ПРЕСВИТЕРЫ И БОЖЬЕ ДУХОВЕНСТВО

Presbyteros

Верно то, что я говорю: если кто-то старается стать блюстителем, то стремится к хорошему делу. Но блюститель должен вести такую жизнь, чтобы у людей не было оснований для осуждения. Он должен иметь только одну жену. Он должен быть всегда сдержан, трезво рассуждать, держать себя с достоинством и быть гостеприимным. Он должен уметь наставлять других, не должен иметь пристрастия к вину, не должен быть обидчиком, а должен быть мягким и миролюбивым человеком. Он не должен быть жадным до денег, должен быть хорошим главой собственного семейства, держать своих детей в повиновении и в должном уважении к себе. Если человек не умеет управлять собственным хозяйством, то как же сможет он печься о церкви Божьей?
1 Послание к Тимофею, 3 глава, с 1 по 5 стихи.

Апостол Пётр обращаясь к Пастырям, в своём послании, говорит:

1 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться.
(1 Пет 5:1).

В современном переводе этот отрывок звучит так; «Итак, я обращаюсь теперь к тем, кто является старейшинами среди вас. Ибо я такой же старейшина и свидетель страданий Христа и разделю Его славу, которая должна вот-вот явиться», а также в другом переводе; «Пресвитеров ваших прошу я, сопресвитер и свидетель Христовых страданий и участник имеющей открыться славе».

Пастырь или пресвитер в данном тексте [1 Пет 5:1] это перевод греческого слова presbyteros, что означает «старший; старейший; преклонного возраста человек»; «старейшина; старец». Со временем оно стало означать высокое положение, занимаемое человеком в обществе, а также звание или сан. Так в древности называли (старейшинами) правителей иудейского народа [Лк 7:3]:

3 Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.
(Лк 7:3).

Выражение «старейшины народа» в Евангелии от Луки 22:66 является переводом слова presbyterion, что означает «собрание (совет) старейшин». Конечно, в данном тексте [Лк 22:66] речь идет об иудейских старейшинах, вероятнее всего, членах Синедриона:

66 И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион.
(Лк 22:66).

Как мы отметили выше, слово presbyteros обозначало высокое положение, и в этом значении возраст старейшины не имел значения. Вероятно, молодой богатый правитель в главе 18 Евангелия от Луки [Лк 18:18-25] (сравните с Евангелием от Матфея 19:16-23) был старейшиной в том смысле, что он занимал высокое положение:

18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
(Лк 18:18).

Таким образом, можно сказать, что старейшинами в Церкви Христовой вовсе необязательно должны быть самые старшие по возрасту мужчины. Речь должна идти о старших, а не о самых старых. Ведь в нашей жизни старейшина может стать настолько старым, что утратит физическую способность исполнять свою работу. Иногда, по этой причине (преклонный возраст), старейшина может «подать в отставку».

Наверняка, в жизни мы можем встретить множество примеров того, когда преклонный возраст Пастыря мешает работе и развитию Церкви. В таком случае, общине христиан, возможно лучше избрать нового Блюстителя церкви.

Sympresbyteros and kleros

Интересно отметить в нашей статье тот факт, что Апостол Пётр не называет себя всеобщим главой Церкви во всём мире. Он не говорит про себя, в своих посланиях, что он глава всех тогдашних церквей на земле. Он даже не сказал, что он был старейшиной. Он употребил греческое слово sympresbyteros, что означает «со-старейшина», то есть, старейшина вместе с другими [1 Пет 5:1].

1 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться.
(1 Пет 5:1).

Согласно утверждениям некоторых религиозных вождей, в момент написания этого послания Пётр был «Вселенским Пастырем». Данный стих являет собой одно из библейских оснований не верить такому утверждению. В Библии нет никаких указаний на то, что Пётр был главой чего-либо, кроме своей жены и семьи. Так как Пётр был женат [1 Кор 9:5], и у него была тёща [Мк 1:29-31].

5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?
(1 Кор 9:5).

29 Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном.
30 Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней.
31 Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им.
(Мк 1:29-31).

Нужно отметить, что слова пресвитер, епископ, старейшина, блюститель, имеют в Новом Завете одну и туже «природу», и обозначают одну и туже должность только разными названиями. Нам трудно сейчас судить, кто был первым вселенским Пресвитером по учению человеческому, но мы можем выделить некоторые исторические моменты в этом экскурсе в прошлое.

Как мы понимаем, в Апостольской церкви существовали ряд должностей или назначений, некоторые из которых имели общий, а другие местный характер. Вскоре общие должности прекратили свое существование, тогда как значение местных усилилось; именно на них впоследствии зародилась церковная структура, которая в своих основных чертах существует до сих пор во всём мире.

