Подмена образного значения буквальным. Часть 2

0
3539

Смешение языка образов и высказываний, имеющих буквальное значение, при изучении Библии это серьезная ошибка. В данной статье мы изучим тему ошибочного придания буквального значения текстам, которые имеют явный образный характер.

Когда израильский народ подошел к подножию горы Синай, Иегова дал им закон, обязательный для исполнения. Средоточием этой системы закона был Декалог, или десять заповедей, четвертая из которых гласила:

«Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх. 20:8)

Закон о соблюдении субботы не был обязательным для человечества в целом до известных событий на горе Синай (Втор. 5:2-3; Неем. 9:13-14); он также никогда не был обязательным для христиан.

2 Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве;
3 не с отцами нашими поставил Господь завет сей, но с нами, [которые] здесь сегодня все живы.
(Втор.5:2,3)

13 И снисшел Ты на гору Синай и говорил с ними с неба, и дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые.
14 И указал им святую Твою субботу и заповеди, и уставы и закон преподал им чрез раба Твоего Моисея.
(Неем.9:13,14)

Заповеди были частью системы того закона, который был пригвожден ко кресту.

14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;
(Кол.2:14)

4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.
5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, [обнаруживаемые] законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти;
6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.
7 Что же скажем? Неужели [от] закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.
(Рим.7:4-7)

— обратите особое внимание на стих 7, где Павел цитирует десятую заповедь

Ввиду того, что закон был отменен, никто не может быть «осужден» за несоблюдение субботы в наши дни.

16 Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу:
(Кол.2:16)

Однако современные поборники субботничества утверждают, что христиане обязаны соблюдать иудейскую субботу. Среди прочих доводов, которые они используют, заслуживает внимания отрывок из Послания к Евреям.

Богодухновенный автор писал:

«Посему для народа Божия еще остается субботство (субботний покой, ВПНЗ)» (Евр. 4:9).

Каким образом можно привести в соответствие друг с другом слова «остается субботство» и другие новозаветные отрывки, в которых недвусмысленно говорится о том, что закон Моисеев (и его субботы) был упразднен?

4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.
5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, [обнаруживаемые] законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти;
6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.
(Рим.7:4-6)

7 Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, —
8 то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?
9 Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.
10 То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы [последующего].
11 Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее.
12 Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,
13 а не так, как Моисей, [который] полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.
14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.
(2Кор.3:7-18)

19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
(Гал.3:19)

24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя.
(Гал.3:24,25)

1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
2 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.
3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
4 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,
5 а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
(Гал.5:1-6)

14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,
15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,
16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.
(Еф.2:14-16)

14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;
15 отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.
16 Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу:
17 это есть тень будущего, а тело — во Христе.
(Кол.2:14-17)

6 Но Сей [Первосвященник] получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях.
7 Ибо, если бы первый [завет] был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
8 Но [пророк], укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.
11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,
12 потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
13 Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.
(Евр.8:6-13)

Ответ на этот вопрос заключается в том факте, что словосочетание «субботний покой» в Послании к Евреям 4:9 употребляется в образном значении. То, что автор этого послания говорил об образном «субботстве», вполне очевидно из нижеследующего.

+«Субботний» покой в данном тексте рассматривается как обетование, то есть, обещание.

1 Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим.
2 Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших.
3 А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела [Его] были совершены еще в начале мира.
4 Ибо негде сказано о седьмом [дне] так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих.
5 И еще здесь: «не войдут в покой Мой».
6 Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность,
7 [то] еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших».
8 Ибо если бы Иисус [Навин] доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне.
(Евр.4:1-8)

Иудейская суббота была заповедью, а не обещанием.

+Иудеи в те времена продолжали регулярное соблюдение субботы, но «остающееся субботство» еще не наступило.

Слово «остается» употребляется в значении «быть предназначенным для появления или введения в действие в будущем»

+Во времена Иисуса Навина иудеи соблюдали субботу, но был и «еще … некоторый день», образно называемый «покоем», относящийся к будущему (Евр. 4:8), в который необходимо было войти.

10 Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.
(Евр.4:10)

Таким образом, «суббота » и «покой» не представляли собой одно и то же.

Данный дополнительный «субботний покой» это небеса.

Ф.Ф. Брюс отмечал: «Когда Бог завершил сотворение мироздания, Он «почил» (Быт. 2:2; «отдыхал », СПБТ); так и Его народ, завершив свое служение на земле, войдет в Его покой».

В принципе, этот отрывок аналогичен Книге Откровения 14:13, где говорится о том, что умершие праведники «успокоятся от трудов своих» после смерти.

