Богослужение — смысл и назначение

0
849
Богослужение

СУЩНОСТЬ БОГОСЛУЖЕНИЯ


Смысл и назначение любого Богослужения заключаются в общении Бога со Своим народом, Господа со Своей Церковью, обновляющейся и укрепляющейся в Богослужении, дабы Божья воля вершилась на земле через посредство людей (Мф 6:9,10), «к похвале славы Его» (Еф 1:12).

9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
(Матф.6:9,10)

12 дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа.
(Еф.1:12)

Поэтому апостол Павел говорит о «разумном (бого)служении» (логикен латрейан, Рим 12:1) христиан, приносящих в живую и святую жертву Богу свои тела, т.е. себя полностью.

1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего,
(Рим.12:1)

В Богослужении выражается благодарность людей Богу за уже дарованные блага и просьба о совершении новых благих деяний. Именно в этом заключается смысл Богослужения.

Но сознание христианина не может мириться с тем, что Богослужение иногда сводится исключительно к внешним формам.

22 И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов;
(1Цар.15:22)

«Послушание лучше жертвы» (1Цар 15:22), т.к. Господь не дал Своему народу никаких конкретных предписаний относительно того, как совершать жертвоприношения, но заповедал:

22 ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве;
23 но такую заповедь дал им: «слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо».
(Иер.7:22,23)

В сущности, Богослужение необходимо в первую очередь человеку, а не Богу, так как Он, дающий всему жизнь и дыхание, ни в чем не нуждается и «не требует служения рук человеческих»

25 и не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все.
(Деян.17:25)

 

БОГОСЛУЖЕНИЕ В ПЕРИОД ДО ПРИЗВАНИЯ МОИСЕЯ


В повествовании о временах патриархов упоминаются жертва «от первородных стада» (Быт 4:4), благодарственная жертва (Быт 8:20) и возлияние (Быт
35:14).

4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,
(Быт.4:4)

20 И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.
(Быт.8:20)

14 И поставил Иаков памятник на месте, на котором говорил ему [Бог], памятник каменный, и возлил на него возлияние, и возлил на него елей;
(Быт.35:14)

Говорится также о призывании имени Господа

26 У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа.
(Быт.4:26)

8 Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой [так, что от него] Вефиль [был] на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа.
(Быт.12:8)

и о приношении десятины.

20 и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего.
(Быт.14:20)

22 то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.
(Быт.28:22)

 

Если богослужебные деяния Каина находились в полном противоречии с его душевными помыслами (Быт 4:3,5-7), то у Авраама они находились в полной гармонии (Быт 22:1-18).

 

БОГОСЛУЖЕНИЕ ИЗРАИЛЬТЯН ПОСЛЕ ДАРОВАНИЯ ЗАКОНА


1порядок ветхозаветных Богослужений был заповедан Самим Богом на горе Синай.

Ежедневные жертвоприношения (Чис 28:3-8) дополнялись особыми Богослужениями, совершавшимися в субботу (ст. 9,10), в день новолуния (ст. 11-15), в великие ежегодные праздники (Чис 28:16 — 29:39), в субботний (Лев 25:1-7) и юбилейный годы (ст. 8-19).

Этот порядок стал основой всей жизни израильтян. Центром Богослужения было святилище, скиния или храм с находящимся в нем ковчегом завета.

Здесь совершали службу священники и левиты; в Богослужении (прежде всего во время праздников) участвовала вся израильская община (Церковь, собрание, община) (Втор 16:16; ср. 1Цар 1:3-5; Лк 2:41,42);

2началом ветхозаветного Богослужения стало обнародование Моисеем Закона (Исх 24:7,8; 25:1,2 и др.), однако чтение Закона не стало постоянной частью Богослужения.

7 и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны.
8 И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих.
(Исх.24:7,8)

1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения; от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне.
(Исх.25:1,2)

В конце своей жизни Моисей повторно возвестил народу Закон.

