- Слушать в плеере Телеграм – ссылка
Аваддон (Аполлион): ангел бездны, разрушение и Божий суд
Фигура Аваддона, также известного под греческим именем Аполлион, является одной из самых загадочных и устрашающих в книге Откровение. Его имя неразрывно связано с разрушением, судом и событиями последних времен.
Кто же такой Аваддон согласно Библии? Какова его роль, природа и какое значение его явление имеет для верующих и для понимания Божьего плана?
В этой статье мы подробно рассмотрим эти и другие вопросы.
Имена и значения: Аваддон и Аполлион
Понимание Аваддона начинается с его имени. В Откровении 9:11 мы читаем:
“Царем над собою она [саранча] имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион.” (Откр. 9:11)
- Аваддон (др.-евр. אֲבַדּוֹן, Ǎḇaddōn): это еврейское слово означает “погибель”, “разрушение”, “истребление” или “место уничтожения”.
- Аполлион (др.-греч. Ἀπολλύων, Apollýōn): греческий эквивалент, происходящий от глагола apollými (ἀπόλλυμι), означающего “губить”, “разрушать”. Таким образом, Аполлион – это “Губитель” или “Разрушитель”.
Двойное именование подчеркивает важность этой фигуры как для иудейского, так и для греко-римского контекста читателей книги Откровение.
Аваддон в Ветхом Завете: место разрушения
Прежде чем появиться как личность в Новом Завете, слово “Аваддон” неоднократно встречается в Ветхом Завете, но в ином значении – как обозначение места или состояния крайнего разрушения, часто параллельно с шеолом (преисподней) и смертью.
- Иов 26:6: “Преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону.”
Здесь Аваддон – это глубина преисподней, открытая взору Бога. - Иов 28:22: “Аваддон и смерть говорят: ушами нашими слышали мы слух о ней [о мудрости].”
Они персонифицированы, но как силы, связанные с миром мертвых. - Псалом 87:12 (в Синодальном переводе 88:11): “или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя – в месте тления [Аваддоне]?”
Снова Аваддон как синоним тления и забвения в могиле. - Притчи 15:11: “Преисподняя и Аваддон [открыты] пред Господом, тем более сердца сынов человеческих.”
Подчеркивается всеведение Бога. - Притчи 27:20: “Преисподняя и Аваддон — ненасытимы; так ненасытимы и глаза человеческие.”
Указывает на бездонность и ненасытность смерти и разрушения.
В этих текстах Аваддон – это не имя ангела или демона, а скорее поэтическое описание глубины разрушения, связанной со смертью и преисподней.
Аваддон в Новом Завете: ангел бездны из Откровения
Ключевое и единственное упоминание Аваддона как личности находится в книге Откровение, в описании событий, следующих за звуком пятой ангельской трубы (Откровение 9:1-12).
“Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы…
Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион.”
(Откр. 9:1-3, 11)
Бездна (греч. abyssos): это не ад (геенна) в его окончательном понимании, а скорее место заточения для определенных духовных сил (ср. Луки 8:31, где демоны просят Иисуса не посылать их в бездну; Рим. 10:7; Откр. 20:1-3, где сатана будет скован в бездне).
Из этой бездны и выходит демоническая саранча, возглавляемая Аваддоном.
Эта саранча имеет ужасающий вид и особую миссию: ей дано мучить в течение пяти месяцев тех людей, “которые не имеют печати Божией на челах своих” (Откр. 9:4), но не убивать их.
Мучение описывается как от укуса скорпиона, настолько сильное, что люди будут искать смерти, но не найдут ее (Откр. 9:5-6).
Природа Аваддона: ангел, демон или символ?
Библия называет Аваддона “ангелом бездны”. Но какова его истинная природа?
Падший ангел или могущественный демон?
Большинство богословов склоняются к тому, что Аваддон – это высокопоставленная демоническая сущность, один из падших ангелов, имеющий власть в иерархии ада.
Его роль как царя над демонической саранчой из бездны подтверждает это.
Титул “ангел” здесь может указывать на его сверхъестественную природу и происхождение, а “бездна” – на его нынешнее царство и связь с силами тьмы.
Исполнитель Божьего суда?
Важно понимать, что, несмотря на свою зловещую роль, Аваддон и его саранча действуют не по собственной инициативе, а в рамках Божьего допущения и как часть Божьих судов над нераскаявшимся миром.
Ключ от бездны дан “звезде, падшей с неба” (которую часто отождествляют с ангелом, возможно, даже Самим Христом в роли Судьи, или же с сатанинской фигурой, которой Бог позволяет действовать), что указывает на Божий контроль над этими событиями.
Как сатана в книге Иова мог причинять страдания только в пределах, установленных Богом (Иов 1-2), так и Аваддон является инструментом, хотя и злым, в руках Всевышнего для осуществления Его планов.
Толкования нашествия саранчи и пятой трубы
Символический язык книги Откровение допускает различные толкования нашествия саранчи под предводительством Аваддона:
Библейская стилистика
Введение в язык образов: Библейские духовные образы
Буквально-футуристическое:
- Некоторые толкователи ожидают будущего, буквального исполнения этого пророчества, когда демонические существа, подобные описанной саранче, будут выпущены на землю.
