Войдите, чтобы оставить комментарий

Четверг, 27 ноября, 2025

Что говорит Библия о войне? Мнение христианина

БлогЧто говорит Библия о войне? Мнение христианина

Что говорит Библия о войне?

Получил вдохновляющие строки от брата во Христе:

Брат, в это военное время, когда русский лидер непопулярен в глазах всего мира, я хочу, чтобы ты знал, что у тебя есть братья во Христе по всему миру и что мы (ты и я и все наши братья во Христе) разделяем гражданство в небесном царстве, между нами нет политических границ, и действия лидеров наших различных народов не имеют к этому никакого отношения. Будь верен, брат, несмотря на то, что с нетерпением ждем того дня, когда мы вместе будем свободны от зла, которое есть в этом мире в каждой стране.

Обратился к Библии по вопросу войны. Что Библия говорит о войне и убийствах? Много войн было и цифры из справочников только подтвердили мои догадки.

Статья по теме: Война в Библии: факты, хронология

Действительно, войны были обычным делом для Ветхого Завета. Более, того на большую часть из них отправлял Бог. На то были определенные обстоятельства, цели и задачи.

Но и в Новом Завете я нашел наставление ученикам Христа брать оружие и идти воевать!?

Забегая вперед можно с уверенностью скачать, что с приходом Иисуса Христа мир разделился:

  1. люди, которые родились на земле и принадлежат к этническим особенностям местного народа
  2. люди, которые дважды родились и стали гражданами Небесного Царства

Как ни странно, но у каждой из этих групп людей есть родина, которую они защищают. Но только разница в методах и оружии войны очень сильно отличаются.

Как христианин должен воевать? С кем воюет ученик Христа? Каким оружием наделил Бог своих детей?

Иисус не пацифист, христианин должен воевать

В сети я встретил мнение, что Иисус не был пацифистом и если надо брать меч, то ради благой цели. Убийство в этом случае превращается в систему защиты и в военное время носит факт необходимости.

Мир переполняет насилие и в этой философии христианин выступает гарантом “христианской свободы”.

Пацифист – это тот, кто выступает против насилия, особенно войны, по любой причине. Пацифисты часто отказываются носить оружие по убеждениям совести или вероисповедания.

Основными аргументами в защиту реального оружия в руках христиан выступают ссылки на Ветхий Завет, где война показана как необходимость:

1 Давида. Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани,
(Пс.143:1)

Многие люди ошибаются, принимая слова Библии «Не убивай» как запрет войны.

Бог назначал смертельное наказание за многие преступления. Бог не против убийства вообще, а скорее против умышленного убийства. Война ни в коем случае не является хорошей вещью, но иногда она необходима. В мире, полном грешных людей, война неизбежна. Иногда единственным путем предотвращения великого ущерба, нанесенного грешными людьми, является война против них.

Очень много мест трактуют буквально из книги Откровения. Там, где написано, что есть меч, военный человек видит реальное оружие…

Баланс этого мира оправдывает убийство другого человека учеником Христа:

1 Всему свое время, и время всякой вещи под небом:
2 время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;
3 время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
(Еккл.3:1-3)

8 время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.
(Еккл.3:8)

И действительно в эпоху государства Рима, все были при мечах. Даже Апостолы, которые были рядом со Христом носили мечи.

А чего стоят слова Иисуса:

34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
36 И враги человеку – домашние его.
(Матф.10:34-36)

Сам Иисус говорит о войне, что враги его родственники. Ученик Христа ненавидит зло и противостоит ему, что выводит нас на конфликт и потенциальные жертвы.

А как Иисус боролся с политическими и религиозными лидерами того времени?

45 И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих,
46 говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.
47 И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,
(Лук.19:45-47)

Кто после таких аргументов не захочет пойти на войну за Христа? Нести добро другим мечем и кровью?

Не убедительно все еще?

30 Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой.
31 Страшно впасть в руки Бога живаго!
(Евр.10:30,31)

Каждому, кто противится Богу, написано – будет отмщение!

При оценке Библии через призму войны, действительно складывается впечатление, что война – это обычно дело для Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет – куда не ткни, везде войны, а что уж говорить о Новом Завете, раз сам Иисус утверждает, что принес меч, а не мир…

Гражданство Небес

Я согласен с тем, что христианин должен воевать. Тут стоит сделать отступление и перечислить важные аспекты этой войны.

Новый Завет часто говорит буквально, но слова в стихах нужно понимать как дипломату. То есть “духовно”, значит образно.

Есть ряд статей на сайте, по духовным образам. Если ученик Христа не научился читать их как “дипломат с Небес”, как гражданин другой – Небесной страны, то тщетна будет попытка понять их и уже тем более научить других.

Суть духовной дипломатии можно свести к следующему аргументу Апостола Павла:

14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов.
(1Кор.2:14-16)

Это не секретный код или шифр, который доступен только единицам. Наоборот, Бог открывает нам все тайны и познания такой дипломатии сейчас на земле, через Духа Божия.