3 Сорокового года, одиннадцатого месяца, в первый [день] месяца говорил Моисей сынам Израилевым все, что заповедал ему Господь о них.
(Втор.1:3)

После него это делали Иисус Навин,

25 И заключил Иисус с народом завет в тот день и дал ему постановления и закон в Сихеме.
(Иис.Нав.24:25)

священники, левиты, князья и пророки во времена Иосафата

7 И в третий год царствования своего он послал князей своих Бенхаила и Овадию, и Захарию и Нафанаила и Михея, чтоб учили по городам Иудиным народ,
8 и с ними левитов: Шемаию и Нефанию, и Зевадию и Азаила, и Шемирамофа и Ионафана, и Адонию и Товию и Тов-Адонию, и с ними Елишаму и Иорама, священников.
9 И они учили в Иудее, имея с собою книгу закона Господня; и обходили все города Иудеи и учили народ.
(2Пар.17:7-9)

и Иосии,

2 И пошел царь в дом Господень, и все Иудеи, и все жители Иерусалима с ним, и священники, и пророки, и весь народ, от малого до большого, и прочел вслух их все слова книги завета, найденной в доме Господнем.
(4Цар.23:2)

а также Ездра (Неем 8:1-8),

1 Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы [жили] по городам своим, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю.
2 И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца;
3 и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа [были приклонены] к книге закона.
4 Книжник Ездра стоял на деревянном возвышении, которое для сего сделали, а подле него, по правую руку его, стояли Маттифия и Шема, и Анаия и Урия, и Хелкия и Маасея, а по левую руку его Федаия и Мисаил, и Малхия и Хашум, и Хашбаддана, и Захария и Мешуллам.
5 И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда он открыл ее, весь народ встал.
6 И благословил Ездра Господа Бога великого. И весь народ отвечал: аминь, аминь, поднимая вверх руки свои, — и поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли.
7 Иисус, Ванаия, Шеревия, Иамин, Аккув, Шавтай, Годия, Маасея, Клита, Азария, Иозавад, Ханан, Фелаия и левиты поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своем месте.
8 И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и [народ] понимал прочитанное.
(Неем.8:1-8)

однако происходило это лишь в решающие моменты истории Израиля и, согласно завещанию Моисея, в субботний год во время праздника Кущей.

9 И написал Моисей закон сей, и отдал его священникам, сынам Левииным, носящим ковчег завета Господня, и всем старейшинам [сынов] Израилевых.
(Втор.31:9 и след.)

Регулярного обращения к Закону в ветхозаветном Богослужении не было, но заменой ему служили публичные проповеди пророков

1 И было слово Господне ко мне:
2 иди и возгласи в уши [дщери] Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную.
(Иер.2:1,2)

1 Слово, которое было к Иеремии от Господа:
2 стань во вратах дома Господня и провозгласи там слово сие и скажи: слушайте слово Господне, все Иудеи, входящие сими вратами на поклонение Господу.
(Иер.7:1,2)

и чтение пророческих речей в храме;

1 В четвертый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, было такое слово к Иеремии от Господа:
2 возьми себе книжный свиток и напиши в нем все слова, которые Я говорил тебе об Израиле и об Иуде и о всех народах с того дня, как Я начал говорить тебе, от дней Иосии до сего дня;
3 может быть, дом Иудин услышит о всех бедствиях, какие Я помышляю сделать им, чтобы они обратились каждый от злого пути своего, чтобы Я простил неправду их и грех их.
4 И призвал Иеремия Варуха, сына Нирии, и написал Варух в книжный свиток из уст Иеремии все слова Господа, которые Он говорил ему.
5 И приказал Иеремия Варуху и сказал: я заключен и не могу идти в дом Господень;
6 итак иди ты и прочитай написанные тобою в свитке с уст моих слова Господни вслух народа в доме Господнем в день поста, также и вслух всех Иудеев, пришедших из городов своих, прочитай их;
7 может быть, они вознесут смиренное моление пред лице Господа и обратятся каждый от злого пути своего; ибо велик гнев и негодование, которое объявил Господь на народ сей.
8 Варух, сын Нирии, сделал все, что приказал ему пророк Иеремия, чтобы слова Господни, написанные в свитке, прочитать в доме Господнем.
9 В пятый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, в девятом месяце объявили пост пред лицем Господа всему народу в Иерусалиме и всему народу, пришедшему в Иерусалим из городов Иудейских.
10 И прочитал Варух написанные в свитке слова Иеремии в доме Господнем, в комнате Гемарии, сына Сафанова, писца, на верхнем дворе, у входа в новые ворота дома Господня, вслух всего народа.
(Иер.36:1-10)

 

3

в центре Богослужения находилась ЖЕРТВА.

Жертвы курения (Исх 30:7,8), всесожжения, бескровные жертвы и возлияния, благодарственные жертвы и жертвы за грех предписывалось приносить ежедневно, а также во время праздников (Чис 28 и 29 главы).

