Гал. 6:1; Иак. 5:19, 20).

1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
(Гал.6:1)
19 Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его,
20 пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.
(Иак.5:19,20)

Он может «увидеть брата согрешающего» (1 Ин. 5:16).

+ Неправильным явлется судить жестоко, несправедливо и немилостиво. Давящий, ищущий только ошибки, основанный только на самоправедности дух запрещен. Перед тем, как попытаться убрать бревно из чужого глаза, надо сначала убрать соринку из своего глаза (Мат. 7:3-5; Рим. 2:1). Быстрое осуждение, основанное больше на предположениях, а не на фактах, конечно, неправильно (Ин. 7:24; 1 Кор. 4:5).

24 Не судите по наружности, но судите судом праведным.
(Иоан.7:24)
5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
(1Кор.4:5)

+ Никакой человек не должен судить сердечные порывы другого (1 Кор. 2:11; Мар. 7:21-23)

11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
(1Кор.2:11)
21 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,
22 кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, —
23 все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.
(Мар.7:21-23)

! Многие, кто заявляют: «Не судите!», сами бывают виновными в неправильном осуждении и тех, кого они осуждают в осуждении.