Использование музыкальных инструментов во время Богослужения

8
3380

Введение

Есть верующие, которые могут спросить вас: «Разве Библия говорит, что использование музыкальных инструментов во время Богослужения является грехом»? И сказать в своё оправдание: «Что музыкальные инструменты использовались в Ветхом Завете во время Богослужений»!

Во многих «церквях» распространена подобная практика поклонения. Когда собрание церкви поёт псалмы, гимны, духовные песни под аккомпанемент музыкальных инструментов, порой, отдавая «бразды правления» ведущим солистам. Благодаря этому получаются «шикарные концерты» и «великолепные» церковные песнопения.

Кто прав, когда одни говорят, что можно петь под музыку в церкви, а другие говорят, что использовать музыку нельзя? Давайте с вами разберём этот вопрос и посмотрим, должны ли мы сегодня использовать музыкальные инструменты на наших Богослужениях, в нашем поклонении Богу?

Можно или нельзя играть?
Можно или нельзя играть?

То, о чём не говорится, можно или нельзя делать?

В 1 Послании Иоанна 3 главе 4 стихе говорится: «Грех есть беззаконие». А во 2 Послании Иоанна 1 главе 9 стихе говориться: «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога».

Иисус говорил, что Он даёт человеку новые заповеди [Ин 14:21; ср. Иез 20 гл.; Ин 14:24-26], при том всё, что говорят Апостолы и Евангелисты в Новом Завете является важным для исполнения [1 Кор 14:37; 2 Пет 1:19].

Следовательно, в связи с вышесказанным, можно прийти к такому выводу – всё, что выходит за рамки учения Христа, есть грех.

4 Каждый, кто совершает грех, нарушает закон Божий, ибо грех есть нарушение закона.
(1 Ин 3:4; СПБ).

 

9 Каждый, кто преступает истинное учение о Христе и не остаётся верным ему, не имеет Бога; кто остаётся верен этому учению, имеет и Отца и Сына.
(2 Ин 1:9; СПБ).

 

21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
(Ин 14:21).

 

24 Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца.
25 Сие сказал Я вам, находясь с вами.
26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
(Ин 14:24-26).

 

37 Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни.
(1 Кор 14:37).

 

19 И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших.
(2 Пет 1:19).

Бог в последние времена говорит нам в Своём Сыне [Евр 1:1-2]. Иисус оставил Божье Слово Апостолам [Ин 17:8; 14]. Они (Апостолы) были введены во всякую истину посредством Святого Духа [Ин 16:13-15; 14:26].

Апостолы записали и передали нам то, что было им открыто [1 Кор 2:10-13; 14:37; Еф 3:3-7]. Слышать и слушать Апостолов Христа, значит слышать и слушать Самого Христа [1 Ин 4:6; Мф 10:40].

1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
(Евр 1:1-2).

 

8 ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.
14 Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира.
(Ин 17:8; 14).

 

13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
14 Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.
15 Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам.
(Ин 16:13-15).

 

10 А нам Бог открыл [это] Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
(1 Кор 2:10-13).

 

6 Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения.
(1 Ин 4:6).

Рассудите сами, можно ли придумывать от себя то, что Бог не говорил? Можно ли модернизировать (улучшать) то, что не следует делать – ибо оно и так хорошо и работоспособно без модернизации?

Следует ли нам прибавлять к тому, что уже сказано, ещё что-то? Вот места для размышления на подобные вопросы [1 Цар 13:1-14; 1 Цар 15:1-23; 4 Цар 5:1-14].

Новый Завет является учением Христа [Гал 1:11-12; 1 Тим 1:10-11; 2 Тим 1:13]. Он закончен и полон [Иуд 1:3; 2 Тим 3:16-17]. Мы должны учить и следовать только ему [1 Тим 1:3; Гал 1:8; 2 Ин 1:9-11], а не своим фантазиям, как бы сделать Новый Завет более лучшим, комфортным и удобным для себя.

11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
(Гал 1:11-12).

 

3 Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым.
(Иуд 1:3).

 

3 Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному.
(1 Тим 1:3).