7 На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им;
8 и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: [это] — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши.
(Исх.30:7,8)

За жертвоприношением, сопровождавшимся в праздничные дни звуками труб, следовало благословение (Лев 9:22 и след.; Чис 6:22-27).

Жертвы приносились царями (3Цар 3:4), народом (2Пар 15:11) или отдельными людьми (Лев 1:1-5).

4 И пошел царь в Гаваон, чтобы принести там жертву, ибо там был главный жертвенник. Тысячу всесожжений вознес Соломон на том жертвеннике.
(3Цар.3:4)

11 и принесли в день тот жертву Господу из добычи, которую привели, из крупного скота семьсот и из мелкого семь тысяч;
(2Пар.15:11)

1 И воззвал Господь к Моисею и сказал ему из скинии собрания, говоря:
2 объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого.
3 Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобрести ему благоволение пред Господом;
4 и возложит руку свою на голову [жертвы] всесожжения — и приобретет он благоволение, во очищение грехов его;
5 и заколет тельца пред Господом; сыны же Аароновы, священники, принесут кровь и покропят кровью со всех сторон на жертвенник, который у входа скинии собрания;
(Лев.1:1-5)

За исключением жертвы всесожжения

27 и совершай всесожжения твои, мясо и кровь, на жертвеннике Господа, Бога твоего; но кровь [других] жертв твоих должна быть проливаема у жертвенника Господа, Бога твоего, а мясо ешь.
(Втор.12:27)

и жертвы за грех,

11 а кожу тельца и все мясо его с головою и с ногами его, и внутренности его и нечистоту его,
12 всего тельца пусть вынесет вне стана на чистое место, где высыпается пепел, и сожжет его огнем на дровах; где высыпается пепел, там пусть сожжен будет.
(Лев.4:11,12)

обряд жертвоприношения обязательно включал в себя СВЯЩЕННУЮ ТРАПЕЗУ, в которой участвовали принесшие жертву (1Цар 9:13,19, 22-24).

13 когда придете в город, застанете его, пока он еще не пошел на ту высоту, на обед; ибо народ не начнет есть, доколе он не придет; потому что он благословит жертву, и после того станут есть званые; итак ступайте, теперь еще застанете его.
14 И пошли они в город. Когда же вошли в средину города, то вот и Самуил выходит навстречу им, чтоб идти на высоту.
15 А Господь открыл Самуилу за день до прихода Саулова и сказал:
16 завтра в это время Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой, и ты помажь его в правителя народу Моему — Израилю, и он спасет народ Мой от руки Филистимлян; ибо Я призрел на народ Мой, так как вопль его достиг до Меня.
17 Когда Самуил увидел Саула, то Господь сказал ему: вот человек, о котором Я говорил тебе; он будет управлять народом Моим.
18 И подошел Саул к Самуилу в воротах и спросил его: скажи мне, где дом прозорливца?
19 И отвечал Самуил Саулу, и сказал: я прозорливец, иди впереди меня на высоту; и вы будете обедать со мною сегодня, и отпущу тебя утром, и все, что у тебя на сердце, скажу тебе;
(1Цар.9:13-19)

22 И взял Самуил Саула и слугу его, и ввел их в комнату, и дал им первое место между званными, которых было около тридцати человек.
23 И сказал Самуил повару: подай ту часть, которую я дал тебе и о которой я сказал тебе: «отложи ее у себя».
24 И взял повар плечо и что было при нем и положил пред Саулом. И сказал [Самуил]: вот это оставлено, положи пред собою [и] ешь, ибо к сему времени сбережено [это] для тебя, когда я созывал народ. И обедал Саул с Самуилом в тот день.
(1Цар.9:22-24)

Она символизировала единение сотрапезников с Богом, что особенно ярко проявлялось в пасхальной трапезе (Исх 12:3-13).

3 Скажите всему обществу Израилевых: в десятый [день] сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство;
4 а если семейство так мало, что не [съест] агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца.
5 Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз,
6 и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером,
7 и пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его;
8 пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими [травами] пусть съедят его;
9 не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями;
10 не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне.
11 Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня.
12 А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь.
13 И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую.
(Исх.12:3-13)

Израильтяне должны были с радостью съедать перед Господом Богом свои благодарственные жертвы и жертвы, принесенные по обету в виде добровольных приношений (Лев 7:15-18; Втор 12:5-7,11,12,27), десятин (Втор 14:22-27) и первородных мужского пола от крупного и мелкого скота (Втор 15:19, 20);

4

радость Богослужения находила свое выражение в ТАНЦЕ

 

7 И поющие и играющие, — все источники мои в тебе.
(Пс.86:7)

3 да хвалят имя Его с ликами, на тимпане и гуслях да поют Ему,
(Пс.149:3)

3 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
(Пс.150:3)

и в ПЕСНОПЕНИЯХ левитов, сопровождавшихся игрой на духовых, ударных и струнных инструментах.

