Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет (Откр.1:4-8)

0
4208

Который есть и был и грядет

4 Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его,
5 и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею
6 и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.
7 Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.
8 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.
(Откр.1:4-8).

БЛАГОСЛОВЕНИЯ И ИХ ИСТОЧНИК

4 Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его,
(Откр.1:4)

Иоанн посылает приветствия от Того, Который есть и был и грядет.

Собственно, это обычный титул Бога. В Исх. 3,14 Бог говорит Моисею: «Я семь Сущий«.

Иудейские раввины объясняли, что Бог этим хотел сказать: «Я был; Я существую еще и в будущем Я буду».

Имена Бога сколько их?

Понятие «Бог» обозначается тремя словами — эль, элоах, элохим, в греческом — словом теос.

Размышления тут

Греки говорили: «Зевс, который был, Зевс, который есть и Зевс, который будет». Последователи религии орфиков говорили: «Зевс — первый и Зевс последний; Зевс — это голова и Зевс — это середина и от Зевса произошло все».

Все это получило в Евр. 13,8 такое прекрасное выражение: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же«.

В то ужасное время Иоанн оставался неизменно верным идее неизменчивости Бога.

Особое значение в этой книге придается Божьей вечной, веизменной сущности.

  • «Живущему во веки веков» (4:10).
  • «Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (4:8).
  • «Я семь Альфа и Омега, начало и конец»(21:6; 22:13).
  • «Я семь Альфа и Омега, начало и конец. Который есть и был и грядет, Вседержитель» (1:8).
  • «Я семь первый и последний и живый; и был мертв, и ее, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (1:17,18).

В мире, где империи возникают и падают, где все проходит и умирает, Божье Слово напоминает нам о том, что Бог неизменный, не относящийся к определённому времени, Он вечен.

Он обещал, что Его сущность будет в нас и что мы уподобимся Ему, по Его благодати не будем подвержены смерти. Мы будем жить и жить всегда, будем живыми навеки.

Какой чудесный смысл жизни дает это!? Какое утешение всем христианам!?

СЕМЬ ДУХОВ

Каждого, кто читает этот отрывок, должен удивить приведенный здесь порядок ипостасей Бога.

Мы говорим: Отец, Сын и Святой Дух. Здесь же речь идет об Отце и Иисусе Христе, Сыне, а вместо Духа Святого — семь духов, находящихся пред престолом.

Неудивительно, что в этой заключительной книге Библии число семь встречается пятьдесят четыре раза.

Дадим объяснения:

1. Иудеи говорили о семи ангелах присутствия, которых они прекрасно называли «первые семь белых» (1 Ен. 90,21). Это были, как мы их называем, архангелы и они «возносят молитвы святых и восходят пред славу Святого» (Тов. 12,15). Имена у них не всегда одни и те же, но их часто называют Уриил, Рафаил, Рагуил, Михаил, Гавриил, Саракиил (Садакиил) и Иеримиил (Фануил).

Они регулировали различные элементы земли — огонь, воздух и воду и были ангелами-хранителями народов. Это были наиболее знаменитые и близкие слуги Божие.

Некоторые комментаторы полагают, что они-то и есть упомянутые семь духов. Но это невозможно; какими бы великими эти ангелы не были, они все же были сотворены.

2. Второе объяснение связано со знаменитым отрывком из Ис. 11,2-За: «И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия и страхом Господним исполнится«.

Этот отрывок послужил основой для великой концепции семи
даров Духа.

3. Третье объяснение связывает идею семи духов фактом существования семи церквей. В Евр. 2,4 читаем о «раздаянии Духа Святого» по Его воле. В греческом выражении, переведенном на русский язык словом раздаяние, стоит слово мерисмос, которое значит доля, часть, и как бы передает идею, что Бог дает каждому человеку долю Своего Духа.

Таким образом, в данном случае идея заключалась в том, что эти семь духов символизируют доли Духа, которые Бог дал каждой из семи церквей, и значение ее сводится к тому, что ни одно христианское общество не оставлено без присутствия, силы и освящения Духа.

4. А так же, что «семь духов» относятся к Святому Духу, действующему в сферах управления. Семь духов — это полнота силы Святого Духа, как верховной власти, и значение духов зависит от контекста, в котором они употреблены.

В 3-ей главе они относятся ко Христу, решающему вопросы собрания, в 5-ой главе они упоминаются в связи с его отношением к земле, но как бы они ни употреблялись, они всегда означают полноту Святого Духа в его управлении и
силе, а не его единство в образовании собрания как одного тела.

