Библейская метонимия

2
3321

МЕТОНИМИЯ

Обобщая, можно сказать, что тропы основываются на сравнениях между предметами или явлениями.

В предыдущей теме мы отметили, что тропы могут проявляться на разных уровнях выразительности. В данной статье мы рассмотрим метонимию, одно из самых эффективных средств сравнения и сопоставления.

Слово «метонимия» состоит из греческих корней meta («изменение») и onoma («имя») и означает «переименование». Этим словом обозначают процесс, в ходе которого наименование объекта изменяется на какое-либо другое с целью усилить сравнение и сделать его более выразительным.

Давайте рассмотрим этот троп на примере.

Обрезание

Слово «обрезание» означает хирургическую операцию, которую проводили в отношении иудейских мальчиков восьми дней от роду. Эта практика возникла еще во времена Авраама (Быт. 17:9-14), а затем стала частью закона Моисеева (Лев. 12:3).

Для иудеев обрезание было знамением завета между израильским народом и его Богом (Быт. 17:13). С течением времени это слово и его производные путем переноса значения по смежности стало обозначать «иудея».

В Послании к Галатам Павел отстаивал свой апостольский чин (который, очевидно, подвергался сомнениям). Павел утверждает, что, в то время как Петру было дано поручение «для обрезанных», сам он принял «благовестие для необрезанных» (2:7). Далее Павел объясняет, что «необрезанные» это язычники (2:8). Таким образом, «обрезание» и «необрезание» стали символичными выражениями со значением «иудей» и «язычник».

Этот троп нередко встречается в произведениях Павла (ср. Деян. 10:45; Рим. 3:30).

Агнец Божий

Однажды Иоанн Креститель сказал об Иисусе: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоан. 1:29). Вместо того чтобы сказать: «Вот Мессия», предтеча Господа обратился к образному выражению «Агнец».

Это была метонимия.

Между Господом и жертвенным агнцем (ягненком) существовали определенные сходства.

  • Подобно тому как пасхальный агнец должен быть безупречным, так и Иисус был безгрешен (Исх. 12:5; 1 Пет. 1:18-19).
  • Подобно тому как агнец покорно шел на смерть, так и Сын Божий не сопротивлялся Своей участи на кресте (Ис. 53:7-8; Мат. 26:63; 27:12-14).
  • Согласно Ветхому Завету, кровь принесенного в жертву агнца спасала от смерти. Согласно Новому Завету, Христос есть наш пасхальный Агнец (Исх. 12:13; 1 Кор. 5:7).

«Так возлюбил Бог мир» Один из самых любимых многими людьми отрывок Нового Завета содержит метонимию: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16).

Слово «мир» в данном стихе это пример того, каким образом «емкость обозначает содержимое». Христос не умирал ради материальной земли. Он отдал Свою жизнь ради людей, живших и живущих на этой земле.

Кстати, этот стих опровергает догму кальвинизма о предопределении, согласно которому Иисус умер только за «избранных» (см. 1 Тим. 2:4; 2 Пет. 3:9).

Слово «мир» предполагает всеобщность.

Наставление Духа

Иногда слово «Дух» (со значением «Святой Дух») означает то откровение, которое Он явил.

Например, Павел сказал, что «никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса» и, аналогичным образом, «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3). Иными словами, ни один человек, следующий откровению Духа, не может злословить Христа, и никто не может назвать Иисуса Господом, кроме как на основании исторических сведений, приведенным Божьим Духом в евангелии (ср. Еф. 1:17).

Далее в этом контексте апостол утверждает, что человек крестится в одно тело «Духом» (1 Кор. 12:13). Речь не идет о сверхъестественном «крещении Святого Духа». Напротив, Павел говорит о привычном для нас водном крещении, на которое указывает откровение Духа, переданное нам в проповеди апостолов (ср. Иоан. 3:3-5; 1 Кор. 6:11; Еф. 5:26; Тит. 3:5). «Дух», источник этого откровения, означает здесь следствие, то есть, явленное слово, посредством метонимии.

Освященный супруг

В 1 Послании к Коринфянам Павел дает ответы на некоторые вопросы, которые задавали святые в городе Коринфе (1 Кор. гл. 7). Несколько вопросов  касались обстоятельств, которые возникают в том случае, если христианин или христианка состоит в браке с неверующим.

Должен ли обращенный во Христа расстаться с неверующим супругом?

Апостол ответил, что христианину не следует оставлять неверующего супруга, при условии что тот «согласен » на сохранение брака. Причина этому заключалась в том, что неверующий супруг «освящается» верующим (ст. 14).

Возникает очень важный вопрос.

В каком смысле супруг, не являющийся христианином, «освящается» христианином?

Нельзя считать, что неверующий «освящается» в смысле искупления от грехов тем, что состоит в браке с христианином, так как супруг, не являющийся христианином, по-прежнему остается «неверующим ». Кроме того, освящение происходит вследствие повиновения евангелию, а не благодаря браку (Еф. 5:26).

Ключ к пониманию данного текста лежит в осознании того, что слово «освящается» в данном случае это метонимия, то есть, этот глагол обозначает благоприятную атмосферу и обстановку, создаваемую христианином.

Благотворное влияние евангелия Христова заполняет дом и создает тот особенный духовный климат, который может способствовать обращению неверующего.