42 При них Еман и Идифун прославляли Бога, играя на трубах, кимвалах и разных музыкальных орудиях; сыновей же Идифуна [поставил] при вратах.
(1Пар.16:42)

12 и левиты певцы, — все они, [то есть] Асаф, Еман, Идифун и сыновья их, и братья их, — одетые в виссон, с кимвалами и с псалтирями и цитрами стояли на восточной стороне жертвенника, и с ними сто двадцать священников, трубивших трубами,
13 и были, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его; тогда дом, дом Господень, наполнило облако,
(2Пар.5:12,13)

3 возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью;
4 трубите в новомесячие трубою, в определенное время, в день праздника нашего;
(Пс.80:3,4)

Традиционно хвалебным и благодарственным был псалом Давида «Славьте Господа» (1Пар 16:7-36; 2Пар 20:21; ср. Неем 11:17).

В книге Псалтирь довольно часто встречаются указания к исполнению псалмов в храме (см. Пс 4:1; 9:1; 21:1; 38:1; 52:1; сравните также, например, Авв 3:19).

Левитские певцы и музыканты могли «провещавать» (1Пар 25:1; ср. 2Пар 20:14), то есть сочинять, псалмы (Пс 45:1; 49:1; 87:1 и др.), а также исполнять их в храме;

5за исклением славословия левитов, МОЛИТВА произносилась только в особых случаях, как, например, молитва Соломона при освящении храма (3Цар 8:22-53) или молитвы Иосафата (2Пар 20:5-12) и Езекии (2Пар 30:18-20).

ПОСТ также был предписан только в день искупления (Лев 23:27),

27 также в девятый [день] седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу;
(Лев.23:27)

позднее, в вавилонском плену, отмечались дни памяти разрушения Иерусалима;

3 и спросить у священников, которые в доме Господа Саваофа, и у пророков, говоря: «плакать ли мне в пятый месяц и поститься, как я делал это уже много лет?»
4 И было ко мне слово Господа Саваофа:
5 скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли?
(Зах.7:3-5)

19 так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир.
(Зах.8:19)

6

величие храма и Богослужения,

6 буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи,
7 чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои.
8 Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей.
(Пс.25:6-8)

4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его,
(Пс.26:4)

5 Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святаго храма Твоего.
(Пс.64:5)

2 Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!
3 Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому.
4 И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой!
5 Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя.
(Пс.83:2-5)

11 Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия.
(Пс.83:11)

радость по поводу «восхождения» народа перед своим Богом (Пс 121:1-4) неоднократно воспеваются в псалмах.

 1 Песнь восхождения. Давида. Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень».
2 Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, —
3 Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно,
4 куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне.
(Пс.121:1-4)

«Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его» (Пс 95:6; сравните 1Пар 16:27).

6 Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его.
(Пс.95:6)

27 Слава и величие пред лицем Его, могущество и радость на месте Его.
(1Пар.16:27)

Этим объясняется тоска и томление людей, оказавшихся вдали от святилища,

5 Вспоминая об этом, изливаю душу мою, потому что я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма.
(Пс.41:5 и след.)

4 И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!
(Пс.42:4 и след.)

2 Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной,
(Пс.62:2 и след.)

и печаль псалмопевца по поводу разрушения храма (Пс 73:3-7).

