Ключевые библейские места, указывающие на гору Синай в Саудовской Аравии
Ключевые библейские места, указывающие на гору Синай в Саудовской Аравии

Ключевые библейские места, указывающие на гору Синай в Саудовской Аравии

Повествование об Исходе описывает каждый этап путешествия из Египта на гору Синай, через 40 лет странствий по пустыне, вплоть до завоевания Иисусом земли обетованной.

Некоторые толкования этих мест привели к заключению, что гора находится на полуострове Египта, но арабское местоположение горы Синай, безусловно, правдоподобно, если эти библейские места обозначены на карте.

Кадеш-Барнеа

КАДЕ́Ш-БАРНЕ́А (קָדֵשׁ בַּרְנֵעַ, или просто Кадеш, видимо, от קָדוֹשׁ, кадош — `священный`, ср. также קֶדֶשׁ, кедеш; в русской традиции Кадес-Варни), оазис в Синае, отождествляемый с группой источников (Айн-ал-Кудайрат и другими) в 25 км к югу от Ниццаны, в арабском названии одного из которых, Айн-ал-Кудайс, сохранилось древнее название местности.

Важный пункт на так называемом царском пути из Египта в Месопотамию, расположенный у юго-западных пределов Ханаана в пустыне Цин, а затем на территории, заселенной израильтянами (Чис. 34:4; ИбН. 15:3).

Кадеш-Барнеа упоминается в Библии, так же как Эйн-Мишпат (`источник правосудия`; Быт. 14:7; 16:14), в сказаниях об Аврааме.

Название местности многократно встречается и в повествованиях о скитании израильтян по пустыне после исхода из Египта.

  • здесь они оставались долгое время (Втор. 1:46);
  • сюда вернулись посланные в Ханаан лазутчики (Чис. 13:26);
  • отсюда израильтяне, сначала пытавшиеся вторгнуться в Ханаан с юга (Чис. 14:40–45), двинулись в Заиорданье (Чис. 20:14–21 и другие);
  • здесь умерла и была погребена сестра Моисея Мирьям (Чис. 20:1);
  • здесь из-за недостатка воды израильтяне роптали на Моисея (откуда название Мей-Мерива — `воды распри`; Чис. 20:13 и др., а также Мей-Мриват, или Мей-Мривот-Кадеш; Чис. 27:14; Исх. 47:19) и тот по велению Бога извлек воду из скалы,
  • и здесь же он и его брат Аарон были наказаны за недостаток веры (Чис. 20:2, 12);
  • неподалеку от оазиса, у горы Хор, умер и был погребен Аарон (Чис. 20:22–29).

При раскопках Кадеш-Барнеа (1956, 1976–82) обнаружены остатки трех сменявших друг друга крепостей 10–9 вв. до н. э. с водохранилищем (последняя, возможно, была разрушена в дни падения Иерусалима — 586 г. до н. э.); находившееся близ крепости поселение просуществовало до 4 в. н. э.

Были также найдены многие бытовые и культовые сосуды того же периода (в том числе привозные), глиняная женская статуэтка, изделия из кости и острака с надписями палеоивритским письмом и на других языках.

Кадеш-Варни

Кадеш был одним из этапов пути Исхода после того, как израильтяне бросили вызов Богу во время инцидента с поклонением золотому тельцу и были приговорены к 40 годам странствий по пустыне.

Второзаконие 1:2 гласит, что Кадес был одиннадцатидневным путешествием от горы Синай до горы Сеир. Многие библейские карты помещают Кадеш в то, что в настоящее время называется Эль-Кудейрат.

Одним из возражений против арабского местоположения горы Синай является то, что древние народы не могли совершить поездку из Джабаль Макла в Телль-эль-Кудейрат за одиннадцатидневный период.

Если Телль-эль-Кудейрат — это библейский Кадеш, то арабское местоположение может быть подвергнуто сомнению в зависимости от расстояния.

Библейские карты, текущий вариант горы Синай

Однако что, если широко распространенный факт о местонахождении Кадеша неверен?