Скиния Давидова

Перед пророком Амосом, жившим в восьмом веке до рождества Христова, стояла задача попытаться привести отступническое северное царство Израиля к покаянию. Но его усилия ни к чему не привели, и Господь постановил истребить «грешное царство» по причине его мятежности (Ам. 9:8). Однако Господь обещал, что в отдаленном будущем, названном «тот день», Он «восстановит скинию Давидову падшую», и это станет благословением для «всех народов» (стихи 11-12).

Что же означает словосочетание «скиния Давидова»?

Сторонники диспенсационализма и милленаризма утверждают, что «скиния Давидова» это указание на восстановление государственности Израиля во время «тысячелетнего» царствования Христа.

Иаков, брат Господа, привел отрывок из Книги пророка Амоса во время совещания в Иерусалиме, когда обсуждалась проблема объединения иудеев и язычников в одно целое (Деян. 15:13-21). Иаков применил словосочетание «скиния Давидова» к церкви и использовал его как свидетельство того, что Бог всегда на протяжении столетий предназначал церкви быть вместилищем как иудеев, так и язычников (ст. 17).

Таким образом, понятно, что словосочетание «скиния Давидова» в пророчестве Амоса обозначает церковь, духовный Израиль (Гал. 6:16), а не восстановление земного Израиля.

Следовательно, утверждение Скофилда о том, что данный отрывок представляет собой «самый важный» текст в поддержку диспенсационализма в Новом Завете, не имеет под собой никаких оснований (стр. 1169).

Понимание того, как употребляются простые обороты речи, могло бы предотвратить такую серьезную ошибку.

Проповедь Христа

Иногда слово «Христос» обозначает учение Господа благодаря употреблению метонимии.

Когда благовестник Филипп пришел в город Самарию, он «проповедывал им Христа» (Деян. 8:5). Но что же означает в данном случае слово «Христос»? Затем Лука говорит нам, что, когда самаряне «поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины» (ст. 12).

При внимательном изучении можно отметить, что проповедь Филиппа включала в себя следующее.

  • Исторические сведения об Иисусе Христе.
  • Сведения о власти, связанной с Его именем (ср. Кол. 3:17).
  • Иисус имеет «царство», в котором Он правит как Царь.
  • Для того чтобы войти в царство Христово, человек должен принять крещение (ср. Иоан. 3:3-5).
  • Как мужчины, так и женщины, могут принять благословения, которые предлагает Господь (ср. Гал. 3:28).

Аналогичный пример мы находим в этой же главе Книги Деяний. Когда Филипп проповедовал «Иисуса» эфиопскому евнуху, вельможа спросил: «Что препятствует мне креститься?» (8:36).

Это, несомненно, предполагает, что водное крещение представляет собой неотъемлемую часть проповедования Иисуса. Таким образом, слово «Христос» путем переноса значения по смежности (метонимии) в некоторых отрывках становится выражением, в котором обобщается необходимое для нас учение Господа (ср. Еф. 4:20-21).

Воплощенное Слово

Повествование в Евангелии от Иоанна начинается так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (1:1). В третьем стихе апостол говорит: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть».

Этот раздел Нового Завета содержит огромное количество многообразной информации, но мы должны ограничиться только одним ее аспектом.

Во-первых, внимательное изучение грамматической структуры показывает, что «Слово» это личность. Обратите внимание на то, что в третьем стихе употребляются два личных местоимения мужского рода. В последующих стихах эта мысль получает дальнейшее развитие.

Во-вторых, когда мы доходим до стиха 14, становится понятно, кто эта личность. «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца». Несомненно, речь идет об Иисусе Христе.

Возникает вопрос о том, почему Христос до Своего воплощения назван «Словом», не только четыре раза в данном контексте, но и в других произведениях Иоанна (1 Иоан. 1:1; Отк. 19:13).

Кстати, только Иоанн употребляет это слово в отношении Господа. Но, все-таки, почему именно такое обозначение?

Потому что в греческой литературе logos («слово») обозначало нечто большее, чем «слово». Logos предполагал систематическое, имеющее смысл и значение построение слов для выражения мысли. Поэтому посредством метонимии имя «Слово» было присвоено Второй Ипостаси Божества для того, чтобы подчеркнуть Его назначение являть людям разум и волю Божью.

Этой же мысли соответствует и последующее утверждение о том, что Иисус «явил» Бога человечеству (Иоан. 1:18). «Иоанн говорит, что Слово явило Отца людям и позволило им понять Его» (Винсент, стр. 398).

Понимание такого оборота речи, как метонимия, имеет большое значение для правильного толкования многих отрывков Святого писания.

Осознание данного факта позволило бы избежать многих ошибок в учении.

Задания на закрепление материала

  • Дайте определение «метонимии».
  • Расставьте эти слова в порядке нарастания выразительности: метафора, художественное сравнение, метонимия.
  • Что обозначают слова «обрезанные» и «необрезанные » в Послании к Галатам 2:7? • Перечислите аспекты, позволяющие проводить сравнение Иисуса Христа с «агнцем».
  • Объясните словосочетание «одним Духом» в 1 Послании к Коринфянам 12:13.
  • Каким образом «освящается» человек, не являющийся христианином, посредством своего брака с христианином?
  • Амос предсказывал, что «скиния Давидова» будет восстановлена. Каким образом это пророчество толкуется в Новом Завете?
  • Можно ли проповедовать «Христа» безотносительно замысла о спасении? Объясните.
  • Что означает слово «Слово» в применении к Христу в произведениях Иоанна?