Что есть крещение Духом Святым?
Крещение Святым Духом – термин христианского богословия, встречающийся в Новом Завете и обозначающий событие в жизни христианина или в истории христианской церкви.
В христианстве термин «крещение Святым Духом» понимается по-разному. Предметами изучения являются само значение этого термина и связанные с ним вопросы:
- когда происходит?
- как влияет на жизнь верующего?
- все ли христиане имеют «крещение Святым Духом»?
Ведётся дискуссия о том, является ли «крещение Святым Духом» синонимом таких понятий как «крещение Духом», «духовное крещение», «исполнение Духом (Святым)», «схождение Духа (Святого)», «рождение в Духе Святом» (от Духа Святого), «излияние Святого Духа», «помазание Святым Духом» и «принятие Святого Духа».
В этой статье мы постараемся ответить на самые важные вопросы о “крещении Святым Духом” – посмотрим на логику повествования Нового Завета и аргументы, которые мы можем встретить в Писании.
Крещение это
Крещение определяется как «ныряние», «погружение», «потопление»: Словарь Теологии Нового Завета, т.1, стр.144.
Так как Святой Дух является божественной Личностью, буквально погрузиться в Него невозможно. Следовательно крещение Духом Святым является образным описанием процесса переполнения силой, влиянием и контроля этого Духа.
Это больше, чем быть просто исполненным Духом:
15 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;
41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,
67 И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:
(Лук.1:15, 41, 67)8 Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские!
55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,
17 Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа.
(Деян.4:8; 7:55; 9:17).
Это более яркая манифестация(демонстрация) Духа, чем проявление духовных даров, которые давались посредством рукоположения апостольских рук. Их использование было в прямой зависимости от пророков, обладавших дарами:
14 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,
15 которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.
16 Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.
17 Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.
18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги,
19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.
(Деян.8:14-19)1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о [дарах] духовных.
2 Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас.
3 Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.
4 Дары различны, но Дух один и тот же;
5 и служения различны, а Господь один и тот же;
6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.
7 Но каждому дается проявление Духа на пользу.
8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;
9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;
10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
11 Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
(1Кор.12:1-11)32 И духи пророческие послушны пророкам,
(1Кор.14:32)
Это не одно и тоже с обещанным обитанием Духа Святого в верующих:
32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.
(Деян.5:32)9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его.
(Рим.8:9)16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
(1Кор.3:16)
Некоторые утверждают, что видят крещение Духом Святым в каждом появлении слова «Дух» или «крещение».
Крещение Святым Духом в Писании
Перед самым своим восхищением Иисус обещал своим апостолам, что они будут «скоро крещены Духом Святым»:
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
(Деян.1:5,8)
49 И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.
(Лук.24:49)
Это обещание было исполнено в День Пятидесятницы через десять дней:
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
(Деян.2:1-4)
Где-то через 10 лет в доме Корнилия произошло тоже самое:
44 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.
(Деян.10:44)15 Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале.
16 Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: “Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым”.
17 Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?
(Деян.11:15-17)
Других записей крещения Духа Святого в Новом Завете нет.
Крещение Духом Святым не было дано для того, чтобы спасать тех, кто принимал его.
Апостолы к моменту этого замечательного события были уже на протяжении трех лет учениками Христа.
Находившиеся в доме Корнилия услышали слова о спасении, посредством которых они спаслись:
14 он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.
(Деян.11:14)7 По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас [меня], чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали;
(Деян.15:7)16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину.
(Рим.1:16)
Это необычное переполнение Духом в соответствии с пророчествами подтвердило Божьи откровения и Его принятие как евреев, так и язычников как одно целое во Христе:
16 но это есть предреченное пророком Иоилем:
33 Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.
(Деян.2:16,33)47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?
(Деян.10:47)15 Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале.
16 Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: “Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым”.
17 Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?
18 Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь.
(Деян.11:15-18)7 По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас [меня], чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали;
8 и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам;
9 и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.
10 Что же вы ныне искушаете Бога, [желая] возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?
11 Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.
(Деян.15:7-11)
Одно крещение
Сейчас существует только одно крещение:
5 один Господь, одна вера, одно крещение,
(Еф.4:5)
Это водное крещение:
36 Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?
37 Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.
38 И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его.
39 Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.
(Деян.8:36-39)47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?
(Деян.10:47)20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.
21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа,
(1Пет.3:20,21)22 да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою,
(Евр.10:22)
Оно предназначено для прощения грехов и спасения:
38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
(Деян.2:38)
16 Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса,
(Деян.22:16)
16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
(Мар.16:16)
21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа,
(1Пет.3:21)
Крещение Духом Святым сейчас никому не обещано и никем не получается.

Сноски
- Библия. Синодальный перевод
- Википедия: Крещение Духом Святым
- Словарь Теологии Нового Завета, т.1, стр.144: крещение
- Редактор: Максим Л.
