31 Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился.
32 Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла.
33 Тогда тысяченачальник, приблизившись, взял его и велел сковать двумя цепями, и спрашивал: кто он, и что сделал.
34 В народе одни кричали одно, а другие другое. Он же, не могши по причине смятения узнать ничего верного, повелел вести его в крепость.
35 Когда же он был на лестнице, то воинам пришлось нести его по причине стеснения от народа,
36 ибо множество народа следовало и кричало: смерть ему!
(Деян 21:31-36).
«Крепость» это перевод формы греческого слова parembole, состоящего из предлога para (вдоль; вблизи; напротив) и emballo (бросать; кидать). Словом parembole обозначали боевой порядок войска, расположение станом, казармы, военное укрепление, крепость.
Исследователи считают, что в данном отрывке речь идёт о крепости Антония, примыкавшей к иерусалимскому храму. Лестница, на которую принесли Павла, вела от храма на его северо-западной оконечности к крепости Антония.
Иудейский историк Иосиф Флавий писал об этой крепости:
«Замок Антония с двумя галереями на внешней храмовой площади, западной и северной, образовал угол. Построен он был на отвесной со всех сторон скале, вышиною в пятьдесят локтей (примерно 22,5 м). … В целом он имел форму башни, но на своих четырех углах он опять был обставлен четырьмя башнями, из которых две были пятидесяти локтей вышины (22,5 м), а две другие, а именно нижняя и восточная, – семидесяти (31,5 м), так что с них можно было обозревать всю храмовую площадь.
Там, где замок соприкасался с храмовыми галереями, от него к последним вели лестницы, по которым солдаты квартировавшего всегда в замке римского легиона вооруженными спускались вниз, чтобы, разместившись по галереям, надзирать за народом в праздничные дни с целью предупреждать мятежные волнения. Точно, как храм для города, так и Антония для храма, служила цитаделью» (Флавий, И. «Иудейская война» // кн. 5; гл. 5; п. 8; ст. 498-499).
Стоя на лестнице, Павел спросил тысяченачальника Клавдия Лисия: «Можно ли мне сказать тебе нечто? А тот сказал: ты знаешь по-гречески?» [Деян 21:37]. Вслед за этим, и последовавшими вопросом и ответом, Клавдий дал Павлу позволение обратиться к народу. И Павел начал своё оправдание.[/vc_column_text]
37 При входе в крепость Павел сказал тысяченачальнику: можно ли мне сказать тебе нечто? А тот сказал: ты знаешь по-гречески?
38 Так не ты ли тот Египтянин, который перед сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников?
39 Павел же сказал: я Иудеянин, Тарсянин, гражданин небезызвестного Киликийского города; прошу тебя, позволь мне говорить к народу.
40 Когда же тот позволил, Павел, стоя на лестнице, дал знак рукою народу; и, когда сделалось глубокое молчание, начал говорить на еврейском языке так:
1 Мужи братия и отцы! выслушайте теперь мое оправдание перед вами.
(Деян 21:37-22:1).
На лестнице крепости Павел сказал: «Мужи братия и отцы! выслушайте теперь мое оправдание перед вами» [Деян 22:1].
«Оправдание» это перевод греческого слова apologia, что означает «защита, оправдание; заступничество». Форма этого слова переведена «защищаться» в Книге Деяний 25:16 и 26:2. Павел употребил это же слово в Послании к Филиппийцам 1:7 и 1:17, говоря о защите Евангелия.
16 Я отвечал им, что у Римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения.
(Деян 25:16).2 царь Агриппа! почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться перед тобою во всем, в чем обвиняют меня Иудеи.
(Деян 26:2).7 как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати.
(Флп 1:7).17 а другие – из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.
(Флп 1:17).
Слово «апологетика» происходит от этого же корня и означает раздел богословия, в котором сформулированы основные доказательства истинности религиозных представлений о Библии как о слове Божьем и о Христе.
И хотя «апологетика», как наука массовых религиозных конфессий, чужда «истинным христианам», она имеет место быть во взаимоотношениях между христианами и представителями других конфессий, религиозных групп, и атеистов, как мы и можем видеть выше, в случае с Апостолом Павлом.[/vc_column_text]
24 Через несколько дней Феликс, придя с Друзиллою, женою своею, Иудеянкою, призвал Павла, и слушал его о вере во Христа Иисуса.
25 И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя.
(Деян 24:24-25).
Слово «страх» в 25 стихе, это перевод слова emphobos (страх; испуг). Термин «фобия» со значением «навязчивое состояние страха» происходит от греческого phobos.
И это неудивительно, ведь Павел писал в Послании к Евреям, что «слово Божие живо…»:
12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.
13 И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.
(Евр 4:12-13).
На Феликса подействовала сила Божия [Рим 1:16]. Нет сомнений в том, что проповедь Павла о суде приводила в ужас всякого разумного и здравомыслящего человека! Придя в страх от проповеди Павла, Феликс сказал ему: «Теперь пойди, а когда найду время, позову тебя» [Деян 24:25].
16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину.
(Рим 1:16).
Теперь, нам остаётся лишь гадать, нашёл ли правитель время, чтобы призвать Павла. Если нет, он поступил очень неразумно, откладывая своё повиновение учению Апостола.[/vc_column_text]
Иногда люди говорят: «У меня времени больше, чем денег!». Тогда их можно спросить: «А сколько у вас денег?» Если человек ответит, тогда его можно спросить ещё раз: «А откуда вы знаете, что у вас есть время?»
Можно лишь надеяться на то, что Феликс и Друзилла в конечном итоге нашли время, чтобы повиноваться Христу. Если они, и многие другие люди, подобные им, теперь на небесах, то оказавшись там, мы, я думаю, обрадуемся, увидев их![/vc_column_text]