Что, если Кадеш на самом деле находится в другом месте?

Статья по теме: 17 критериев для Библейской горы Синай — вероятное место

Основываясь на древних христианских и иудейских источниках, мы полагаем, что Телль-эль-Кудейрат, возможно, не является настоящим Кадес-Варни, одним из ключевых мест, которые помогут в идентификации горы Синай.

Есть две основные причины нашего утверждения.

Кадеш на Земле Обетованной?

Телль-эль-Кудейрат расположен примерно в 27 километрах к востоку от Вади-эль-Ариша или реки Египта.

Эта географическая особенность является одной из границ страны, которую Бог обещал потомкам Авраама в Бытии 15:18.

В тот день Господь заключил завет с Аврамом и сказал: «Твоим потомкам я отдаю эту землю от Вади Египетской до великой реки Евфрата…»

Иисус Навин 15: 2-4 также определяет Вади как южную границу Израиля.

Их южная граница начиналась от залива в южной части Мертвого моря, пересекала юг от перевала Скорпиона, продолжалась до Зина и переходила к югу от Кадес-Варни.

Затем он пробежал мимо Хезрона до Аддара и повернул к Карке. Затем он прошел вдоль Азмона и присоединился к Вади Египта, заканчиваясь в Средиземном море. Это их южная граница.

Порядок, в котором отмечена южная граница, по-видимому, идет с востока на запад, от Мертвого моря, к югу, а затем на запад до Вади Египта и Средиземноморья.

Чешский исследователь Алоис Мусил также указал на это во время изучения региона.

Кадес, хотя он упоминается так много раз в Пятикнижии, никогда не включается в число населенных пунктов или городов Палестины.

Только что приведенный рассказ показывает, что город Кадес находится на самой границе Земли Обетованной и Едома и, как мы знаем из других источников, у западного подножия горы Сеир, которая, как уже неоднократно указывалось, простирается на юго-юго-восток от Мертвого моря.

Поэтому мы не должны располагать Кадес ни на юго-западе, ни на юге, а на юго-востоке Земли Обетованной; это, кроме того, соответствует ситуации в окрестностях Петры, которую мы предложили.

К западу от последнего находится водораздел Аль-Арабы, а недалеко от него граница Палестины, вероятно, проходила на запад, в долину Египта и Средиземное море.

Граница Земли Обетованной вела вдоль западной стороны Аль-Арабы, который на северной оконечности принадлежал Моаву, а южнее — к Едому.

Алоис Мусил, Северный Хегаз: топографический маршрут.

Основываясь на границах, изложенных в Писании, скажите эль-Кудейрат находится в границах Земли Обетованной. Так как израильтяне не ступили в эту землю, пока Иисус не повел их через реку Иордан, после 40 лет странствий, как это место могло быть Кадесом?

Где настоящий Кадес-Варни?

Даже самые читаемые библейские ученые не на 100% уверены в истинном местонахождении Кадеша.

Это было загадкой на протяжении многих веков, но есть некоторые ориентиры, которые мы можем использовать для определения приближения.

В книге Бытия Авраам некоторое время жил в Ханаане недалеко от древнего места Кадеш.

Теперь Авраам отправился оттуда [около Содома] в район Негева и жил между Кадесом и Шуром. — Бытие 20:1

Как показано на карте, идентифицирующей дикую местность Шура , эта территория находилась на территории Мидианиата на северо-западе Саудовской Аравии.

В книге Бытия Авраам некоторое время жил в Ханаане недалеко от древнего места Кадеш. BibleAtlas.org
В книге Бытия Авраам некоторое время жил в Ханаане недалеко от древнего места Кадеш. BibleAtlas.org

Некоторые библейские карты обозначают Шур на Синайском полуострове в Египте.

Однако в то время Авраам жил не в Египте, а в районе Негева, в частности того, что мы теперь знаем, как долину Араба.

Числа 20:1 утверждают, что израильтяне остались в Кадесе, и именно здесь Мириам умерла и была похоронена.