Библейская стилистика полна такого образного языка. С ним можно ознакомиться и понять: Введение в язык образов: Библейские духовные образы

Задача Бога, чтобы все его представили на земле, “духовные дипломаты” – умели понимать Его волю и передавать другим.

А теперь давайте спросим Новый Завет – как “духовные дипломаты” – воюют? Какое у нас должно быть оружие? Какие плоды мы приносим своей войной?

Духовная война

44 И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.
(Лук.22:44)

4 но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах,
5 под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,
6 в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,
7 в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке,
8 в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны;
9 мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем;
10 нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.
(2Кор.6:4-10)

Духовное оружие

10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых
19 и о мне, дабы мне дано было слово – устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования,
20 для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедывал, как мне должно.
(Еф.6:10-20)

Духовные плоды

17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.
18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.
(Иак.3:17,18)

22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
(Гал.5:22-25)

Христиане как дипломаты другой страны, Небесного Царства, не ведут войн на земле. Если говорить простым языком, мы миротворцы, которые увещевают, помогают, сочувствуют и просят нежно получить новое гражданство для каждого человека.

Дипломаты первого века часто были под гонениями, в тюрьмах, побиваемы камнями до смерти. Нуждались в еде и одежде. Но не останавливать в своей работе благовестия.

Сегодня в момент информационных и обычных войн, мы как Граждане Небес не можем принимать ни чьей стороны. Мы уже принадлежим Иисусу Христу и обладаем даром, который скрыт от большинства людей.

Вот, как вдохновлял Апостол Павел, когда было тяжело ему и окружающим и к чему следует стремиться “дипломату Небес”:

19 Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:
20 для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;
21 для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона;
22 для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.
23 Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.
(1Кор.9:19-23)

Призываю вас молиться в это сложное время и быть верным Иисусу Христу до конца.

Stanislav (модератор)https://bible-help.ru
Изучаю Библию с 2000 года. Активно веду блог с 2012. Буду рад вашей помощи по работе над сайтом. Так же мы публикуем материал еще в лентах: ЯндексДзен и Телеграмм канал

7 КОММЕНТАРИИ

  1. Понравилась статья, но хотелось бы увидеть более конкретную и четкую позицию христианина, как жителя и гражданина земной страны. Понятно, что наша война не против крови и плоти. Понятно, что наше оружие духовное. А как же быть, когда тебя напрямую спросят на какой стороне ты находишься в данный момент? Будешь ли ты защищать свою страну в физическом плане? Поддерживаешь ли ты правительство в военных операциях? Ответ о духовной войне вряд ли удовлетворит аппонента. Люди требуют конкретики и прямого ответа. Думаю, что мы должны определять свою позицию четко, не быть равнодушными и тем более, не уходить от ответа. Что скажете?

    • Спасибо за комментарий.

      Для меня, чтобы четко выразить свою позиции – нужно отделить из информационного шума верную информацию. И даже имея ее, мне сложно дать оценку ситуации мирового уровня. Что мне делать в такой ситуации – осуждать, гневаться, быть не довольным? Или помогать, искать утешения и наедятся на Бога?


      Например, в Ветхом Завете войны всегда были испытанием для иудейского народа. Лишь единицы царей могли похвастаться промежутком, мирным временем правления. Более того, сам Бог направлял другие народы на Израиль и предупреждал через пророка как надо себя вести.

      Для многих предложение сдаться и довериться царю Киру – было изменой и безумием. У них была четкая позиция, которую защищали все – пойти за помощью в Египет. В физическом плане они хотели защитить свою страну, имели конкретный и прямой ответ, определились со своей позицией и не хотели быть равнодушными.

      Но как развернулась история?

      Сегодня, спустя века, мы смело можем сказать, что полной картиной Израиль не обладал и принял опрометчивое решение. Бог отдал избранный народ в рабство.

      Были жертвы среди мирного населения, были. Пострадали верные Богу евреи, пострадали.

      Забыл Бог свой остаток – нет!


      Авраам сколько раз спрашивал Бога, ради какого остатка он спасет город? Остановились вроде на 10 и уже потом Аврааму было неудобно снова спрашивать Бога. Но посыл истории тоже проглядывается – предупредили и спасли.

      Забыл Бог свой остаток – нет!


      Пример из Нового Завета. В 70 году был разрушен римлянами Храм. Евреи воевали до последнего, пока не стали гореть ворота храма и не встала дилемма: тушить или нападать на римлян. Вырезали всех почти евреев, гнев римлян был очень велик. Разрушили все до основания.

      У евреев была очень четкая позиция – защитить Храм всеми силами.

      А где были христиане? В трех Евангелиях есть предупреждение о разрушении Храма и необходимости убежать из города. А Иоанн целую книгу апокалиптическую из тюрьмы римской направил христианам с таким же предупреждением.

      Могут меня поправить, но Иосиф Флавий (иудейский историк) упоминал, что христиан не было на той войне. Все ушли.

      Забыл Бог свой остаток – нет!