13 И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними.
(Откр.14:13)

Следовательно, сторонники субботничества заблуждаются, вырывая Послание к Евреям 4:9 из символического контекста и неправильно применяя этот отрывок как доказательство необходимости соблюдать субботу в наши дни.

Они подменяют образное буквальным.

Святой «каннибализм»

На следующий день после великого чуда насыщения множества народа несколькими хлебами и рыбками, толпы народа пришли за Христом к западному берегу Галилейского моря. Иисус порицал людей за то, что они проявляли больший интерес к материальным понятиям, чем к духовным.

26 Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.
(Иоан.6:26)

Затем Господь начал рассуждение о «хлебе жизни» и этим «хлебом» назвал Самого Себя.

48 Я есмь хлеб жизни.
(Иоан.6:48)

Среди прочего, Спаситель сказал:

«Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни; Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную» (стихи 53-54).

Некоторые ученики крайне удивились таким высказываниям. Они назвали эти слова «странными», и было очевидно, что им было трудно принять их (стих 60). У многих учеников это условие вызвало такую неприязнь, что они отошли от Иисуса и «уже не ходили с Ним» (стих 66).

В чем заключалась их проблема? Они буквально истолковали образное высказывание.

Кстати, они не были последними, кто также неправильно понял это повеление.

Некоторые использует данный текст в качестве подтверждения своего учения о так называемом «пресуществлении», теории о том, что элементы причастия действительно превращаются в плоть и кровь Христа во время вечери Господней.

Бертранд Конвей писал: «Внимательное изучение всей главы [главы 6 Евангелия от Иоанна] указывает на необходимость буквального толкования слов «есть плоть» и «пить кровь» (стр. 248).

Однако действительно «внимательное изучение» этой главы свидетельствует об обратном.

+В стихе 54 слова «ядущий» и «пиющий» это причастия настоящего времени, и это означает, что ученики должны были есть Его «плоть» и пить Его «кровь» в тот самый момент времени и постоянно продолжать это делать.

Буквальный перевод может звучать примерно следующим образом: «Продолжающий есть Мою плоть и пить Мою кровь».

Ученики не ели плоть и не пили кровь Господа в буквальном смысле слова в тот момент времени! Следовательно, здесь должно применяться образное значение.

+В данной главе Евангелия от Иоанна сказано, что употребление в пищу плоти и крови приводит к «жизни». Тем не менее, в этом же контексте «жизнь» описывается как следствие принятия «слов» Христа, то есть, Его учения (стих 63).

Таким образом, становится понятным, что потребление Его плоти и крови тождественно усвоению Его святых наставлений. Данные высказывания представляют собой образные выражения, обозначающие принятие евангелия.

+Такой же вывод следует из фразы «пребывает во Мне, и Я в нем» (стих 56). Эти взаимоотношения являются следствием потребления «плоти» и «крови» Христа. Однако в другом отрывке Иоанн приравнивает отношения «во Мне» и «в вас» с «сохранением Его заповедей».

24 И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам.
(1Иоан.3:24)

Следует также отметить, что некоторые христиане, возглавляя причастие, цитируют отрывки из шестой главы Евангелия от Иоанна как основание для составных элементов вечери Господней. Хотя они это делают из лучших побуждений, они неправильно используют данный контекст, в котором нет конкретных указаний на вечерю Господню.

«В Мое воспоминание»

Ряд конфессий также неправильно толкуют еще один ряд новозаветных текстов, относящихся к учреждению Христом причастия.

26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего.
(Матф.26:26-29)

22 И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.
23 И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.
24 И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.
25 Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.
(Мар.14:22-25)

19 Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.
20 Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,
(Лук.19:19,20)

Речь идет о следующих словах Спасителя: «Приимите, ядите: сие есть тело Мое. … сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». И в этом случае совершается ошибка, в которой образное воспринимается как буквальное.

В данном контексте «хлеб» и «плод сей виноградный» становятся символами тела и крови Спасителя. Это довольно очевидно, если принять во внимание следующие факты.

+Те продукты, которые предстояло вкусить ученикам, не могли быть плотью и кровью Господа в буквальном смысле слова; Он по-прежнему пребывал в Своем теле, и Его кровь еще не была пролита.

+В связи с этим хлебом и плодом виноградным Христос наставлял учеников: «сие творите в Мое воспоминание».

Сравните

19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.
(Лук.22:19)

24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
(1Кор.11:24,25)

В этих словах предвосхищается использование предписанных элементов после учреждения церкви (ср. Лук. 22:30), когда Христос уже не будет с ними, и по этой причине им понадобится «воспоминание» о Нем.

30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.

(Лук.22:30)

+В соответствии с учением католической церкви, как только произносятся слова Спасителя: «сие есть тело Мое … сие есть кровь Моя», хлеб и плод виноградной лозы становятся физическими плотью и кровью Господа. Однако даже после того, как Иисус произнес эти слова, содержимое чаши по-прежнему оставалось «плодом сим виноградным» (Мат. 26:29).

