Должны ли мы соблюдать субботство в субботу или воскресение?

Должны ли мы соблюдать субботство в субботу или воскресение?

Ни в один из этих дней! У нас сейчас нет субботства.

Бог дал израильтянам соблюдение субботы в качестве памяти об их освобождении из египетского плена:

15 и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.
(Втор.5:15)

Это было в седьмой день недели:

3 и принесет он из мирной жертвы в жертву Господу тук, покрывающий внутренности, и весь тук, который на внутренностях,
(Лев.3:3)

Бог выбрал седьмой день, потому что в этот день Он отдыхал после сотворения творения:

11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
(Исх.20:11)

Соблюдение субботы было озвучено на г. Синай:

13 И снисшел Ты на гору Синай и говорил с ними с неба, и дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые.
14 И указал им святую Твою субботу и заповеди, и уставы и закон преподал им чрез раба Твоего Моисея.
(Неем.9:13,14)

Она нигде в книге Бытия не упоминается. После выхода израильтян из Египта Бог дал им эту заповедь:

10 И Я вывел их из земли Египетской и привел их в пустыню,
11 и дал им заповеди Мои, и объявил им Мои постановления, исполняя которые человек жив был бы через них;
12 дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я Господь, освящающий их.
(Иез.20:10-12)
23 И [он] сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите [сегодня], а что останется, отложите и сберегите до утра.
24 И отложили то до утра, как повелел Моисей, и оно не воссмердело, и червей не было в нем.
25 И сказал Моисей: ешьте его сегодня, ибо сегодня суббота Господня; сегодня не найдете его на поле;
26 шесть дней собирайте его, а в седьмой день — суббота: не будет его в [этот день].
27 [Но некоторые] из народа вышли в седьмой день собирать — и не нашли.
28 И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих?
29 смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмой день.
(Исх.16:23-29)

Соблюдение субботы не было дано ни одному народу на земле, т.к. это было знаком между Богом и Израилем:

13 скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас;
(Исх.31:13)
8 и есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня?
(Втор.4:8)
1 И созвал Моисей весь Израиль и сказал им: слушай, Израиль, постановления и законы, которые я изреку сегодня в уши ваши, и выучите их и старайтесь исполнять их.
2 Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве;
3 не с отцами нашими поставил Господь завет сей, но с нами, [которые] здесь сегодня все живы.
(Втор.5:1-3)
12 Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой;
(Втор.5:12)

Завет, который Бог заключил с Израилем на г. Синай, состоял из 10-ти заповедей, включавших субботу:

27 И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем.
28 И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие.
(Исх.34:27,28)
13 и объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях;
(Втор.4:13)

Это Завет должен был быть заменен Новым Заветом:

31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.
33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.
34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.
(Иер.31:31-34)

У нас сейчас есть лучший Завет:

6 Но Сей [Первосвященник] получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях.
7 Ибо, если бы первый [завет] был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
8 Но [пророк], укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.
11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,
12 потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
13 Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.
(Евр.8:6-13)
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
(Евр.10:9)

Язычники никогда не находились под действием закона субботы, и т.к. Ветхий Завет был пригвозден ко кресту, евреи также не должны пытаться соблюдать субботу:

14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;
(Кол.2:14)
16 Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу:
(Кол.2:16)

Воскресение никогда не давалось Богом в качестве еще какой-то субботы. Люди ошибаются, когда называют воскресение «христианской субботой».

Иисус воскрес в первый день недели:

1 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.
2 И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,
3 и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?
4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.
5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.
6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.
7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.
8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.
9 Воскреснув рано в первый [день] недели, [Иисус] явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.
(Мар.16:1-9)

Ранние последователи Христа встречались в этот день для «хлебопреломления»:

7 В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.
(Деян.20:7)

Во время таких встреч они жертвовали кто как мог:

2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
(1Кор.16:2)

Сейчас мы должны также поступать.

Слово кириакос переводится здесь как «Господень», означающий «принадлежащий Господу» (Таер, стр. 365), и встречается еще один только раз, где оно используется в связи с «Вечерей Господней»:

20 Далее, вы собираетесь, [так, что это] не значит вкушать вечерю Господню;
(1Кор.11:20)

Без всяких сомнений «Вечерей Господней» является трапеза Иисуса Христа. А также «День Господень» принадлежит Ему в особенном смысле. Мы должны проводить его в почитании и поклонении Христу.

В то время как первый день недели является не субботой, это «Господень день»:

10 Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний;
(Откр.1:10)

ЗАВЕТЫ

Вопросы из этой рубрики:

  1. «Необходимо ли соблюдать сегодня закон Моисеев?»
  2. «Может ли кто-нибудь сегодня спастись через соблюдение 10-ти заповедей?»
  3. «Должны ли мы соблюдать субботство в субботу или воскресение?»
  4. «Почему вы не верите в Ветхий Завет?»
  5. «Зачем читать Ветхий Завет, если он уже отменен?»
  6. «Что имеется в виду под словом ‘Новый Завет’?»
  7. «Как Бог говорит к нам сейчас?»
  8. «Говорит ли Бог через Своих пророков сегодня?»
  9. «Является ли Новый Завет полным и последним откровением Божьим людям?»

Сноски

  1. Библия. Синодальный перевод
  2. Словарь Стронга
  3. Томас, Д. Спрашивайте и – Библия отвечает. Сеймур, Теннеси 1986. – С. 131-132.