Об этом уже шла речь в посланиях апостола Павла, в которых место, надлежащее христианину как члену тела Христа, рассматривается особо (причем рассматривается только там).

Следовательно, Бог представляется соответственно духу и сути Ветхого Завета и в то же время — применительно к теме Нового Завета; таким же образом представлен нам и Святой Дух.

ЧИСЛО СЕМЬ

Книга построена вокруг системы «Семь».

  • Семь Посланий к семи церквам (главы 1-3).
  • Семь печатей, семь труб (главы 4-11).
  • Семь язв (главы 15,16).
  • Семь светильников (1:12,20).
  • Семь звёзд (1:16,20).
  • Семь ангелов (1:20).
  • Семь духов (1:4).
  • Агнец с семью рогами и семью очами (5:6).
  • Семь светильников (4:5).
  • Семь громов (10:3,4).
  • Красный дракон с семью головами и семью диадемами (12:3).
  • Зверь с семью головами (13:1).
  • Зверь багряный с семью головами (17:3,7).
  • Семь гор (17:9).
  • Семь царей (17:10).

Число «семь» фигурирует в Библии очень часто.

  • Суббота — седьмой день.
  • Система левитов в Ветхом Завете была устроена на цикле «семь».
  • Иерихон пал после того, как семь священников с семью трубами, в продолжение семи дней обходили вокруг стен его и трубили семь раз на седьмой день.
  • Нееман семь раз окунулся в Иордане.
  • Библия начинается семью днями творения и заканчивается книгой семерок, об окончательной судьбе творения.

Число семь является излюбленным в Божьем исчислении.

  • Неделя состоит из семи дней.
  • В музыке семь нот.
  • Радуга состоит из семи цветов.

Судя по тому, как часто и в каком отношении это число употребляется, оно должно иметь более важное значение, чем только цифровую ценность.

Символически, оно обозначает законченность или завершенность, целостность, полноту и совокупность.

ИМЕНА ИИСУСА ХРИСТА

5 и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею
(Откр.1:5)

Имена Иисуса Христа

О происхождении и значении имени Иисус

Размышления тут

В этом отрывке мы видим три великих титула Иисуса Христа.

1. Он свидетель верный.

Эта одна из любимых идей автора четвертого Евангелия, что Иисус — свидетель истины Божьей.

  • Иисус сказал Никодиму: «Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видим» (Иоан. 3,11).
  • Понтию Пилату Иисус сказал: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (Иоан. 18,37).

Свидетель говорит о том, что видел собственными глазами. Вот почему Иисус — свидетель Божий: у Него Одного из первых рук знание о Боге.

2. Он первенец из мертвых.

Первенец, в греческом прототокос, может иметь два значения:

а) Оно может в буквальном смысле значить первенец, первый, старший ребенок. Если оно употреблено в этом смысле, то это должно быть указанием на Воскресение.

Через Воскресение Иисус одержал победу над смертью, в которой может соучаствовать каждый, кто верит в Него.

б) Вследствие того, что первенец — это сын, наследовавший честь и власть отца, прототокос получило значение человека, облеченного властью и славой; занимающего первое место, принца среди обыкновенных людей.

Когда Павел говорит об Иисусе как о рожденном прежде всякой твари (Кол. 1,15), он подчеркивает, что Ему принадлежат первое место и честь. Если мы примем
это значение слова, то это значит, что Иисус — Господь умерших, также как и Господь живых.

Во  всей вселенной, в этом мире и в мире грядущем, и в жизни и в смерти, нет такого места, где бы Иисус не был Господь.

3. Он владыка царей земных.

Здесь следует отметить два пункта:

а) Это параллель к Пс. 88,28: «И Я сделаю его первенцем, превыше царей земных«. Иудейские книжники всегда считали, что этот стих — описание грядущего Мессии; и, поэтому, сказать, что Иисус — владыка царей земных, значит сказать, что Он — Мессия.

б) Один комментатор указывает на связь этого титула Иисуса с историей о Его искушении, когда дьявол взял Иисуса на высокую гору, показал Ему все царства мира и славу их и сказал Ему «все это дам Тебе, если падши поклонишься мне» (Мат. 4,8.9; Лук. 4,6.7).

Дьявол утверждал, что ему отдана власть над всеми царствами земными (Лук. 4,6) и предлагал Иисусу, если Он вступит с ним в союз, дать Ему долю в них. Поразительно, что Иисус Сам, Своими муками и смертью на Кресте и властью Воскресения приобрел то, что дьявол обещал Ему, но никогда не смог бы дать.

Не компромисс со злом, а непоколебимая верность и верная любовь, принявшие даже Крест, сделали Иисуса Господом вселенной.