Наиболее важные изменения коснулись слова Епископ. Но, чтобы лучше понять это, нам придётся обратиться к истории Игнатия Антиохийского. Игнатий был не просто одним из епископов или старейшин церкви в Антиохии, он был Епископом Антиохийским в том смысле, в котором мы говорим о епископах в наши дни.

Так как он был широко известным лидером христианской общины в городе Антиохия. В самом начале II века Римское правительство арестовало его и под конвоем доставило в Рим, где Игнатий предстал перед судом и был казнен. По разным сведениям, это произошло либо в 107, либо в 115 году.

Его конвой состоял из десяти солдат (он называл их «леопардами»), которые сопровождали его через всю Малую Азию, Грецию и Италию. Во время прохождения через Малую Азию Игнатию удалось наладить контакты со многими христианскими лидерами из Смирны, Эфеса, Филадельфии и Трои. Позднее он переписывался со многими из них, и эти письма – единственное, что осталось после его смерти, – свидетельствуют о его образе мышления.

Все семь писем (включая и то, которое Игнатий отправил римской общине с просьбой не вмешиваться и не стараться помешать его казни) отражают его взгляды на положение епископа в церковной иерархии. Необходимо отметить, что эти взгляды во многом расходятся с новозаветными трактовками.

В своих письмах Игнатий постоянно указывал на различия между «епископом» и «пресвитерами», или старейшинами. Слово «епископ» всегда упоминается (в его письмах) только в единственном числе, тогда как вы не найдете ни одного случая употребления в единственном числе слова «пресвитеры».

Несмотря на то, что в Новом Завете оба эти термина встречаются только во множественном числе, для Игнатия дело обстояло уже не так. Он всегда имел в виду только одного епископа, стоящего как бы над церковью, которому помогает группа пресвитеров, непосредственно ему подчиненных.

Следующий исторический момент который мы можем выделить в понимании единовластия Старейшины над паствой приходится на конец VI века. Известный случай, раскрывающий борьбу за власть между Римом и Константинополем, произошел в 588 году. Когда Константинопольский патриарх Иоанн IV Постник провозгласил себя Вселенским Патриархом (годы правления 582—595), бывший в то время Римским епископом Пелагий II выступил с громким протестом. Его поддержал вскоре сменивший его на престоле Григорий.

Рим выразил неудовольствие тем, что Константинополь, присвоив себе этот титул, претендовал на роль единственного источника епископской власти и на главенствующее положение среди всех епархий церкви — на всё это претендовал сам Рим. Григорий послал жёсткий выговор и патриарху Иоанну IV и императору Маврикию. Но они проигнорировали его, а император был оскорблен высокомерием и надменностью Рима. Но, патриарх Константинопольский недолго использовал этот титул, а затем, римские епископы начали применять его к себе.

Один из выдающихся деятелей римско-католической церкви, который в первые договорился о том, чтобы главенство над всемирной паствой принадлежало Риму, был Бонифаций III, в 606 году он смог утвердить себя в качестве папы. Но, даже после этого, церковным деятелям понадобились долгие годы, чтобы церковь приняла это нововведение, но для этого церковная власть шла на разного рода уловки и обманы.

Миллионы людей сейчас верят в то, что Апостол Пётр был первым папой. Но это неправда! Он никогда не был папой! Первым папой, избранным более-менее коллегиально, стал Бонифаций III в седьмом столетии. В церкви, о которой мы читаем в Новом Завете, не было никакого главы вселенской Церкви, кроме Иисуса. История опровергает притязания какой либо церкви на право обладания должностью Вселенского Патриарха.

Давайте прочитаем ещё несколько стихов из Библии:

1 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться:
2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия,
3 и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду.
(1 Пет 5:1-3).

Среди того, что, как сказал Пётр, старейшины не должны были делать, были слова «не господствуя над наследием Божиим» [1 Пет 5:3]. Слово «Божиим» набрано курсивом и взято в кавычки, и это означает, что оно было добавлено переводчиками для лучшего, по их мнению, понимания.

Слово «наследие» это перевод греческого слова kleros. Слово kleros означает «доля; часть»; «наследство; наследие»; «владение; обладание». Слово kleros перешло в латинский язык в форме clericus (духовное лицо) и представлено в большинстве современных европейских языков в значении «духовенство; священство». В русском языке существуют такие термины, как «клерикальный; клерикал».

Из этого отрывка [1 Пет 5:1-3] видно, что в данном тексте речь идёт о Божьем владении, христианах, которых старейшины ведут за собой. Божье духовенство это Его церковь. В Библии нет никаких указаний на существование особого духовенства и так называемых «мирян». Вся церковь Божья – это Его духовенство и священство!