Вопросы из рубрики Святой Дух:
- Является ли Дух Святой Божественной Личностью или просто силой, используемой Яхве Богом?
- Что есть крещение Духом Святым?
- Должен ли кто-либо креститься в Святой Дух, чтобы спастись?
- Должно ли крещение быть во имя Отца, Сына и Святого Духа или во имя Иисуса Христа?
- Что является оскорблением Духа Святого?
- Как в наши дни Дух Святой убеждает и обращает грешников?
- Разве некоторые места Писания не указывают на то, что Дух Святой прямо действует на грешников для их убеждения и обращения?
В первую очередь важно понимать, что в Писании все слова, относящиеся к действию Духа Святого, выражают то, что они означают. Такие слова, связанные с Духом Святым, как: обличение (Иоан. 16:8), наставление (Иоан. 16:13), рождение (Иоан. 3:6), запечатление (Еф. 1:13; 4:30), исполнение (Еф. 5:18; Деян. 2:4, 4:8,33), получение (Гал. 3:2), крещение (Мр. 1:8; 1Кор. 12:13; Деян. 1:5), водительство (Рим. 8:14), ходатайство (Рим. 8:26) и другие, выражают многоразличные действия Духа Святого. Ошибочно считать, что они выражают одно и то же действие Духа Святого. Например, исполнение Духом Святым и крещение Духом Святым не означают одно и то же действие, так как очевидно, что наполнить сосуд чем-то и крестить-погрузить этот сосуд в какую-то среду вовсе не одно и то же. Необоснованная синонимичность противоречит основному принципу герменевтики, в основании которого лежит историко – грамматический метод анализа текста. Кроме того, необоснованное придание разным словам одинакового значения является ”повреждением или искажением Слова Божия” (2Кор.4:2). В Новом Завете семь раз упоминается о крещении Духом Святым: Мф. 3:11; Мр. 1:8; Лк. 3:16; Иоан. 1:33; Деян. 1:5; Деян. 11:16 и 1Кор. 12:13. В шести из этих семи мест Писания говорится, как об обетовании (в будущем) крещения Духом Святым, и в этих местах не говорится о значении крещения Духом Святым. И только в одном месте, а именно в 1Кор. 12:13, говорится о значении крещения Духом Святым. Там сказано: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Елены, рабы или свободные, и все напоены одним Духом». В этом месте слово «крестились» стоит в форме возвратного глагола, что не совсем точно отражает смысл оригинала. В английской Библии эта фраза звучит более точно: «Ибо все мы одним Духом были крещены в одно тело». Давайте проанализируем эту фразу. Известно, что слово «крестить» дословно означает «погружать». А что означает «одно тело»? Какое тело имеет в виду апостол Павел? Конечно, он имеет в виду Церковь Иисуса Христа (1Кор. 12:27; Еф. 1:22-23; Кол. 1:18). Таким образом, все верующие в Коринфе, к ним же апостол Павел присоединяет и себя, были погружены Духом Святым в тело Христово. Другими словами, каждый верующий в свое время был погружен в Церковь Христову. А что означает «быть погруженным» в Церковь Христову? Иными словами – это быть присоединенным к Церкви Христовой, стать членом Церкви. Отсюда очень важный вывод: быть крещенным Духом Святым – это, значит, быть присоединенным к Церкви Христовой. Таким образом, крещение Духом Святым означает присоединение верующего человека, рожденного свыше к Церкви Христовой. Кто совершает крещение Духом Святым? – не человек, но Иисус Христос, ибо «Он есть крестящий Духом Святым» (Иоан. 1:33). Поэтому нигде в Новом Завете нет призыва к крещению Духом Святым. Кто присоединяет верующего к Церкви Христовой? – не люди, но Иисус Христос: «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:47). В этом акте крещения-погружения-присоединения Дух Святой выполняет роль »Инструмента», или Посредника, с помощью которого Христос осуществляет это крещение-присоединение верующего человека к Церкви. Поэтому во всех текстах о крещении Духом Святым словосочетание »Дух Святой» стоит в творительном падеже. Какие условия должен выполнить человек, чтобы Господь крестил его в Тело Христово, то есть присоединил его к Своей Церкви? – те условия, которые Христос указал в Своем Великом поручении, то есть вера и принятие святого водного крещения по вере (Мр. 16:16). Эти же условия повторил Апостол Петр в день Пятидесятницы, то есть покаяние (рождение свыше) и принятие святого водного крещения по вере (Деян. 2:38,41).
отрывок из книгиЖ «Отсюда следует, что для рождения свыше необходимо уверовать в Иисуса Христа, покаяться (Мр. 1:15) и принять Его как своего личного Спасителя.»
Никак не могу понять как это учение могут утверждать здраво мыслящие люди… Нигде в Писания не найти фразы «принять Его как своего личного Спасителя.»