ЧТО ИИСУС СДЕЛАЛ ДЛЯ ЛЮДЕЙ

6 и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.
(Откр.1:6)

Лишь в немногих отрывках изложено так прекрасно, что Иисус сделал для людей.

1. Он возлюбил нас и омыл нас от грехов наших Кровью Своею.

В греческом слова мыть и освобождать очень похожи, соответственно луейн и лиейн, но произносятся совершенно одинаково. Но не остается никаких сомнений в том, что в самых старых и самых хороших греческих списках стоит лиейн, то есть освобождать.

Иоанн понимает это так, что Иисус освободил нас от грехов наших ценой Своей крови. Именно это же Иоанн говорит позже, когда говорит о тех, искупленных Богу Кровию Агнца (5,9). Это же имел в виду Павел, когда говорил о том, что Христос искупил нас от клятвы закона (Гал. 3,13).

В обоих этих случаях Павел употребил слово ексагорадзейн, что значит выкупить из, уплатить цену при
покупке человека или вещи у того, кто владеет человеком или вещью.

Многие должны почувствовать облегчение, когда узнают, что Иоанн говорит здесь, что мы освобождены от грехов наших ценою крови, то есть ценою жизни Иисуса Христа.

Здесь есть еще один очень интересный пункт. Надо обратить особое внимание на время, в котором стоят глаголы.

Иоанн настаивает на том, что выражение Иисус любит нас стоит в настоящем времени, что значит, что любовь Божья в Иисусе Христе есть нечто постоянное и непрерывное.

Выражение освободил (омывшем) напротив, стоит в прошедшем времени; греческая форма аорист передает совершенное действие в прошлом, то есть наше освобождение
от грехов было совершенно в одном акте Распятия.

Другими словами, то что произошло на Кресте, было единственным доступным во времени актом, послужившим выражению постоянной любви Божьей.

2. Иисус сделал нас царями и священниками Богу.

Это цитата из Исх. 19,6: «А вы будете у Меня царством священников и народом святым«. Иисус сделал для нас следующие:

а) Он дал нам царское достоинство. Через Него мы можем стать подлинными чадами Божиими; а если мы — чада Царя царей, то нет более высшей родословной, чем наша.

б) Он сделал нас священниками. По прежней традиции лишь священник имел право доступа к Богу.

Иудей, вошедший в храм, мог пройти двор язычников, двор женщин и двор израильтян, но  здесь он должен был остановиться; он не мог войти во двор священников, он не мог
приблизиться к Святому Святых.

В видении о грядущих великих днях Исаия сказал: «А вы будете называться священниками Господа» (Ис. 61,6). В тот день каждый человек будет священником и получит доступ к Богу.

Вот это и имеет в виду здесь Иоанн. Благодаря тому, что сделал для нас Иисус, каждому открыт доступ к Богу. Это — священство всех верующих.

Мы можем смело подойти к престолу благодати,

16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
(Евр.4:16)

потому что у нас есть путь новый и живой в присутствие Бога.

19 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,
20 который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,
21 и [имея] великого Священника над домом Божиим,
22 да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою,
(Евр.10:19-22)

ГРЯДУЩАЯ СЛАВА

7 Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.
(Откр.1:7)

С этого места нам придется постоянно, почти в каждом отрывке, отмечать обращение Иоанна к Ветхому Завету. Иоанн был настолько пропитан Ветхим Заветом, что почти не мог написать абзац, не процитировав его. Это примечательно и интересно.

Иоанн жил в эпоху, когда было просто страшно быть христианином. Он сам познал ссылку, заключение и тяжелый труд; а многие приняли смерть в самых жестоких формах. Наилучший способ поддерживать в этой ситуации мужество и надежду — помнить, что в прошлом Бог никогда не бросал на произвол судьбы Своих людей, и что Его власть и сила не уменьшились.

В этом отрывке Иоанн излагает девиз и текст своей книги, свою веру в победоносное возвращение Христа, Который спасет христиан в беде от зверств их врагов.

1. Для христиан возвращение Христа является обетованием, которым они питают свои души.

Картину этого возвращения Иоанн взял из видения Даниила четырех больших зверей, владевших миром (Дан. 7,1-14).

Это были:

  • Вавилон — зверь, подобный льву с орлиными крыльями (7,4);
  • Персия — зверь, похожий на дикого медведя (Дан. 7,5);
  • Греция — зверь, как барс, на спине у него четыре птичьих крыла (Дан. 7,6);
  • и Рим — зверь ужасный и страшный, у него большие железные зубы, неописуемый (Дан. 7,7).

