Еммануил: Бог с нами. Иисус — Помазанник.

Имя: Александра
Сообщение: В Исайи написано, что имя сына будет Єммануєль (Єммануиль), что в переводе означает "С нами Бог". Как так случилось, что имя сына Божьего (по гречески) стало Иисус?

0
3499

Слово  Эммануил , означающее «Бог с нами», в Библии встречается четыре раза. Трижды (Ис. 7:14; 8:8, 10) оно имеет, главным образом, негативный, разрушительный смысл: Бог с нами, чтобы покарать нас. Один раз (Мат. 1:23) у него позитивный, конструктивный смысл: Бог с нами, чтобы благословить нас.

ЭММАНУИЛ

Бог с нами, чтобы покарать нас

В Ис. 7:14 первое употребление слова «Эммануил» содержит в себе смешанное благословение.

Царь Ахаз был вероломен. Бог послал к нему Исайю с известием, что Сирии и Израилю не будет позволено овладеть Иудеей – царством, которым правил Ахаз. Будучи нечестивым идолопоклонником, Ахаз пренебрег словами Исайи, ибо лукавый царь не верил в Бога.

Исайя предложил Ахазу просить любого знамения для доказательства того, что Бог избавит Иудею. «Проси или в глубине, или на вы- соте», – сказал

«…как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины…»
(Дан. 9:25).

Исайя (Ис. 7:11б). Но Ахаз отказался. В переговорах, целью которых было подкупить могущественную Ассирию и сделать ее своим союзником против Сирии и Израиля, он воскликнул с лицемерной набожностью:

«Не буду искушать Господа»
(Ис. 7:12).

Бог устал от такого вероломства; Он помогал царю, но Его терпению пришел конец. Он объявил, что даст нечестивому Ахазу непрошенное знамение, знамение кары:

«Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил»
(Ис. 7:14).

Какая-то известная молодая женщина, ха’альма, то есть «молодая женщина», «девушка», или «девственница», станет матерью и назовет своего ребенка Эммануил, что значит «Бог с нами».

В дни Ахаза это имя говорило о наказании.

Бог нашлет на Иудею голод, мучение; земля зарастет терновником и колючим кустарником. Непосредственная угроза Ахазу будет устранена, но за нечестивость и двуличие его ждет возмездие: Бог позволит Ассирии овладеть иудейскими городами и взять в осаду сам Иерусалим. Последует голод. Если человек сохранит корову и найдет дикий мед за городом, то сможет продержаться на скудном пайке из сыра и меда.

Особый сын Эммануил, пророческое знамение, сам будет питаться этой скудной пищей. Поэтому контекст первого употребления слова «Эммануил» горько-сладкий – но в большей степени горький.

Второе употребление слова «Эммануил» (Ис. 8:8) является частью того же контекста. Именем Эммануил названа сама иудейская земля, то есть земля, которую посетил Бог для наказания иудеев.

Подобным же образом и третий случай употребления слова «Эммануил» (Ис. 8:10) возвещает горечь страдания и является частью той же ситуации, в какой встречаются и два предыдущих. Смятенные и обеспокоенные иудеи будут тщетно советоваться, как победить Ассирию, ибо – вот он, Эммануил!

Бог был с Иудой в виде теснящего языческого войска, и Божье решение не могла расстроить даже самая блестящая стратегия иудеев.

Вряд ли можно найти что-то приятное в любом из трех ветхозаветных случаев употребления слова «Эммануил».

Бог с нами, чтобы благословить нас

Изучающие Библию уже давно заметили, что в некоторые Писания намеренно заложены два значения: ближайшее и отдаленное.

Ис. 7:14 – самый известный из таких отрывков.

В дни Ахаза нареченный Эммануилом ребенок был знаком, что Бог был с Иудой для наказания. Однако в Писании VIII века до н.э. скрыто иное пророчество.

В дни Иосифа и Марии должен был родиться другой ребенок по имени Эммануил (Мат. 1:23). Он также должен был служить знамением, и не только Своим именем, но и тем, что у Него не будет земного отца. Он – истинный «Бог с нами».