Новый Завет учит нас назидать «самих себя псалмами и славословиями, и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах наших Господу» [Еф 5:19; Кол 3:16].

Все или многие, признают, что песнопения – это правильное дело, потому что повеление поступать так имеется в Новом Завете, то-есть, – учении Христа.

А вот использование музыкальных инструментов в церкви или собрании, нигде в учении Христа не прослеживается. Значит, использовать их является неправильным действием, то-есть, это есть «улучшение, модернизация», «выход за пределы дозволенного», а это может быть грехом.

Рассудите сами, как здравомыслящие люди, разве Апостолы, пророки, Евангелисты, да и просто христиане в первом веке, не могли бы заиметь какую нибудь «балалайку» или тимпан, и с их помощью восхвалять Господа? Ведь это же не так было трудно сделать! Но они, почему то этого не делали?!

18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
20 благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа.
(Еф 5:18-20).

 

15 И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.
16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.
17 И все, что вы делаете, словом или делом, все [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.
(Кол 3:15-17).

Использование музыкальных инструментов в Ветхом Завете
Использование музыкальных инструментов в Ветхом Завете

Использование музыкальных инструментов в Ветхом Завете

Кто-то может сказать: «Что плохого в использовании музыкальных инструментов в Богослужении, ведь они использовались в Ветхом Завете»?

Всё дело в том, что если мы начнём использовать в сегодняшнем Богослужении всё и вся, что использовалось когда либо в Ветхом Завете, тогда мы должны и принести скинию с ее убранством, и Левитских священнослужителей, жертвоприношения, воскурения, субботы, умывальные сосуды и т.д.

Сейчас мы живём не по уставам Ветхого Завета, а по уставам Нового Завета. Ветхий Завет был дан только израильтянам [Втор 4:8; 5:1-3; Рим 2:14]. Он был исполнен во Христе и отменён [Мф 5:17, ср. Ин 5:39; Евр 9:9-10; 10:9; Кол 2:14; Рим 7:4-6].

1 И созвал Моисей весь Израиль и сказал им: слушай, Израиль, постановления и законы, которые я изреку сегодня в уши ваши, и выучите их и старайтесь исполнять их.
2 Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве;
3 не с отцами нашими поставил Господь завет сей, но с нами, [которые] здесь сегодня все живы.
(Втор 5:1-3).

 

9 Всё это есть образец настоящего времени, в которое дары и жертвы, предложенные Богу, не могут полностью очистить того, кто поклоняется Богу, и не могут сделать его совершенным.
10 Ведь дары и приношения сводились только к еде и питью и различным омовениям — к правилам, которые касаются только тела и которые Бог установил только до наступления нового порядка.
(Евр 9:9-10; СПБ).

 

9 Потом сказал Он: «Вот Я! Я пришёл исполнить волю Твою, о Боже!» И этим Бог отменяет первый порядок принесения жертв и утверждает новый порядок.
(Евр 10:9; СПБ).

Хотя многие события Ветхого Завета могут быть хорошими примерами для нас с вами, но его заповеди сейчас, не на кого не налагаются [1 Кор 6:6-11; Рим 15:4], сейчас мы живём «не законом, а благодатью» [Рим 6:14-15, ср. Ин 1:17].

6 Но брат с братом судится, и притом перед неверными.
7 И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?
8 Но вы [сами] обижаете и отнимаете, и притом у братьев.
9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,
10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют.
11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.
(1 Кор 6:6-11).

 

14 Пусть не правит вами больше грех, потому что вы не во власти Закона, а во власти Божьей доброты.
15 — Так что же? Будем грешить, раз над нами теперь не Закон, а Божья доброта? — Ни в коем случае!
(Рим 6:14-15; СПБ).

Некоторые утверждают, что Псалмы никогда не были частью закона и поэтому всё ещё в силе сегодня, и, так как они говорят об использовании инструментальной музыки в богослужении, это означает, что таковые могут применяться в сегодняшнем богослужении в церкви Христовой.