Но время этих зверей и жестоких империй прошло, и владычество должно быть передано нежной власти, как бы Сыну человеческому.

13 Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.
14 И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.
(Дан.7:13,14)

Вот из этого видения пророка Даниила происходит вновь и вновь появляющаяся картина Сына человеческого, грядущего на облаках (Мат. 24,30; 26,64; Мар. 13,26; 14,62).

Если очистить эту картину от элементов воображения, свойственных тому времени — мы, например, уже не думаем о том, что небеса расположены где-то сразу за твердью небесной, — перед нами остается неизменная истина, что придет день, когда Иисус Христос будет Господь
всего.

В этой надежде всегда черпали силу и утешение христиане, жизнь которых была трудна, а вера не редко значила смерть.

2. Врагам Христовым Его приход принесет страх.

Здесь Иоанн обращается к цитате из Зах. 12,10: «… они воззрят на Него, которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце«.

Цитата из Книги пророка Захарии связана с историей о том, как Бог дал народу Своему доброго пастыря, но люди, в своем непослушании безумно убили его и взяли себе негодных и эгоистичных пастухов, но настанет день, когда они горько раскаются, и в тот день они посмотрят на доброго пастыря, которого они пронзили, и будут скорбеть о нем и о том, что они сделали.

Иоанн берет эту картину и применяет ее к Иисусу: люди распяли Его, но придет день, когда они снова посмотрят на Него, и в этот раз перед ними будет не униженный Христос на Кресте, а Сын Божий в славе небесных, Которому
отдана власть над всей вселенной.

Совершенно очевидно, что первоначально Иоанн имел здесь в виду иудеев и римлян, которые действительно распяли Его. Но в каждом поколении и в каждую эпоху те, которые грешат
распинают Его снова и снова.

Настанет день, когда тот, кто отворачивался от Иисуса Христа или противился Ему, увидит, что Он — Господь вселенной и судья их душ.

Отрывок заканчивается двумя восклицаниями: Ей, аминь! В греческом тексте этому выражению соответствуют слова най и амин. Най — это греческое слово, а амин — слово древнееврейского происхождения. Оба они обозначают торжественное согласие: «Да будет так!«.

Употребляя сразу и греческое и древнееврейское слова, Иоанн подчеркивает их особую торжественность.

БОГ, В КОТОРОГО МЫ ВЕРИМ

8 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.
(Откр.1:8)

Перед нами величественный образ Бога, в Которого мы верим и Которому поклоняемся.

1. Он — Альфа и Омега.

Альфа — первая, и омега — последняя буква греческого алфавита, а сочетание альфа и омега указывает на полноту и завершенность.

В древнееврейском алфавите первая буква — алеф, и последняя — тав; иудеи имели подобное выражение. Это выражение указывает на абсолютную полноту Бога, в Котором, по выражению одного комментатора «безграничная жизнь, которая все охватывает и все превосходит«.

2. Бог есть, Он был и Он грядет.

Другими словами Он — Вечный. Он был, когда началось время, Он есть сейчас и Он будет, когда время кончится. Он был Богом всех, кто верил в Него, Он — Бог, Которому мы можем довериться сегодня и в будущем никогда не может произойти ничего, что может разделить нас с Ним.

3. Бог — Вседержитель.

В греческом Вседержитель — пантократор — тот, чья власть
распространяется на все. Интересно отметить, что это слово встречается в Новом Завете семь раз: один раз — в 2 Кор. 6,18 в цитате из Ветхого Завета, а все остальные шесть раз — в Откровении.

Очевидно, что употребление этого слова характерно только для Иоанна. Подумайте только, в какой ситуации он
писал: бронированная мощь римской империи поднялась, чтобы сокрушить христианскую Церковь. Ни одна империя до этого не могла противостоять Риму; какой шанс против Рима был у страждущего, маленького, сбившегося стада, единственным преступление которого был Христос?

Чисто по-человечески говоря, никакого; но, когда человек думает так, он упускает из вида самый важный фактор — Бога Вседержителя, пантократора, Который держит в руках все.

Этим словом в Ветхом Завете охарактеризован Господь Бог Саваоф (Ам. 9,5; Ос. 12,5). Это же слово Иоанн употребляет в потрясающем контексте: «…воцарился Господь Бог Вседержитель» (Отк. 19,6).

Если люди находятся в таких руках, ничто не может их уничтожить.

Когда за христианской Церковью стоит такой Бог, и пока христианская Церковь верна своему Господу,
ничто не может разрушить ее.

Утешают ли Вас слова Иоанна?