ОБРАЗНЫЙ ЯЗЫК

Говорят, что красота проявляется во взгляде смотрящего; аналогичным образом можно сказать, что иногда распознание образного языка в Библии зависит от точки зрения толкователя.

Под этим мы имеем в виду то, что в религиозном мире нет единого понимания в вопросах разграничения «буквальной» и «символической» формы. Неумение или нежелание провести различие между этими двумя категориями выражения мысли приводит к значительным заблуждениям и ошибкам.

Тем не менее, существуют принципы, основанные на здравом смысле, которые могут (и даже должны) использоваться в данном процессе. Эти правила были сформулированы и приняты в научной литературе уже несколько столетий назад.

Когда смысл предполагает нечто невероятное Слова должны толковаться буквально, если только значение не предполагает нечто невозможное. Приведем несколько примеров.

УКРЕПЛЕНИЯ ДО НЕБЕС

Среди того, что испугало израильтян и отвратило их от мысли захватить Ханаан сразу после исхода из Египта, были «города большие и с укреплениями до небес» (Втор. 1:28).

Конечно, укрепления в ханаанских городах не были такими высокими!

УКРЕПЛЕННЫЙ ГОРОД

В начале служения Иеремии Господь поручил этому пророку предостерегать Израиль о предстоящем нашествии Вавилона. Это наказание в конечном итоге действительно постигло иудеев за отступничество от Бога.

Однако Иеремия стушевался, испугавшись возложенной на него ответственности. Он полагал (совершенно обоснованно), что иудейский народ не станет его слушать. Поэтому Господь обещал пророку помощь:

«И вот, Я поставил тебя ныне укрепленным городом и железным столбом и медною стеною на всей этой земле, против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли сей»
(Иер. 1:18).

Сама сущность этого обещания Господа указывает на то, что его следует толковать образно. Пророку не было суждено в буквальном смысле превратиться в укрепленный город.

НАПИСАННЫЕ КНИГИ

Апостол Иоанн завершил свое евангелие замечанием о том, что, если бы дела Иисуса во время Его земного служения были описаны полностью, то даже «самый мир» не смог бы вместить всех написанных книг.

25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.
(Иоан.21:25)

Это выражение следует признать гиперболой.

Гипербола (от греч. hyperbole, что означает «перебросить; опрокинуть») это риторическое преувеличение, используемое для придания большей выразительности.

Иоанн хотел сказать, что чудеса, изображенные в его богодухновенном повествовании, всего лишь отчасти представляли дела Спасителя.

Перечисление девяти знамений (включающее воскресение Господа; ср. Иоан. 2:19, 21), упоминаемых апостолов, далеко не исчерпывает все деяния Иисуса (ср. 2:23; 6:2; 20:30). Можно лишь попытаться представить себе, какие чудеса удивляли народ в древней Палестине.

Когда смысл предполагает противоречие Сущий есть Бог истины (сравним Втор. 32:4; Пс. 30:6).

4 Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен;
(Втор.32:4)

6 В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины.
(Пс.30:6)

Он не есть Бог беспорядка.

33 потому что Бог не есть [Бог] неустройства, но мира. Так [бывает] во всех церквах у святых.
(1Кор.14:33)

Он не противоречит Сам Себе. Поэтому мы можем предположить, что явленное Им слово последовательно и свободно от несообразностей.

Закон противоречия.

Закон противоречия в формулировке Аристотеля гласит: «Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и то же смысле». Перефразируя, можно сказать: «Невозможно, чтобы одно и то же высказывание было одновременно истинным и ложным».

Размышляя над этим правилом при изучении Библии, мы должны признать, что можно развеять многие предполагаемые, или мнимые, противоречия, если только понять разницу в употреблении слов в различных «смыслах», то есть, буквальном и образном.

Поэтому, когда на первый взгляд кажется, что два отрывка противоречат друг другу, необходимо задаться вопросом: «Возможно ли, что слова в этих стихах, которые, как представляется, противоречат друг другу, употребляются в различных значениях?»

Вполне возможно, что так оно и есть.

Итак, давайте постараемся понять и запомнить правило.

Слова должны толковаться буквально, если смысл высказывания не являет собой противоречие. Когда противоречие кажется очевидным, необходимо рассмотреть возможность образного толкования.