Затем сыны Израилевы, все общество пришли в пустыню Зин в первый месяц; и люди остались в Кадесе. Теперь Мириам умерла там и была похоронена там.

После 30 дней траура израильтяне совершили короткое путешествие из Кадеша на гору Ор, где Аарон умер и был похоронен.

Еврейский историк Иосиф Флавий писал в «Древности евреев», что Кадес-Варни был относительно коротким расстоянием от арабской столицы Петры в течение его дня.

Теперь, когда это очищение [для Мириам], которое их вождь совершил после траура по своей сестре, как это было теперь описано, закончилось, он заставил армию удалиться и пройти через пустыню и через Аравию; и когда он прибыл в место, которое аравийцы почитают в своей метрополии, которая раньше называлась Арсе, но теперь носит имя Петра, в этом месте, которое было окружено высокими горами, Аарон поднялся на один из них, увидев Моисей прежде говорил ему, что он должен умереть, потому что это место было против них.

Иосиф Флавий

Евсевий Кесарийский также поместил Кадеша в Петре или в непосредственной близости от нее.

Kadea Barne. Пустыня, которая простирается до (города) Петры, города Аравии. Там Мариам взошла и умерла, и там сомневающийся Моисей ударил по скале, чтобы дать воду жаждущим людям. Могила самой Мариам указана там даже сейчас. Там также Ходоллагомор избивал вождей амалакитян ».

Согласно этим данным, Кадеш и Петра находятся на очень небольшом расстоянии друг от друга.

Поскольку Петра находится в Трансьордании, поездка из Телль-эль-Кудейрата не была бы короткой, но, возможно, заняла бы, по крайней мере, несколько дней. По прямой линии расстояние составляет почти 120 километров.

Традиционный Кадес-Варни (вверху слева) до Петры, Иордания (внизу справа) составляет около 120 км по прямой линии. Изображение получено с помощью Free Map Tools.
Традиционный Кадес-Варни (вверху слева) до Петры, Иордания (внизу справа) составляет около 120 км по прямой линии. Изображение получено с помощью Free Map Tools.

В зависимости от местности древние народы могли путешествовать со скоростью 10-18 миль в день, основываясь на нескольких оценках. От Кадеша до Петры это означало бы приблизительно 12-дневное путешествие, если бы израильтяне путешествовали по прямой линии. Но, конечно, вряд ли любое путешествие так просто.

Пустыня Негев полна пересеченной местности, что сделает путешествие в Петру намного больше, чем несколькими шагами. Но стихи 20 и 33 указывают, что между Кадесом и горой Ор не было никаких промежуточных ступеней.

Теперь, когда они вышли из Кадеша, сыны Израилевы, все общество пришли на гору Ор.
Числа 20:22

Они отправились из Кадеша и разбили лагерь на горе Ор, на краю земли Едома.
Числа 33:37

Трудно согласиться с теорией о том, что израильтяне путешествовали из места далеко на запад (и в пределах Земли обетованной) на восток до горы Ор у Петры, и автор не упомянул о каких-либо остановках в этом долгом путешествии.

Автор этого материала тщательно задокументировал каждый из этапов всего путешествия; пропуская такую ​​большую часть времени и путешествия не вписывается в структуру текста.

Алоис Музиль также идентифицировал Кадес-Варни около Петры в начале 20-го века.

В своей книге «Северный Гегаз: топографический маршрут» он утверждает, что упоминание Второзакония о дороге к Сеиру указывает на то, что Кадес должен был находиться на территории, которую впоследствии контролировали набатейцы.

Эта дорога проходит через великую и ужасную пустыню; но гора Сеир была культивируемой и населенной, и поэтому следует предположить, что рассматриваемая дорога проходила вдоль ее западной части на границе между Сеир и Паран.

В этом районе на самом деле есть древний транспортный маршрут, ведущий из Мадьяна через долину Аль-Абжаз через гору Ирам (Рамм) и руины Аль-Хомейма на север к руинам Петры, затем дальше через удобный перевал Ан-Намала к правую долину Аль-Арабы и в северо-западном направлении к Хеврону или в западно-северо-западном направлении в Газу.