29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего.
(Матф.26:29)

+Истина заключается в том, что Христос использовал образный язык. Здесь использован такой троп, как «метафора». Слово «есть» (и его форма «есмь») имеют здесь значение «символизировать; олицетворять». Сравните употребление этого слова Иисусом: «Я есмь пастырь добрый» и «Я есмь Лоза» (Иоан. 10:11; 15:5).

Признание этого тропа способно предотвратить отступление от простой евангельской истины.

«Пейте чашу сию»

Так как мы начали рассматривать вопросы, относящиеся к вечере причастия, вполне уместно будет затронуть убежденность незначительного меньшинства в церкви относительно сосудов, используемых для плода лозы.

Некоторые братья утверждают, что только один сосуд может использоваться при раздаче плода виноградной лозы. Сторонники этой точки зрения придают большое значение тому факту, что Иисус взял «чашу» (единственное число) при учреждении вечери. Утверждается, что эта единственная емкость для напитка создает прецедент на все времена. Предположительно, одна чаша стала символом всего Нового Завета – один завет для народа Божьего.

В основе этого представления, которое, к сожалению, разделило народ Божий, лежит отсутствие понимания того, что емкость, или сосуд, лишена всякого духовного значения.

Употребление слова «чаша» в этой связи являет собой форму метонимии, когда одно употребляется вместо другого, то есть, емкость обозначает ее содержимое.

Мы нередко используем этот троп, когда говорим: «Ему понравился чай?» «Да, он выпил целую чашку». Или: «Чайник кипит». Когда Моисей написал: «… земля растлилась» (Быт. 6:11), он, конечно, имел в виду людей, населявших землю. То, что Христос особо выделял не материальную чашу, а ее содержимое, очевидно из следующих фактов.

+Аналогичные выражения употребляются в отношении как «хлеба», так и «чаши». Первое необходимо есть, а второе – пить.

Так как хлеб (а не поднос) являл собой средоточие первого элемента, то, аналогичным образом, «плод сей виноградный» (а не содержащая его чаша) была в центре внимания для второго элемента.

+Ученикам было заповедано «пить из чаши». Речь идет о напитке, а не о емкости, потому что «чаша» в данном случае обозначает ее содержимое.

+«Чаша», о которой идет речь, «проливалась» (Лук. 22:20), ее «разделяли» (Лук. 22:17) и «пили» (Мат. 26:27).

20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.
(Лук.22:20)

17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,
(Лук.22:17)

27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
(Матф.26:27)

Все эти слова относятся к жидкости, а не к твердому сосуду.

+Логическое следствие учения «одной чаши» раскрывает его несостоятельность.

Если употребление слова «чаша» предусматривает, что церковь должна быть ограничена одним «сосудом» при осуществлении причастия, и при этом «чаша» символизирует Новый Завет, тогда каждая церковь должна ограничиться только одним экземпляром Нового Завета при обучении людей.

Конечно, такой вывод никто не примет.

Нас не может не огорчать тот факт, что тело Христово разделилось из-за такого незначительного вопроса и нежелания людей понять употребление простого тропа.

Изначально, в нашем собрании сок разливали по маленьким стаканчикам до общей молитвы причастия. После, один из братьев привел свои аргументы, чтобы сначала произнести молитву, а только потом разлить сок по стаканчикам.

В собрании мы посчитали, что греха в этом не будет. И стали разливать сок уже после молитвы.

Библейская стилистика наглядно показывает необходимость четко определять различие между образным и буквальным. Когда одно смешивается с другим, это может привести к пагубным последствиям. Изучение данной темы требует внимательного отношения.

Задания на закрепление материала

  • В чем заключалось историческое значение «субботнего» дня?
  • Когда «суббота» стала «освященной»?
  • Было ли повеление о субботе среди тех, от которых христиане из числа иудеев были освобождены? Приведите примеры из Писания.
  • О каком «субботстве» («субботнем покое») говорится в Послании к Евреям 4:9?
  • В чем заключается учение о «пресуществлении»? Кто выступает за это учение?
  • Что означают выражения «ешьте плоть» и «пейте кровь» Сына Человеческого?
  • Объясните, почему, с грамматической точки зрения, слова «есть» и «пить» не могут иметь буквальное значение.
  • Каким образом Евангелие от Матфея 26:29 показывает несостоятельность учения о пресуществлении?
  • Каким образом Евангелие от Луки 22:17 показывает, что «чаша» это «плод виноградный», а не емкость?
  • Является ли греховным разделять тело Христово относительно вопроса о том, сколько сосудов может использоваться при раздаче вечери Господней?