Приведенные ниже примеры будут полезны при изучении.

ОСНОВАНИЕ НЕБЕС

В Книге Откровения последнее пристанище искупленных изображается как «святый город».

Сравним с Евр.11:10-16

10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.
11 Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.
12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как [много] звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;
14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
15 И если бы они в мыслях имели то [отечество], из которого вышли, то имели бы время возвратиться;
16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
(Евр.11:10-16)

Среди особенностей этого города была стена, покоившаяся на «двенадцати основаниях», на которых, в свою очередь, написаны имена «двенадцати апостолов».

14 Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.
(Откр.21:14)

Числительное «двенадцать» в данном случае не может иметь буквального значения, потому что было тринадцать апостолов (двенадцать первозванных, минус Иуда, плюс Матфий, плюс Павел).

Число двенадцать стало употребляться как символ апостольского сообщества, даже когда «двенадцать» не было точным обозначением их количества. После смерти Иуды и еще до избрания Матфия Иисус являлся «двенадцати» вслед за воскресением.

5 и что явился Кифе, потом двенадцати;
(1Кор.15:5)

Поэтому «двенадцать» в Книге Откровения 21:14 используется символично для обозначения круга апостолов без учета математической точности.

ИСТРЕБЛЕНИЕ

«Истребление» нечестивых Мы читаем в Книге Псалмов, что нечестивые «истребятся».

Сверим с Пс. 36:22, 28, 34, 38

22 ибо благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся.
(Пс.36:22)

28 ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; и потомство нечестивых истребится.
(Пс.36:28)

34 Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь.
(Пс.36:34)

38 а беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет.
(Пс.36:38)

Некоторые утверждают, что «истребятся» означает «уничтожатся», то есть, нечестивые в конечном итоге прекратят существование и не будут подвергнуты вечным мукам в аду.

Проблема заключается в том, что при этом не учитывается образное употребление этого слова.

Древнееврейское слово karat в буквальном смысле употреблялось в отношении обрезки ветвей дерева.

24 и пришли к долине Есхол, и срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое; [взяли] также гранатовых яблок и смокв;
(Чис.13:24)

«Обрезанная» ветка бесполезна, но она не перестала существовать.

Когда филистимляне поставили «ковчег Господень» в храме Дагона, на следующее утро они обнаружили, что статуя их бога упала на землю, а голова и руки лежали «отсеченные ».

4 И встали они поутру на следующий день, и вот, Дагон лежит ниц на земле пред ковчегом Господним; голова Дагонова и обе руки его [лежали] отсеченные, каждая особо, на пороге, осталось только туловище Дагона.
(1Цар.5:4)

Эти части статуи по-прежнему существовали, но они подверглись Божьему суду.

Иегова постановил, что удел мятежного (северного) царства Израиля – гибель, но его жители не перестали существовать; они оказались в ассирийском плену.

4 Поставляли царей сами, без Меня; ставили князей, но без Моего ведома; из серебра своего и золота своего сделали для себя идолов: оттуда гибель.
(Ос.8:4)

Утверждать, что «истребление» в приведенных выше отрывках это «прекращение существования», противоречит новозаветному учению о «муке вечной» (Мат. 25:46), говорящему о «мучении» «во веки веков» (Отк. 14:10-11).

Когда смысл предполагает нелепость Слова должны толковаться буквально, если смысл не предполагает нелепость или бессмыслицу. Библия это откровение от Бога, и поэтому в ней нет места чему-то нелепому или несуразному. Если вы встречаете отрывок, который кажется вам абсурдным (по крайней мере, на первый взгляд), необходимо обратить внимание на его образное значение.

ЛИЦО. ГЛАЗА И РОГА.

В Писании слово «лице» (лицо) многократно употребляется в образном значении, например, «лице земли».

6 но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.
(Быт.2:6)

Очевидно, что попытка буквально понять слово «лицо» в таком выражении приведет к нелепости. Поэтому становится понятным, что это употребление имеет образный характер.

Глаза и рога.

В седьмой главе Книги пророка Даниила рассказывается о четырех зверях, у одного из которых был рог, «и вот, в этом роге были глаза» и «уста, говорящие » (Дан. 7:8).

