Войдите, чтобы оставить комментарий

Среда, 26 ноября, 2025

Дочь Иеффая. Жертвоприношение людей у иудеев Суд. 11:30-31

Изучение БиблииДочь Иеффая. Жертвоприношение людей у иудеев Суд. 11:30-31

Дочь Иеффая

Большинство изучающих Библию вспоминают краткую историю Иеффая и его дочери в жертвоприношение Судей 11: 29-40:

29 И был на Иеффае Дух Господень, и прошел он Галаад и Манассию, и прошел Массифу Галаадскую, и из Массифы Галаадской пошел к Аммонитянам.
30 И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои,
31 то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение.
32 И пришел Иеффай к Аммонитянам – сразиться с ними, и предал их Господь в руки его;
33 и поразил их поражением весьма великим, от Ароера до Минифа двадцать городов, и до Авель -Керамима, и смирились Аммонитяне пред сынами Израилевыми.
34 И пришел Иеффай в Массифу в дом свой, и вот, дочь его выходит навстречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна, и не было у него еще ни сына, ни дочери.
35 Когда он увидел ее, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз о тебе уста мои пред Господом и не могу отречься.
36 Она сказала ему: отец мой! ты отверз уста твои пред Господом – и делай со мною то, что произнесли уста твои, когда Господь совершил чрез тебя отмщение врагам твоим Аммонитянам.
37 И сказала отцу своему: сделай мне только вот что: отпусти меня на два месяца; я пойду, взойду на горы и оплачу девство мое с подругами моими.
38 Он сказал: пойди. И отпустил ее на два месяца. Она пошла с подругами своими и оплакивала девство свое в горах.
39 По прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа. И вошло в обычай у Израиля,
40 что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина, четыре дня в году.

Став судьей Израиля, «был на Иеффае Дух Господень» и «пошел к Аммонитянам» (11:29).

И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение.
(11: 30-31).

Согласно Священному Писанию, Иеффай победил Аммонитян, и его дочь первой встретила его, когда он вернулся домой (11:32-34), что означало, что она должна была “стать Господней”, принесенной “во всесожжение”.

Дочь Иеффая. Жертвоприношение людей у иудеев
Дочь Иеффая. Жертвоприношение людей у иудеев

Книга Судей 11: 39 говорит: Иеффай “совершил над нею обет свой, который дал”.

Иеффай принес свою дочь во всесожжение?

Допустимо ли, что Иеффай буквально принес свою дочь во всесожжение (Судьи 11: 29-40)?

Да, это допустимо.

К сожалению, многие дети в древней истории были принесены в жертву руками могущественных вождей, и даже некоторых злых царей Иудеи; 2-я Паралипоменон 28:1-3; 33: 6-9.

Но если Иеффай действительно принес в жертву свою дочь, то он совершил тяжкий грех, так как человеческие всесожжения были осуждены/запрещены Богом (Второзаконие 12:31; 18:10).

31 не делай так Господу, Богу твоему, ибо все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим: они и сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне богам своим.
32 Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того.
(Втор.12:31,32)

9 Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии:
10 не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей,
11 обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых;
12 ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего;
13 будь непорочен пред Господом Богом твоим;
14 ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой.
(Втор.18:9-14)

Более того, если Иеффай действительно сжег свою дочь в жертву Господу, Он сделал это без Божьего согласия (и такое молчание со стороны Бога не может быть здраво и благоразумно истолковано как одобрение). «Сноска №1»

“Жертва” в переносном смысле.

Гораздо лучшее объяснение вопроса Иеффая сосредоточено вокруг того факта, что иногда “жертва” предлагается в переносном смысле.

Если современный человек часто метафорически говорит о “жертвовании” деньгами, сном, временем, энергией и т. д. во имя благих целей, допустим, что такое образное жертвоприношение также имело место в древнем Израиле.

На самом деле, за сотни лет до дней Иеффая, с тех пор как израильтяне бежали из египетского рабства после десятой казни (смерти первенцев Египта), народ Израиля “приносил” в жертву Богу и людей, и животных.

Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота: Мои они.
сказал Господь (Исход 13:2).

В определенном смысле “все, разверзающее ложесна, мужеского пола” должны были быть “принесены в жертву Господу” (Исход 13:15). Но как именно все первенцы мужского пола были принесены в жертву Богу особым образом?

Были ли они все буквально принесены в жертве всесожжения? Все первенцы мужского пола среди чистых животных были буквально сожжены, но не среди нечистых.

Нечистые животные, такие как осел, были “искуплены” агнцем (Исход 13:13; Числа 18:15). То есть осел должен был быть освобожден или спасен от жертвенной смерти с заменой. «Сноска №2»

Точно так же “все первенцы человеческие” среди израильтян были искуплены.