3 Подвигни стопы Твои к вековым развалинам: все разрушил враг во святилище.
4 Рыкают враги Твои среди собраний Твоих; поставили знаки свои вместо знамений [наших];
5 показывали себя подобными поднимающему вверх секиру на сплетшиеся ветви дерева;
6 и ныне все резьбы в нем в один раз разрушили секирами и бердышами;
7 предали огню святилище Твое; совсем осквернили жилище имени Твоего;
(Пс.73:3-7)

СИНАГОГАЛЬНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ


В позднем иудаизме появилась новая форма Богослужения — синагогальное (Синагога), восходящее, предположительно, ко времени вавилонского плена. В то время как служение в храме обретало все большее великолепие и полноту, в синагоге особое значение придавалось тому, чего евреям так не хватало: чтению и толкованию Священного Писания (ср. Лк 4:15-27)

15 Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.
16 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
19 проповедывать лето Господне благоприятное.
20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.
22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
23 Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме.
24 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.
25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,
26 и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;
27 много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.
(Лук.4:15-27)

и общей молитве, участвовать в которой мог любой израильтянин; только право благословлять оставалось исключительно за священниками и левитами. После разрушения храма в 70 г. по Р.Х. центром иудейского богослужения стала
синагога.

 

НОВОЗАВЕТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ


1будучи евреем, ИИСУС участвовал в Богослужении Своего народа как в храме,

41 Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.
(Лук.2:41 и след.)

так и в синагоге,

21 И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.
22 И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.
(Мар.1:21,22)

20 Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего.
(Иоан.18:20)

а также поучал народ вне молитвенных зданий.

14 И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте:
15 ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.
16 Если кто имеет уши слышать, да слышит!
(Мар.7:14-16)

Но лишь Своих учеников Он поучал откровенно, не прибегая к иносказаниям.

21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
(Матф.16:21)

22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,
23 и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.
(Матф.17:22,23)

17 И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им:
18 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть;
19 и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет.
(Матф.20:17-19)

34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.
(Мар.4:34)

17 И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче.
18 Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?
19 Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, [чем] очищается всякая пища.
20 Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека.
21 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,
22 кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, —
23 все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.
(Мар.7:17-23)

и Ин 13:31 — 16:33

Он резко выступал против показной молитвы,

5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
(Матф.6:5)

советуя лицемерам уединяться при обращении к Богу ;

6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
(Матф.6:6)

Сам же Он мог молиться в присутствии Своих учеников, тем самым научая их истинной молитве.

25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам;
26 ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.
(Матф.11:25,26)

и Ин 17 глава

Иисус принял крещение

13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его.
16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
(Матф.3:13-17)

и заповедал креститься Своей Церкви;

18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
20 уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
(Матф.28:18-20)

Он совершил со Своими учениками Тайную Вечерю и предписал Церкви повторять ее (1Кор 11:23-26).

23 Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
(1Кор.11:23-26)

Во всем этом видна Его связь с древними традициями ветхозаветной Церкви, которые, тем не менее, наполняются новым содержанием и трансформируются изнутри;

2соответствующее переходное состояние характерно и для ОБЩИНЫ ПЕРВЫХ ХРИСТИАН в Иерусалиме.

Уча и благовествуя, верующие каждый день посещали храм,

46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,
(Деян.2:46)

1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
(Деян.3:1)

42 И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе.
(Деян.5:42)

«пребывали в притворе Соломона»,

12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.
(Деян.5:12)

и никто из посторонних не решался присоединиться к ним.

13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.
(Деян.5:13)

Жертвоприношения они совершали только в исключительных случаях.

26 Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение.
(Деян.21:26)

17 После многих лет я пришел, чтобы доставить милостыню народу моему и приношения.
18 При сем нашли меня, очистившегося в храме не с народом и не с шумом.
(Деян.24:17,18)

И в повседневной жизни они тесно общались друг с другом,

44 Все же верующие были вместе и имели все общее.
(Деян.2:44)

1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.
(Деян.6:1 и след.)

совершали в домах Вечерю Господнюю, вероятно, по окончании основной трапезы

42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.
44 Все же верующие были вместе и имели все общее.
45 И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого.
46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,
(Деян.2:42-46)

и вместе молились.

31 И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.
(Деян.4:31)

12 И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.
(Деян.12:12)

Крещение могло совершаться как при стечении народа,

41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
(Деян.2:41)

так и в присутствии всего нескольких христиан.

45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников,
46 ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал:
47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?
48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.
(Деян.10:45-48)

Крестить мог один благовестник или апостол.