Было бы нелепо утверждать, что действительно был зверь, рог которого мог видеть и говорить.

Здравый смысл подсказывает нам, что пророк использовал символы и образы.

КОГДА БУКВАЛЬНЫЙ СМЫСЛ ПРЕДПОЛАГАЕТ НЕПРАВЕДНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

На протяжении столетий критики обвиняли Писание в нравственном изъяне. Мы читаем, что Бог вложил «лживого духа» в уста некоторых лжепророков (3 Цар. 22:23).

Что можно сказать в ответ на это необоснованное утверждение?

!Во-первых, так как можно установить (на основании веских доказательств), что Писание богодухновенно (2 Тим. 3:16-17), и так как Священное писание свидетельствует, что Господь не лжет (Тит. 1:2), необходимо сделать вывод о том, что есть рациональное объяснение данного текста, совместимое с возвышенным характером Бога.

!Во-вторых, следует отметить, что повествование включает в себя видение (3 Цар. 22:19), отличающееся особой образностью. Неразумно пытаться представить его в виде реальных обстоятельств.

Один комментатор точно заметил, что любая попытка превратить это повествование в буквальный рассказ в стремлении намекнуть на неправильное поведение Бога «настолько ошибочна, насколько и зловредна».

!В-третьих, в Священном писании довольно распространены случаи, в которых снисходительность Бога, когда Он допускает происходящее, выражается через активный залог, как будто Он намеренно создает некоторые ситуации.

Например, о Господе сказано, что Он обольщал Свой народ (Иер. 4:10) или давал им «учреждения недобрые» (Иез. 20:25).

В Новом Завете говорится, что Бог посылает «действие заблуждения», так что некоторые люди начинают верить лжи, тем самым навлекая на себя осуждение (2 Фес. 2:11-12).

Все эти отрывки на самом деле указывают на то, что, когда люди намеренно не покоряются своему Создателю, Он позволит им следовать низменным наклонностям их сердец.

КОГДА СУЩНОСТЬ БИБЛЕЙСКОЙ КНИГИ ПОДРАЗУМЕВАЕТ ОБРАЗНОСТЬ

Сущность библейской книги может подсказать, в каких случаях следует особенно внимательно относиться к средствам словесной образности и символам. Это верно в отношении некоторых ветхозаветных произведений, например, определенных разделов пророческих писаний Иезекииля, Даниила и Захарии. Однако наиболее подходящий пример это завершающая книга Нового Завета, Откровение.

Книга Откровения начинается с примечания о том, что Христос «показал» послание от Бога через Своего вестника апостолу Иоанну (1:1).

Глагол «показал » это перевод греческого слова semaino (от sema «знак; признак»), которое означает «показать при помощи знаков; указать; дать понять» (Лидделл Скотт, стр. 1448).

Один исследователь Библии приводит в пример употребление этого слова (переведено «давая разуметь») Иоанном в евангелии (12:33), где Иисус образно указал на то, какую смерть Он примет. Слово «вознесен » (Иоан. 12:32) образно указывает на распятие как тип казни (ср. также Иоан. 21:19).

Далее исследователь отмечает, что употребление слова «показал» является «вполне уместным для символичного характера Книги Откровения».

Ниже мы будем говорить о том, что многочисленные символы в Книге Откровения стали «раем» для безответственных учителей Слова, которые используют эти символы как зерно для своих заветных богословских «мельниц».

Как указывалось выше, если при изучении Библии не провести правильного различия между буквальным и образным, то это приведет к серьезным заблуждениям. Ошибочно толковать буквальное как образное, и наоборот. Мы на примерах покажем всю значимость этой проблемы.

КОГДА АВТОР ОБУСЛОВЛИВАЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛОВ

В некоторых случаях контекст высказывания указывает на то, что автор использует образный язык.

После того как Иисус рассказал притчу о сеятеле, ученики обратились к Нему с вопросом: «Для чего притчами говоришь им (то есть, народу)?» (Мат. 13:10). Господь объяснил, что язык образов в этом случае был призван скрыть смысл рассказа от некоторых нечестных иудеев, которым вряд ли бы понравились эти сравнения, если бы они до конца поняли их значение (Мат. 13:13-15).