Если бы у Иисуса был земной отец, тогда бы Он был Эммануилом, «Богом с нами», в том же смысле, что и предыдущий ребенок. Он был бы таким же, как все другие сыновья двух родителей, и не имел бы уникальности. Поэтому в наречении Иисуса Эммануилом кроется нечто гораздо большее, чем в наречении ребенка VIII века.

Неизвестный юноша в дни Ахаза сам по себе вовсе не был уникальным; лишь его имя знаменовало Божий гнев. А хорошо известный юноша в дни Иосифа был уникален Сам по Себе; Он был более, нежели знамение, содержащееся в Его имени; Он был Бог, пришедший на землю во плоти.

Ничто в Ис. 7 и 8, где встречается имя Эммануил, не сравнится по красоте мысли со славой Эммануила в Мат. 1:23.

В новозаветном употреблении Бог пришел к нам не для того, чтобы «судить» (Иоан. 3:17), а чтобы мы были «спасен[ы] чрез Него». Ветхозаветное употребление имени «Эммануил» имело лишь узкое, местное значение для «дома Давидова» (Ис. 7:13), тогда как его новозаветное употребление имеет значение для «всего мира» (1 Иоан. 2:2).

Вот Он, Эммануил! Точный образ ипостаси Божьей стал плотью
(Евр. 1:3; Иоан. 1:14).

Тот, кто был Богом, пришел к Своему творению и стал причастным плоти и крови
(Иоан. 1:1, 11; Евр. 2:14).

«В Нем обитает вся полнота Божества телесно»
(Кол. 2:9).

Бог был во Христе (Иоан. 10:37, 38; 14:10, 11, 20а).

Мы читаем:

«…Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения»
(2 Кор. 5:19).

ПОМАЗАННИК

ИИСУС: ПОМАЗАННИК

Имя ИИСУС (греческая форма [Иэсус] еврейского имени Йешуа, в свою очередь являющегося более поздней формой от Йехошуа или Йошуа) означает «Господь — спасение».

Машиах, помазанник – это тот, на голову которого был вылито оливковое масло.

Именно так стал машиах Саул, сын Киса (1 Цар. 10:1). Аналогичным образом стал машиах и Давид: «И взял Самуил рог с елеем, и помазал его» (1 Цар. 16:13). Согласно установленному порядку, при возведении на престол человека помазывали елеем.

Бог воспользовался идеей машиах и применил ее к Своему Сыну. Одним из титулов, которыми Он называл Иисуса, был Машиах, Его «Помазанник» (Пс. 2:2). В изображении Даниила Иисус облечен царской властью: «Христос [Машиах] Владыка» (Дан. 9:25).

Еврейское машиах пришло в наш язык в форме слова «мессия«, а его греческий эквивалент – «Христос«.

Каким-то образом самарянка, которая разговаривала с Иисусом у колодца, узнала, что Божество явится в этот мир как Машиах (Мессия). Она сказала:

«Знаю, что придет Мессия, то есть Христос»
(Иоан. 4:25).

Один из учеников Иоанна, Андрей, тоже знал, что Божество придет в этот мир с титулом Помазанник, Машиах. Должно быть, в его голосе звучало глубокое чувство, когда он сказал Петру: «Мы нашли Мессию» (Иоан. 1:41).

Позже Петр исповедал: «Ты – Христос, Сын Бога живого» (Мат. 16:16). Иисус похвалил Петра за его веру и сказал, что церковь, которую, по Своей мудрости, задумал Бог, будет основана на том факте, что Назарянин есть Божий Помазанный Сын.

Однако строго говоря, во время исповедания Петра Иисус еще не был Машиах, Помазанником. Только после Своей победы над смертью и могилой и вознесения к славе Он был помазан как Божий Машиах.

В день Пятидесятницы, через десять дней после вознесения, Иисус предстал перед престолом Своего Отца, чтобы взойти на него.

Образно говоря, Отец вылил елей на Его голову. Назвал Иисуса Богом, сказав:

Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства твоего. Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих
(Пс. 44:7, 8).

С этого исторического момента в день Господень (возможно, 26 мая 30 г. н.э.) Он официально стал единственным Сильным, Царем царей и Господом господствующих (1 Тим. 6:15), особым Машиах.

И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца
(Иоан. 1:1–4, 14).