Эта дорога, по которой в набатейский период была сосредоточена основная импортная торговля с юга в Петру и Газу, может быть идентифицирована как дорога к горе Сеир и дорога к горе аморитов.

Если израильтяне проходили по нему, то они достигли настоящей пустыни Паран через современные руины Аль-Хомейма. Поэтому мы должны искать Кадеса [Кадеш] в окрестностях Пертра.

Оттуда можно увидеть горы аморитов и землю обетованную.

Это обстоятельство объясняет, почему шпионы были разосланы, чтобы сообщить, каким образом израильтяне могли завладеть последними.

Мусил также заявил, что израильтяне не могли войти в Землю Обетованную по северо-западному маршруту, потому что там готовились амалекитяне и хананеи, и поэтому они могли бы войти в Землю Обетованную, путешествуя по Мертвому морю и пересекая реку Иордан в западном направлении.

Согласно этому сообщению, Кадес был городом на границе Эдома, из которого было легко добраться до королевского шоссе, проходящего через землю Эдома с юга на север. Это соответствует окрестностям Петры, которая находится на западном склоне хребта Сеир и, таким образом, на западной границе Эдома. Через Петру проходит удобный транспортный маршрут с юга на север, а через перевал Ан-Намала есть еще один маршрут на запад и северо-запад. Этот перевал был и до сих пор связан древним транспортным маршрутом с поселением Маан, расположенным на великом торговом пути из юго-западной Аравии к северу в Фиенсию и Дамаск.

Алоис Мусил, Северный Хегаз, 264.

Чтобы добраться до Земли Обетованной этим путем, израильтяне должны были запросить разрешение у царя Едома.

В это время Петра находилась в пределах эдомитских границ, в восточной части королевства.

Числа 20 рассказывают о том, как израильтяне пытались пересечь этот регион по «царской дороге», но царь-эдомитянин встретил их в силе, и израильтянам пришлось повернуть в сторону горы Ор на границе с эдомитской территорией.

Основываясь на пути, который избрал Моисей и израильтяне после того, как их отверг король Едома, Мусил предположил, что они, должно быть, двинулись на юг к Красному морю (или Ямсуфу, Море язычков), что еще больше укрепляет утверждение о том, что Кадес должно быть, в Петре или рядом с ней.

Приведенные выше рассказы [Числа 20:19, 21: 4; Второзаконие 1: 2, 19; 2: 1, 4, 8] относительно путешествия по горе Сеир из Кадеса на юг к Тростниковому морю, а затем по шоссе Араба через юго-западный угол Сеира на северо-восток и север, полностью согласны с настоящим маршруты. Таким образом, они подтверждают наше предположение о том, что Кадес должен находиться в окрестностях Петры.

Алоис Мусил, Северный Хегаз, 265.

Музиль также отождествил гору Ор с современной горой Харун, к югу от руин Петры.

Как это связано с арабским местоположением горы Синай?

Вспомните, что в главе 1 Второзакония говорится, что Кадес-Варни был одиннадцатидневным путешествием с горы Синай по пути к горе Сеир.

По прямой линии расстояние от Джабал Маклы до Петры составляет около 188 километров, или 117 миль.

Джабал Макла (внизу) до Петры (вверху) составляет около 150 миль. Изображение получено с помощью Free Map Tools.
Джабал Макла (внизу) до Петры (вверху) составляет около 150 миль. Изображение получено с помощью Free Map Tools.

Напротив, от традиционного места на южном Синайском полуострове расстояние составляет почти 250 километров, или 154 мили. Мало того, что расстояние больше, но это место также находится в самом сердце пустыни, и намного дальше от любых древних дорог, чем Джабал Макла (так как древний город Мадиам недалеко от этой горы). Этот факт сделал бы это путешествие даже более длительным, чем обычное дорожное путешествие.

Однако, даже если кто-то найдет Кадес-Варни в современном Телль-эль-Кудейрате, арабская гора Синай не обязательно станет неправдоподобной.

От Джабал Маклы до Телль-эль-Кудейрата общее расстояние составляет 268 километров, или 166 миль. Дальнейшее расстояние, да, но не совсем невозможно.

Как ворона летит из Джабаль Макла в Телль-эль-Кудейрат. Изображение получено с помощью Free Map Tools.
Как ворона летит из Джабаль Макла в Телль-эль-Кудейрат. Изображение получено с помощью Free Map Tools.

Хотя расстояние не обязательно может быть непреодолимым барьером, наша позиция заключается в том, что Телль эль-Кудейрат не может быть Кадешом, потому что он находится в пределах границ Земли Обетованной, как изложено в Писании.

Исходя из вышеизложенной информации, мы считаем, что Кадес-Варни находился в непосредственной близости от Петры.

Его истинное местоположение все еще несколько неясно из-за количества времени, которое прошло, но с учетом счетов Иосифа и Евсевия, библейских описаний и картографирования местоположений мы сохраняем это ключевое библейское местоположение на горе Синай в Саудовской Аравии.

Эцион-Гебер на Красном море

Эцион-Гебер был местом, в котором израильтяне остановились во время их путешествия из Египта в направлении Земли Обетованной.

Через несколько сотен лет после Исхода в Писании снова упоминается об этом месте, когда царство Израиль находилось в периоде расширения.

Под властью царя Соломона территория и богатство Израиля значительно увеличились. Иностранные лидеры приезжали со всего известного мира, чтобы почтить Соломона и искать его мудрость.

Как часть израильского периода процветания и мира, Соломон построил много новых городов на земле и даже поднял флот в море.

Соломон построил военно-морской флот в Эционе-Гебере, который, как говорится в книге 1 Царств, был на Красном море (или, буквально, Ям Суф ).

Глава 9, стихи 26-27 гласят:

Царь Соломон также построил флот кораблей в Эцион-Гебере, что рядом с Элотом на берегу Красного моря, в земле Едома. И послал Хирам слуг своих с флотом, моряков, знавших море, и слуг Соломоновых.

Эцион-Гебер был древним местом на самой южной границе Израиля на море.

Элот был городом в непосредственной близости от Езиона Гевера, и современный Эйлат близок к местоположению этого древнего города.

Автор 1 Царств четко называет этот водоем, на котором был построен флот, как Красное море или Ям Суф.

Это еще больше укрепляет теорию о том, что море, которое израильтяне пересекли несколько сотен лет назад, не было не имеющим выхода к морю озером или болотистым, мелким водоемом ближе к Египту.

Доктор Колин Хамфрис пишет в книге «Чудеса Исхода: открытие ученым необычайных естественных причин библейских историй»:

Предположительно, мудрый Соломон не построил бы свои корабли на внутреннем озере, потому что он не смог бы их вывести!

Точное местонахождение древних Элат и Эзиона Гебера неясно, хотя многие ученые считают, что Элат находился в современной Акабе в Иордании или рядом с ней, на северо-восточной стороне залива Акаба.

Тем не менее, мы знаем, что древний Едом был страной, прилегающей к Акабскому заливу, поэтому мы можем с достаточной уверенностью сказать, что библейский ям-суф — это Акабский залив, который является одним из рукавов Красного моря (другой рукой является Суэцкий залив).

Ям суф может относиться и к другим водоемам, но я полагаю, что вне всякого сомнения сомнительно, что библейская ямс суф включает в себя залив Акаба.

В следующем разделе, посвященном обсуждению проблем со многими современными теориями о пересечении Красного моря , мы отметим тот факт, что обозначение Ямского Суфа в Тростниковом море вызвало некоторую путаницу относительно истинного местоположения моря.

Однако, основываясь на дополнительных исследованиях доктора Хамфриза, это не должно быть предметом разногласий при определении Акабского залива как Ям Суф в Исходе.