36 Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?
37 Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.
38 И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его.
(Деян.8:36-38)

33 И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все [домашние] его.
(Деян.16:33)

Наряду с ежедневными собраниями первый день недели,

11 Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
(Деян.17:11)

9 Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень перед народом, то он, оставив их, отделил учеников, и ежедневно проповедывал в училище некоего Тиранна.
(Деян.19:9)

день воскресения Иисуса,

9 Воскреснув рано в первый [день] недели, [Иисус] явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.
(Мар.16:9)

позднее стал упоминаться как день, отведенный для совершения Вечери Господней, проповеди

7 В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.
8 В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.
9 Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.
10 Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем.
11 Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел.
(Деян.20:7-11)

и сбора пожертвований;

2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
(1Кор.16:2)

3сущность Новозаветного Богослужения заключена в словах Иисуса о том, что Отец ищет Себе таких «поклонников», которые будут поклоняться Ему в Духе и истине

23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
(Иоан.4:23,24)

Богослужение в Церкви руководит Сам Господь посредством Своего Духа, «а где Дух Господень, там свобода».

17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
(2Кор.3:17)

Но свобода исключает поверхностное или формальное служение; она также ни в коем случае не означает господства бесконтрольного чувства или экстатического хаоса.

33 потому что Бог не есть [Бог] неустройства, но мира. Так [бывает] во всех церквах у святых.
(1Кор.14:33)

Богослужение должно проходить благочинно, так как «духи пророческие послушны пророкам».

32 И духи пророческие послушны пророкам,
(1Кор.14:32)

Апостол Павел указывает на необходимость строгой последовательности в исполнении псалмов, в поучении, в «говорении языками», в истолковании сказанного, а также в пророчествах (ст. 27,31).

27 Если кто говорит на [незнакомом] языке, [говорите] двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.
28 Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.
29 И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.
30 Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.
31 Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.
(1Кор.14:27-31)

Если же во время чего-либо пророчества Господь дарует другому человеку новое откровение, то первый должен умолкнуть и дать возможность говорить другому (стих 30). Павел разделяет молитвы, которые могут быть соединены с постом и возложением рук,

2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.
(Деян.13:2,3)

на «молитвы умом» (то есть сказанные понятными словами) и на «молитвы духом» (глоссолалии).

14 Ибо когда я молюсь на [незнакомом] языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.
(1Кор.14:14 и след.)

Подобное же различие он проводит между псалмами (псалмой) и славословиями (гюмной; отрывки из них сохранились, например, в Еф 5:14; 1Тим 3:16),

14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
(Еф.5:14)

16 И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.
(1Тим.3:16)

с одной стороны, и «духовными песнопениями» (одай пнеуматикай) — с другой;

19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
(Еф.5:19)

16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.
(Кол.3:16)

под последними, вероятно, подразумеваются песнопения на «иных языках».

Учение и наставление, составляющие главную часть Богослужения, должны быть основаны на Священном Писании

2 Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний,
(Деян.17:2)

28 ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.
(Деян.18:28)

4 А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.
(Рим.15:4)

16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
(2Тим.3:16)

и на словах Иисуса Христа;

3 Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии,
(1Тим.6:3)

к чтению Писания (1Тим 4:13) добавляется чтение посланий церквей (Деян 15:30,31)

13 Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.
(1Тим.4:13)

30 Итак, отправленные пришли в Антиохию и, собрав людей, вручили письмо.
31 Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении.
(Деян.15:30,31)

и апостольских посланий.

16 Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы.
(Кол.4:16)

27 Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям.
(1Фесс.5:27)

Не позволяя женщине публично поучать общину,

12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.
(1Тим.2:12)

апостол Павел, очевидно, не отказывает ей в праве совершать молитву или пророчествовать в отсутствии мужчины.

5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая.
(1Кор.11:5)

Повеление женщине молчать,

34 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.
35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.
(1Кор.14:34,35)

подразумевает запрет вмешиваться в чужой разговор или перебивать проповедника вопросами во время Богослужения.

 

БОГОСЛУЖЕНИЕ НА НЕБЕСАХ


Богослужение на земле — это отображение Богослужения на небесах.

Ветхозаветное жертвоприношение служило «образу и тени небесного».

5 которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе.
(Евр.8:5)

Христос «со Своею Кровию однажды вошел во святилище [в самое небо] и приобрел вечное искупление».

11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,
12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
(Евр.9:11,12)

24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного [устроенное], но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
(Евр.9:24)

Ангелы — «суть служебные духи» (лейтургика пнеумата);

14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?
(Евр.1:14)

серафимы славят Бога;

2 Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.
3 И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!
4 И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.
(Ис.6:2-4)

хвала и благодарение воспеваются Богу на небесах

(Откр 4:8-11; 5:8-14; 7:9-12; 11:15-19; 14:1-3; 15:2-4).

 

Изучал материал: