Должны ли мы давать десятину сегодня?

0
95

Введение

Во многих христианских церквях (деноминациях, сектах, конфессиях) как правило, их пастыри и начальники, сегодня проповедуют в своём служении – сбор Десятины, со своих прихожан или паствы, опираясь при этом на Ветхий Завет и закон Моисея.

Правильно ли это, нужно ли поступать подобным образом в эпоху Нового Завета и как распоряжаться материальными благами, которые даёт Бог, нам с вами? Давайте разберём эти вопросы в нашей статье и посмотрим, как же нужно поступать с деньгами в церкви Божьей?

История Десятины
История Десятины

История Десятины

Десятина это – десятая часть чего-либо. Это слово наиболее употребимо применительно к практике собирания десятой части дохода прихожанина в пользу религиозной общины в иудаизме, христианстве и других религиозных традициях.

Десятина уходит корнями во времена Авраама и позднее оформлена религиозным каноном в Торе (первые пять Книг Ветхом Завете). Как мы понимаем Десятина – это одна десятая часть (10%) от целого (от 100%).

Согласно Танаху (Ветхий Завет), десятина была известна евреям ещё задолго до времён Моисея и восходит к Аврааму, который дал первосвященнику Мелхиседеку десятую часть всей добычи, полученной им от четырёх побеждённых царей.

Таким образом, Авраам дал десятину Мелхиседеку (царю и священнику от Бога) [Быт 14:20; Евр 7:1-6], а Иаков его внук, также обещал отдать десятую часть своего имущества Богу [Быт 28:20-22]. И всё это, происходило от их свободного волеизъявления.

20 и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего.
(Быт14:20).

 

1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,
2 которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию [имени] царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,
3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.
5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.
6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.
(Евр 7:1-6).

 

20 И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться,
21 и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, —
22 то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.
(Быт 28:20-22).

Закон Моисеев требовал от народа Израильского платить десятину со всех урожаев и скота [Лев 27:30-34; Втор 14:22-26]. Эти десятины были нужны для содержания колена Левина (Левитов), которым Бог не дал удела (земли) в земле Израильской.

А также для помощи бедным и нуждающимся в земле Израиля, чтобы от них (от десятин) могли питаться и жить странники, пришельцы, сироты и вдовы [Чис 18:21-24; Втор 14:27-29; 26:12-15].

30 И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня;
31 если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к [цене] ее пятую долю.
32 И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу;
33 не должно разбирать, хорошее ли то, или худое, и не должно заменять его; если же кто заменит его, то и само оно и замен его будет святынею и не может быть выкуплено.
34 Вот заповеди, которые заповедал Господь Моисею для сынов Израилевых на горе Синае.
(Лев 27:30-34).

 

27 И левита, который в жилищах твоих, не оставь, ибо нет ему части и удела с тобою.
28 По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год и клади [сие] в жилищах твоих;
29 и пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые [находятся] в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать.
(Втор 14:27-29).

Иногда случалось и такое, что некоторые забывали свою обязанность платить десятину, и тогда, они были строго осуждаемы Богом [Неем 13:10-12; Мал 3:7-12]. Другие, наоборот, выплачивали всё до «копейки», но сердца их были жестоки и надменны [Ам 4:4-5; Мф 23:23].

7 Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне, и я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф. Вы скажете: «как нам обратиться?»
8 Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями.
9 Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня.
10 Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?
11 Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф.
12 И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф.
(Мал 3:7-12).

 

23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
(Мф 23:23).

Десятина сегодня
Десятина сегодня

Десятина сегодня

Как мы увидели выше, повеление давать десятину было частью «закона Моисеева» [Евр 7:5]. Оно входило в левитское священнослужение, в рамках которого, люди получили – закон [Евр 7:11].

Священнослужение изменилось, и с ним изменился закон [Евр 7:12]. Так как десятина была частью священнослужения и закона, который был изменен, отсюда следует, что заповедь о десятине была аннулирована [Евр 7:18-19].

5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.
6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.
7 Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.
8 И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет.
9 И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в [лице] Авраама дал десятину:
10 ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.
11 Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжен закон народа, — то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?
12 Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.
13 Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.
14 Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.
15 И это еще яснее видно [из того], что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной,
16 Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.
17 Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,
19 ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
(Евр 7:5-19).

Человек, который решает соблюдать какую-то часть закона Моисеева, становится «обязанным соблюсти весь закон» [Гал 5:3]. Десятина является «частью того закона – закона Моисеева» [Евр 7:5], поэтому те, кто решает давать десятину сегодня, должны также соблюдать и субботу, и жертвоприношения, и обрезания и т.п. постановления закона.

С другой стороны, поступать так означает опять быть «рабами Ветхого Закона», но ведь Христос освободил нас [Гал 5:1]. Таким людям Павел говорил и говорит: «Нет вам пользы от Христа» [Гал 5:2], и добавляет: вы «отделились от Христа, отпали от благодати» [Гал 5:4].

1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
2 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.
3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
4 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,
5 а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
(Гал 5:1-6).

Сегодня, христианам предписано Богом, давать столько – сколько они в состоянии дать или пожертвовать [1 Кор 16:1-2]. Христиане должны «выделять достаточные материальные средства, без сожаления, не из-за необходимости, но по доброй воли» [2 Кор 9:6-7].

Мы сами должны определять, сколько мы можем дать на пожертвования для нужд церкви (собранию) [2 Кор 9:7]. Любовь нашего сердца поможет нам действовать согласно истине, законам Бога и Его воли [2 Кор 8:1-15; ср. Деян 20:35]. Так поступая, мы не ошибёмся.

1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.
2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
(1 Кор 16:1-2).

 

5 Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед пошли к вам и предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор.
6 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
7 Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело,
9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,
11 так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.
12 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу.
(2 Кор 9:5-12).

 

1 Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским,
2 ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия.
3 Ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель:
4 они весьма убедительно просили нас принять дар и участие [их] в служении святым;
5 и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, [потом] и нам по воле Божией;
6 поэтому мы просили Тита, чтобы он, как начал, так и окончил у вас и это доброе дело.
7 А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, — так изобилуйте и сею добродетелью.
8 Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви.
9 Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.
10 Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года.
11 Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку.
12 Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет.
13 Не [требуется], чтобы другим [было] облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность.
14 Ныне ваш избыток в [восполнение] их недостатка; а после их избыток в [восполнение] вашего недостатка, чтобы была равномерность,
15 как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка.
(2 Кор 8:1-15).

От состояния сердца...
От состояния сердца…

Заключение

Таким образом, мы увидели, что сбор десятины сегодня в наши дни, не является необходимым условием в церкви Христа. Мы свободны от выполнения этого обряда, мы не обязаны давать 10% от всего чем владеем, хотим ли мы этого или нет, сейчас этого делать не нужно.

Но, мы должны быть милостивыми, сострадательными, добрыми к другим и если мы в состоянии помочь финансово кому либо, то мы должны это сделать (дать денег нуждающемуся).

Почему мы всё же должны это делать (уделять средства нуждающимся)? Да потому, что это одна из форм христианского служения в церкви Христа, а также, одно из условий жизни истинного христианина (дела) [ср. Иак 2:13-26].

В церкви в наши дни, всё же остаётся такой обряд как «сбор пожертвований» [2 Пет 1:19-21; ср. 1 Кор 14:37; ср. 1 Кор 16:1-2; ср. Рим 15:25-26]. Но, как мы и говорили выше, мы не обязаны давать десятину от своего достатка, мы лишь должны дать то, что мы хотим и то, что мы можем.

Статьи по этой тематике

  1. Необходимо ли посещение церкви для того, чтобы попасть на небеса?
  2. Почему церковь Христа проводит хлебопреломление каждое воскресение?
  3. Разве Библия говорит, что использование инструментальной музыки во время богослужения является грехом?
  4. Что плохого в использовании инструментальной музыки в богослужении, ведь она используется в Ветхом Завете?
  5. Может ли женщина проповедовать, учить и вести молитву во время общественного служения?
  6. Должны ли христиане мыть друг другу ноги в качестве акта публичного служения?

Литература

  1. Библия. Синодальный перевод
  2. Википедия – Десятина
  3. Томас, Д. Спрашивайте и – Библия отвечает. Сеймур, Теннеси 1986. – С. 128-129.