В Послании к Галатам Павел представляет иносказание о двух женщинах, – рабыне и свободной. Эти две женщины символизировали два завета, то есть, общественное устройство по закону Моисееву в противовес христианству (4:21-5:1).

Прежняя система выполнила свое предназначение и поэтому должна быть «изгнана», так как ее заменяет христианское устройство (4:30). Поэтому возвращение к прежней системе это возврат в рабство и, следовательно, отступничество от Христа (см. 5:4). Павел сам назвал это изложение «иносказанием» (4:24).

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ОТРЫВКИ МОГУТ ПОМОЧЬ В РАСПОЗНАНИИ ОБРАЗНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ

Иногда сопоставление двух отрывков, в которых рассматриваются аналогичные темы, показывает, что в одном из этих отрывков используются средства словесной выразительности.

Говоря о настойчивости в молитве, Христос обещал, что Бог даст просящим «Святого Духа» (Лук. 11:13). Означает ли это, что просящим будет дан непосредственно Сам Дух, или в виду имеется нечто другое?

В параллельном тексте, в котором рассматривается этот же принцип, Господь сказал, что Отец дарует просящим у Него «блага» (Мат. 7:11).

Сравнение этих выражений наводит на мысль о том, что «блага» в Евангелии от Матфея это благословения, которые нам необходимы для служения Господу.

Параллельный текст в Евангелии от Луки указывает на то, что «Святой Дух» это провидение в действии, и Его цель – помочь обеспечить святых всем необходимым.

Таким образом, Дух (причина) обозначает благословения (следствие). Этот троп называется метонимией, о чем мы будем говорить подробно в одной из следующих глав. Данный список принципов «распознания» образного языка в Библии далеко не исчерпывающий; однако он охватывает основные понятия и категории. В последующих материалах мы будем говорить об опасности и последствиях неумения или нежелания отличать буквальное от образного.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТОЛКОВАТЕЛЕЙ

Вполне уместным в заключение данной главы будет слово предостережения.

Ни один троп и ни одна фигура речи в Библии не дают толкователю права делать безответственные выводы, выходящие за пределы смысла языка образов.

Например, некоторые утверждают, что для нечестивых нет вечного осознанного наказания. (На самом деле смотрите Мат. 25:46; 2 Фес. 1:9; Отк. 14:11).

Утверждается, что потерянные духовно люди это солома, плевелы и засохшие ветви, которые нужно сжечь (Мат. 3:12; 13:30; Иоан. 15:6). И так как эти предметы полностью уничтожаются огнем, то и нечестивые прекратят существование аналогичным образом (Хейли, стр. 142-144; Смит, стр. 171).

Следуя этой логике, можно вполне прийти к выводу о том, что у нечестивых людей вовсе нет души, потому что у соломы, плевел и сухих веток нет души. Также необходимо отметить, что, если развивать эту мысль дальше, то ее легко довести до абсурда: ведь так как огонь обычно исчезает, когда прогорает топливо (солома, плевелы и сухие ветки), то и «огонь» ада в конечном итоге погаснет.

Однако Иисус понятно сказал о том, что солома будет гореть «огнем неугасимым » (Мат. 3:12). Почему для истребляемого предмета нужен «неугасимый» огонь? Выражения данных отрывков противоречат теории «прекращения существования».

ОБЗОР СТАТЬИ:

  • Существует ли реальная опасность в неправильном толковании образного языка Писания?
  • Перечислите пять принципов «здравого смысла», которые помогают определить наличие образного языка.
  • Почему выражения в Книге пророка Иеремии 1:18 указывают на то, что в обещании Бога, данном пророку, содержатся образные обороты речи?
  • Сформулируйте закон противоречия.
  • Как следует толковать слово в обычных условиях – образно или буквально?
  • Когда автор Псалмов говорит, что нечестивые «истребятся», означает ли это, что они исчезнут? Объясните.
  • Какое слово в начале Книги Откровения указывает на то, что эта книга полна образов и символов?
  • Почему лжеучителя в такой значительной степени подвергают Книгу Откровения неправильному толкованию?
  • Какова основная цель «иносказания» в четвертой главе Послания к Галатам?
  • Что означают слова «Святой Дух» в Евангелии от Луки 11:13?