Когда Иисус говорил о «законе Моисея, пророках и псалмах», Он использовал три основных деления Ветхого Завета, используемого иудеями того времени [Лк 24:44].

44 и сказал им: «Помните, Я говорил вам, что всё, написанное обо Мне в законе Моисея, у пророков и в псалмах, должно исполниться».
(Лк 24:44, СПБ).

Эти три деления включали весь Ветхий Завет, с псалмами, состоящими из пяти поэтических книг (или разелов). При этом Иисус не говорил, что Книга Псалмов не была частью закона Моисеева.

В других местах Библии Иисус цитировал из книги Псалмов и называл это «законом» [Ин 10:34; Пс 81:6]. В свою очередь Иудеи также называли книгу Псалмов «законом» [Ин 12:34; Пс 109:4].

34 Иисус сказал: «Разве не записано в вашем законе: «Я сказал, что вы боги?»
(Ин 10:34, СПБ).

 

6 Вы — боги, Я вам говорю, вы дети Всевышнего.
(Пс 81:6, СПБ).

 

34 Из толпы возразили: «Из Писания нам известно, что ‘обещанный’ Мессия останется ‘с нами’ навеки. Почему же Ты говоришь, что Сын Человеческий должен быть поднят? И ‘вообще’, кто Он, Этот Сын Человеческий?»
(Ин 12:34, СПБ).

 

4 Господь не изменяет Своей клятве: «Как Мельхиседек, Ты — навек священник».
(Пс 109:4, СПБ).

Апостол Павел относился к Псалмам также как к «закону», согласно которому ни одна плоть не сможет оправдаться перед Господом [Рим 3:10-20, ср. Пс 13:1-3; 5:10; 9:28; 35:2; 52:1-3; 139:4]. Но сегодня, начиная с первого века н.э., весь Ветхий Завет был заменён на Новый Завет [Евр 8:6-13].

10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;
16 разрушение и пагуба на путях их;
17 они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их.
19 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом,
20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех.
(Рим 3:10-20).

 

6 Но Сей [Первосвященник] получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях.
7 Ибо, если бы первый [завет] был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
8 Но [пророк], укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.
11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,
12 потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
13 Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.
(Евр 8:6-13).

Как петь сегодня?
Как петь сегодня?

Заключение

Таким образом, в сегодняшнем Богослужении, использование музыкальных инструментов является неправильным с нашей точки зрения, потому что Новый Завет нигде не даёт разрешение на их использование и применение [ср. 2 Ин 1:9].

9 Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.
(2 Ин 1:9).

Многие могут возразить на это и сказать, что если Библия молчит (не запрещает что либо), значит это можно делать. Но, на наш взгляд, лучшим является такая позиция – если Библия молчит (не говорит о чём либо), молчим и мы (не делаем этого).

Это важно понимать потому, что если человек делает вещи, которые «не санкционированы» Богом, то он играет в «русскую рулетку», его вечная жизнь может быть оценена как 50% на 50% и может быть под вопросом (может попадёт в рай, а может нет)!

Но если человек не идёт в разрез с Божьим Словом, не прибавляет и не убавляет сверх того что написано [ср. 1 Кор 4:6], его жизни ничто не угрожает, он чист перед Богом на все 100% (он попадёт в рай)!

6 Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано.
(1 Кор 4:6).

Статьи по этой тематике

  1. Необходимо ли посещение церкви для того, чтобы попасть на небеса?
  2. Почему церковь Христа проводит хлебопреломление каждое воскресение?
  3. Должны ли мы давать десятину сегодня?
  4. Музыкальные инструменты на Богослужении – Игра и Война
  5. Может ли женщина проповедовать, учить и вести молитву во время общественного служения?
  6. Должны ли христиане мыть друг другу ноги в качестве акта публичного служения?

Литература

  1. Библия. Синодальный перевод
  2. Библия. Современный перевод
  3. Википедия – Псалтирь
  4. Статья – Псалтирь (Книга Хвалений)
  5. Томас, Д. Спрашивайте и – Библия отвечает. Сеймур, Теннеси 1986. – С. 129-131.