Вместо того чтобы буквально приносить в жертву каждого израильского первенца мужского пола (как они делали это со своим скотом – Исход 13:2,12-16; 22:29-30), Бог отделил себе Левитов для религиозного служения “чтобы они могли служить Господу”. (Числа 8:11).

Бог сказал:

12 вот, Я взял левитов из сынов Израилевых вместо всех первенцев, разверзающих ложесна из сынов Израилевых; левиты должны быть Мои,
13 ибо все первенцы – Мои; в тот день, когда поразил Я всех первенцев в земле Египетской, освятил Я Себе всех первенцев Израилевых от человека до скота; они должны быть Мои. Я Господь.
(Чис.3:12,13)

  • Как отдавали Господу чистых животных? В буквальном смысле слова жертвоприношения.
  • Как отдавали Господу первенцев мужского пола? Не в буквальном смысле всесожжения, но в жертвенном служении Богу (ср. Римлянам 12: 1).

Левиты – символическая жертва Господу

Интересно, что Числа 8 указывает на то, что посвящение Левитов было своего рода приношением – символической жертвой потрясания. После того как Бог повелел израильтянам “возложить руки на Левитов” (так как они “приносили” их в жертву Господу; ср. Левит 4: 13-15), Он сказал:

10 и приведи левитов их пред Господа, и пусть возложат сыны Израилевы руки свои на левитов;
11 Аарон же пусть совершит над левитами посвящение их пред Господом от сынов Израилевых, чтобы отправляли они служение Господу;
12 а левиты пусть возложат руки свои на голову тельцов, и принеси одного в жертву за грех, а другого во всесожжение Господу, для очищения левитов;
13 и поставь левитов пред Аароном и пред сынами его, и соверши над ними посвящение их Господу;
14 и так отдели левитов от сынов Израилевых, чтобы левиты были Моими.
15 После сего войдут левиты служить скинии собрания, когда ты очистишь их и совершишь над ними посвящение их; ибо они отданы Мне из сынов Израилевых:
16 вместо всех первенцев из сынов Израилевых, разверзающих всякие ложесна, Я беру их Себе;
17 ибо Мои все первенцы у сынов Израилевых, от человека до скота: в тот день, когда Я поразил всех первенцев в земле Египетской, Я освятил их Себе
18 и взял левитов вместо всех первенцев у сынов Израилевых;
(Чис.8:10-18) «Сноска №3»

Подобно левитам, которые были символически принесены в жертву Господу, весьма вероятно, что Иеффай также “принес в жертву” свою дочь.

Она могла быть “принесена в жертву” как “всесожжение” в скинии в том смысле, что она стала одной из “женщин, служащих при входе в шатер собрания” (Исход 38:8; ср. 1 Царств 2: 22).

Возможно, как и Анна столетиями спустя, дочь Иеффая была “принесена в жертву” чтобы служить Богу “постами и молитвами день и ночь”, чтобы никогда больше не покидать пределы скинии (ср. Луки 2: 36-38).

Оплакивали не смерть

Такое образное предложение вполне логично в свете того факта, что дочь Иеффая и ее друзья никогда не оплакивали ее смерть. Они оплакивали – только не ее смерть.

В чем же была их печаль?

Они “оплакивали ее девственность” (Судьи 11:38).

В самом деле, трижды упоминается ее девственность (11:37-39), последний из которых отмечается сразу после открытия, что Иеффай “совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа” (11:39).

Если Иеффай, тяжело согрешая, убил свою дочь в буквальном всесожжении, повторное оплакивание ее девственности не имеет смысла. «Сноска №4»

Как заключил Дэйв Миллер, такие заявления «совершенно излишни и бессердечны … если она была предана смерти». «Сноска №5»

С другой стороны, если дочь Иеффая должна была быть “принесена в жертву” Богу, чтобы вечно служить в его скинии и прожить остаток своей жизни как одинокая, бездетная служанка Господа, то вполне логично, что она и ее друзья оплакивали бы ее долговременную девственность.

Когда мы позволяем Библии объяснять Библию, символическое приношение дочери Иеффая имеет совершенный смысл.