      Как себя вести во время войны? Какой ответ дать оппоненту?


      Лучшего стиха не нашел:

      8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;

      9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его

      10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,

      11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем — Христос.

      12 Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,

      13 снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.

      14 Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.

      15 И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.

      16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

      17 И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.

      Послание к Колоссянам 3 глава

      • Спасибо, Станислав за ответ. Из него я поняла, что нам христианам нужно отрешиться от всего, что происходит у нас в стране и мире и надеяться на Господа. Молиться и утешать других и друг друга. Уповать только на Бога и не вступать в споры о войне. Это точно не малодушие и не равнодушие? Сложно держать такую позицию в мире…

        • Каждый человек решает за себя: что копить в этом мире, о чем переживать, чего искать…

          На то нам и дал Бог совесть, которую мы тренирует и, которая нас может осуждать.


          Павел учит нас, что у христиан есть цель.

          Мы не должны исключать вариант, что если вы вступите в спор о войне или займете чью-то сторону, слушающие вас смогут получить дар от вас – Евангелие.


          19 Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:

          20 для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;

          21 для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона;

          22 для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.

          23 Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.

          (1Кор.9:19-23)


          По сути Павел говорит, что может стать для собеседника – либералом, коммунистом, русским, украинцем, любым. Главное – приобрести тех, с кем он ведет беседу.


          Но если мы принимаем чью-то сторону ради иной цели, кроме как “спасти” – то мы не благовествуем Евангелие. Тогда чем мы отличаемся от обычных людей в мире?

          Возможно, наше мнение будет действительно совпадать с собеседником и мы будем импонировать ему. А может и не совпадать и мы откажем ему в любви и спасении?


          Вы можете принять любую удобную стороны по вопросу войны, чтобы спасти “слабых”, кто копит и ищет мирское. Покажите, что есть Царствие Божие!

          • Спасибо большое за напутствие. Такой подход для проповеди евангелия я не рассматривала. Я очень рада, что нашла вас и благодарю Господа за ваше служение! Слава и хвала Богу за всех служителей, водимых Духом святым. Молюсь за людей Донбасса и Луганска и жителей Украины, за правительства стран мира. Пусть Господь даст им мудрость в принятии решений.

  2. Обсуждая с братьями в церкви этот вопрос, вышли на еще более общий: может ли христианин быть/оставаться на государственной или воинской службе, сопряженной с необходимостью осуждать на смерть или причинять смерть. И вопрос насилия как такового (защита других ценою жизни обидчика, преступника, террориста и т.п.).

    С одной стороны внешне дикая ситуация: террорист или бандит бесчинствует, а христианин, которому по силам остановить это зло, молит Бога, чтобы…. что? на них упала башня силоамская? прозвучал голос с неба со знамениями “да останови уже их!”? сошел огонь с неба?

    С другой стороны очень тонкая грань, когда я внутри своей совести должен решить, хочет ли Бог, чтобы я остановил это зло, на каком основании я считаю это злом, а может Бог намерен дать этому полную свободу и сопротивление будет тщетным?

    В некотрых деноминациях есть прямой запрет не то чтобы на участие в войне, а вообще на государственную или военную службу (так называемые “отделенные” церкви). Есть деноминации, где государственная и военная служба допускаются (при условии исполнения своих обязанностей с признанием своей персональной ответственности перед Богом).

    Нам тоже полезно об этом подумать. Вроде бы запретов на службу нет, а понимание того, что считать грехом убийства, что считать наказанием убийства, как это соотнести со Христом, тоже довольно размыто.

    • Я бы рассуждение начал на эту тему со стихов:

      Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.

      Послание к Римлянам 13:1

      Мы живем в системе, где есть иерархия руководства и полномочия занимаемой должности. Новый Завет учит подчиняться учеников Христа руководству выше и быть “верным руководителем” для подчиненных. Мы не ограничены в подчинении и в милости к сотрудникам, кроме факта греха: соврать, украсть, тем более убить. Не можем мы способствовать греху в жизни других своим примером или одобрением.

      1. Если наш руководитель потребует выполнить указание и там будет грех, мы откажемся – объяснив свой мотив и если нас уволят, то на то воля Бога.
      2. Сами же мы не должны давать задания сотрудникам, которые явно несут в себе греховный оттенок.

      На теории просто, а не практике все закрепляется нашим духовным опытом. Нет идеальной формулы и не будет. Всегда будет наша совесть и Иисус.


      Осуждает совесть нас – значит не надо делать.

      Осуждают нас другие – значит страдаем во Христе.


      Савла совесть не сдерживала в гонениях и убийства христиан, пока он не повстречал Христа. И что в его поведении изменилось, когда он принял Спасителя? Вся книга Деяний полна страданий Павла ради Христа, его попытки сделаться всем для каждого, чтобы спасти хоть часть. Хотели его убить, да. Боялся он, да. Пользовался он властью, чтобы кого осудить – нет. Он даже на суд просился к правителю, чтобы рассказать о Христе.

Exit mobile version