«ДУШЕВНЫЙ ЧЕЛОВЕК»

Psychikos anthropos

В 1 Послании к Коринфянам Апостол Павел сказал христианам из Коринфа следующее:

14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно.
(1 Кор 2:14).

В предыдущих стихах Павел сказал, что он и другие водимые Духом люди возвещали то, чему научились от Святого Духа. Речь идёт о богодухновенности:

12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
(1 Кор 2:12-13).

Что имеется в виду под словосочетанием «душевный человек» (psychikos anthropos). Означает ли это человека, который не был водим Святым Духом, как Павел и другие? Означает ли это человека, который не был вдохновляем Богом?

Вероятно, нет, потому что некоторые, не будучи вдохновляемы Богом, могут «принять», то есть, познать, духовное. Употребленное здесь греческое слово dechomai [1 Кор 2:14], очевидно, в данном контексте означает принимать в слушании, познавать, приобретать знание.

Слово psychikos (душевный) означает «естественный; природный»; «воспринимаемый чувствами». Оно происходит от psyche (душа; жизнь). Речь идёт о физической стороне жизни человека в противовес его духовной жизни. Отсюда возникли возможные современные переводы словосочетания psychikos anthropos: «природный человек»; «недуховный человек»; «душевный человек».

До тех пор пока природный человек не покается или не отвлечётся от своего физического существования, он не сможет принять то, чему Святой Дух учил Павла и других вдохновлённых Богом людей.

В учении Святого Духа есть положения, призванные побудить природного человека покаяться и обратиться к духовному. Поэтому мы должны преподавать Евангелие каждому человеку. Когда природный человек побуждается к покаянию, он может начать процесс познания учения, переданного Святым Духом через богодухновенных авторов.