СНОСКИ

  1. Правда, в Книге Судей 11:29 указывается, что “был на Иеффае Дух Господень” до его путешествия через Галаад, Манассию и Массифу.
    Однако наличие “духа Господня” не означает, что человек никогда не мог грешить и совершать глупости (например, Самсон).
    Эта фраза встречается у судей семь раз. Это может указывать на посвящение Богом судьи, как в случае с Гофониилоь, когда “на нем был Дух Господень, и был он судьею Израиля” (Судьи 3:10).
    В других случаях это больше относится к мужеству и сверхчеловеческой силе, которые Господь дал им, как в случае Самсона (Судьи 14: 6; 14: 19; 15: 14).
    Иеффай был мужественным вождем, но он не был безгрешен (Судьи 11:3; Римлянам 3:23).
  2. Если владелец осла не хотел выкупать осла, он должен был “сломать ему шею” (Исход 13:15). Однако он не мог пожертвовать им.
    Короче говоря, осел должен был быть выкуплен или убит.
    (Заметка переводчика: Синодальный перевод этого стиха не согласует с другими переводами.
    В английских переводах Исход 13:15 “Every firstborn of a donkey you shall redeem with a lamb, or if you will not redeem it you shall break its neck…”
    Священное Писание Восточный Перевод “За первородного ослика принесите выкуп – ягнёнка, а если не выкупите, то сверните ослику шею”.
    Русский Синодальный Перевод “а всякого из ослов, разверзающего, заменяй агнцем; а если не заменишь, выкупи его;”)
  3. Оригинальная цитата, где включена фраза “приношение портясания” взята из Английского Стандартного Перевода – English Standard Version (ESV) и Нового Русского Перевода – New Russian Translation (NRT). Ударение добавлено автором.
  4. Если бы кто-то собирался убить вашу незамужнюю дочь, чувствовали бы вы необходимость оплакивать ее девственность или ее неминуемую смерть?
  5. Dave Miller (2013), “Jephthah’s Daughter,” Reason & Revelation, 33[8]:95, August, http://apologeticspress.org/.

Переведено из статьи Jephthah’s Daughter by Dave Miller, Ph.D.
опубликованной на сайте apologeticspress.org.
Автор перевода: Виталий Коваленко

Stanislav (модератор)https://bible-help.ru
Изучаю Библию с 2000 года. Активно веду блог с 2012. Буду рад вашей помощи по работе над сайтом. Так же мы публикуем материал еще в лентах: ЯндексДзен и Телеграмм канал

8 КОММЕНТАРИИ

  1. Очередной раз доказывает что не надо служить языческим богам. Говорил Господь, когда наследуете землю не служите чужим богам, потому Господь и предал их в руки израильтян, потому что делали неугодное.

  2. ЕСЛИ ИЕФАЙ НЕ ПРИНЁС ВО ВСЕСОЖЖЕНИЕ СВОЮ ДОЧЬ ТО ЧЕГО ЖЕ ОН: “5 Когда он увидел ее, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз о тебе уста мои пред Господом и не могу отречься…” КАК ЖЕ НАДОЕЛИ ВСЕ ЭТИ “ОТГОВОРОЧНЫЕ” толкования!!! И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, — так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены.

    (Ис.28:13). Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех;

    (Втор.23:21) 3 Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. 

    4 Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. 

    5 Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом [Божиим]: “это — ошибка!” Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих? 

    (Екл.5:3-5)

  3. Есть люди, которые очень упрямые в своих убеждениях. Никакие резонные аргументы, основанные на неопровержимых доказательствах не сдвинут их убеждение. Это опасное состояние. Фараон Египта был один из таких людей.


    Самый лучший кометнарий Библии это сама Библия. В ней нет противоречий, есть только мнимые противоречия, которые исходят из не полного понимания.


    Принести человека в жертву Богу было бы великим грехом и мерзостью. Бог велел Израилю истребить целые народы за такой грех. Утверждающие то, что Иеффай заколол и сжег свою единственную дочь в жертву Богу проповедуют противоречие так как ничего осуждающего этот поступок не найти в Библии. Тем самым они создают противоречие и дают повод неверным осуждать боговдохновенность Библии. Тоесть они клевещат на Бога и на Святого Духа который Божьим проведением сохранил для нас Библию.


    Если речь шла о буквальном жертвоприношении, у Иеффайа был один очень простой выход из этого положения:


    Левит 5:4 Или если кто безрассудно устами своими поклянется сделать что-нибудь худое или доброе, какое бы то ни было дело, в котором люди безрассудно клянутся, и он не знал того, но после узнает, то он виновен в том.

    Если он виновен в чем-нибудь из сих, и исповедается, в чем он согрешил,

    то пусть принесет Господу за грех свой, которым он согрешил, жертву повинности из мелкого скота, овцу или козу, за грех, и очистит его священник от греха его.


    Тоесть, если Иеффай поклялся о буквальном жертвоприношении, то в этом случае он мог просто исповедовать свой грех безрассудной клятвы, принести жертву повинности из скота, и все!


    Скажите, если у Иефайя был такой простой выход из этого положения, почему даже сама дочь сказала что раз поклялся, то делай то что твои уста произнесли?


    Ответ очень простой, она знала что ей предстоит перенести, и она на это согласилась. Но перед тем как этот обет вступил в силу, она оплакала свое девство, и после совержения обета, она не познала мужа, тоесть она была посвещена на служение и осталась девственнецей.

    • 3 Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. 

      4 Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. 

      5 Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом [Божиим]: “это — ошибка!” Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих? 

      (Екл.5:3-5)

Exit mobile version