Доктор Хамфрис пишет, что залив Акаба является уникальным водоемом. Красное море — соленый водоем, и тростник, как правило, не растет в соленой воде. Однако в северной части залива наблюдается странное явление, которое наблюдал один исследователь в начале 20-го века.

Чешский исследователь Алоис Мусил в «Северном Хегазе», написанный в 1926 году, описывает чрезвычайно необычную особенность северного побережья во главе с заливом Акаба: в нем содержится пресная вода.

Он пишет: «Во время отлива каменистый берег обнажился на расстоянии около двухсот ярдов, обнажая многочисленные источники, которые хлынули с огромной силой».

Затем Мусил подчеркивает превосходное качество этой пресной воды: «Животные [верблюды] не хотел пить из пресной воды из колодца, предпочитая идти к морскому берегу, где они очень охотно пили из многочисленных источников, которые там текли ».

Каково происхождение воды в этих пресноводных источниках в устье залива Акаба?

Это происходит из-за дождевой воды, падающей на горы, граничащие с арабами. Затем вода направляется вдоль и под песком Арабы вниз к заливу Акаба, где она выходит на берег моря в виде пресноводных источников.

Утверждение, что Ям Суф относится к болотистому, мелкому водоему в окрестностях дельты Нила или египетского владения, весьма сомнительно, учитывая эти факты.

Соломон не сделал бы флот на водоеме, который не предлагал бы доступ к открытому океану; это просто вопрос основного смысла.

Залив Акаба предложил флоту Соломона доступ к Индийскому океану и различным морским торговым маршрутам в этой части мира, тогда как другие предложенные местоположения просто не будут.

Соломон не построил бы свой флот в египетских водах, в Суэцком заливе. В 1 Царств говорится, что Эцион-Гебер находится в царстве Едома, а не Египта.

Единственным водоемом, который соответствует этим критериям, является залив Акаба.

У нас также есть некоторые геологические доказательства этого места. В переводе с иврита Ezion-Geber означает «сильный позвоночник».

Доктор Глен Фриц в своей книге «Затерянное море Исхода» утверждает, что лучший вывод, который можно сделать, основываясь на библейской географии, состоит в том, что это имя относится к горе. дальность к северо-востоку от вершины залива Акаба.

Эцион-Гебер залив Акаба
Эцион-Гебер залив Акаба

Обратите внимание на то, как горный хребет напоминает позвоночник.

Почти прямо к северу от этого места находится долина Араба и южная часть современного Израиля.

По мнению ученого доктора Фрица, Эцион-Гебер был не городом, а достопримечательностью.

Учитывая еврейское название места и топографию на оконечности залива Акаба, это, кажется, соответствует остальной части рассказа об Исходе.

Имея это в виду, Красное море, на котором Соломон построил свой флот, вероятно, является тем же Красным морем, которое израильтяне пересекли, спасаясь от армии фараона.

Подразумевается, что Красное море, которое пересекли израильтяне, является заливом Акаба, и что это библейское местоположение указывает на арабскую гору Синай.

Последняя проверка 3 июля 2019 г.

Источники:

  1. Кадеш-Барнеа: Электронная еврейская энциклопедия ОРТ
  2. Библейский Атлас: карта 5, 6
  3. BibleAtlas.org
  4. Библия. Синодальный перевод
  5. Исследовательский фонд «Сомневающийся Томас»
  6. Алоис Мусил, Северный Хегаз: топографический маршрут ( Нью-Йорк: Американское географическое общество, 1926), 265.
  7. Тит Флавий Иосиф Флавий, «Книга 4, Глава 4: Что случилось с евреями в течение тридцати восьми лет в пустыне», в «Древности евреев» (93)
  8. Евсевий Кесарийский, «Ономастион», раздел К, сноска 580.
  9. Алоис Мусил, Северный Хегаз, 264, 265, 270-271.
  10. Доктор Колин Хамфрис «Чудеса Исхода: открытие ученым необычайных естественных причин библейских историй»
  11. Доктор Глен Фриц «Затерянное море Исхода» (95).