Символическое/Аллегорическое:
- Демонические силы и искушения
Саранча может представлять собой интенсивные демонические атаки, обольщения и мучения, направленные на сознание и дух людей.
Дж. Дарби, например, описывает эти мучения как терзающие сердце, а саранчу – как представляющую силу, которая при ближайшем рассмотрении оказывается слабой, но способной затемнять ум через сатанинское влияние. - Лжеучения и идеологии
Распространение разрушительных философий, ересей или идеологий, которые отравляют умы и души людей.
Историческое:
- Нашествия и войны
Некоторые комментаторы прошлого пытались отождествить эту саранчу с конкретными историческими событиями, такими как нашествия варваров или распространение ислама.
Например, Г. Геллей в своем справочнике предполагал, что пятая труба может указывать на магометанство, проводя параллели между Аравией (страной саранчи) и распространением исламских завоеваний. Однако такие привязки часто спекулятивны и ограничены историческим контекстом толкователя.
Уильям Баркли отмечает, что имя “Аполлион” (Губитель) было также связано с культом Аполлона, который иногда ассоциировался с саранчой и разрушением, а также с императором Домицианом, который требовал божественных почестей и преследовал христиан. - Претеристское
Это толкование относит большинство событий Откровения к I веку н.э., связывая их с разрушением Иерусалима и Римской империей. В этом контексте Аваддон и саранча могли символизировать конкретные военные или демонические силы, действовавшие в тот период.
Независимо от конкретного толкования, очевидно, что речь идет о периоде великих страданий и Божьего суда.
Зачем верующим знать об Аваддоне?
Может возникнуть вопрос: если саранча Аваддона вредит только тем, кто “не имеет печати Божией”, зачем верующим вообще беспокоиться об этом?
Хиазм и инклюзио в Библии: литературные приёмы, раскрывающие глубину текста
- Молитва и евангелизация
Знание о грядущих судах и страданиях для тех, кто не со Христом, должно побуждать верующих к усердной молитве за своих неверующих родных и близких, а также к активному благовестию, чтобы как можно больше душ обрели спасение до наступления этих событий. - Различение и твердость в вере
Эти события служат для выявления “волков в овечьей шкуре” (ср. Откр. 9:4). Многие “номинальные христиане”, не имеющие истинных отношений с Богом, не устоят. Такие испытания раскрывают истинную природу веры. Запечатленные верующие останутся невредимыми от этих конкретных мучений, что должно укреплять их упование на Божью защиту. - Понимание Божьего суверенитета
Даже самые темные силы, такие как Аваддон, находятся под контролем Бога и служат, пусть и невольно, Его высшим целям. Это утверждает верующих в том, что Бог все держит в Своих руках, и Его планы в конечном итоге осуществятся. - Осознание духовной битвы
Понимание роли Аваддона помогает осознать реальность духовной войны, в которой мы участвуем, и необходимость бодрствовать, молиться и облекаться во всеоружие Божие (Еф. 6:10-18).
Аваддон за пределами библейского канона и в культуре

Образ Аваддона/Аполлиона нашел отражение и за пределами канонических книг Библии:
Раввинистическая литература: в некоторых еврейских текстах Аваддон упоминается как одно из самых нижних отделений ада или как ангел смерти.
Неканонические тексты: хотя прямого отождествления нет, иногда проводят параллели с другими разрушительными фигурами из апокрифической литературы.
Например, в книге Товита упоминается демон Асмодей, убивавший мужей Сарры. Хотя это разные персонажи, оба связаны с губительной деятельностью. Важно помнить, что такие тексты не являются боговдохновенными и требуют критического осмысления.
Литература и Искусство: наиболее известное литературное воплощение Аполлиона – это его битва с Христианином в аллегорическом произведении Джона Баньяна “Путешествие Пилигрима”.
Этот образ могущественного и устрашающего противника веры глубоко укоренился в христианской культуре.
Существуют также художественные изображения, например, гравюра Уильяма Блейка или других художников, иллюстрирующих сцены из Откровения или “Путешествия Пилигрима”.
Что это значит для нас?
Аваддон, ангел бездны и царь саранчи, символизирует разрушительную силу зла, которая будет явлена в последние дни как часть Божьего суда над нераскаявшимся миром.
Однако его власть ограничена Богом, и он не может причинить вреда тем, кто запечатлен Божьей печатью.
Изучение этой фигуры напоминает нам о серьезности греха, о реальности грядущих судов и о Божьей справедливости. В то же время оно укрепляет нашу надежду на Божью защиту и Его окончательную победу над всеми силами тьмы.
Знание об Аваддоне должно побуждать нас к святой жизни, к свидетельству о Христе и к упованию на Того, Кто держит ключи ада и смерти (Откр. 1:18) и Кто является истинным Царем царей и Господом господствующих.
Сноски:
- Библия. Синодальный перевод.
- Откровение Иоанна Богослова, глава 9.
- Christianity.com. Who Is Abaddon in the Bible?
- Википедия. Аваддон, Диспенсационализм.
- Библейский словарь Брокгауза.
- Греческий лексикон Стронга (G5, G623).
- Christian Fights Apollyon, The British Museum (иллюстрация к “Путешествию Пилигрима”).
- Справочник Г. Геллея (комментарии к Откровению).
- Комментарии Баркли к Новому Завету (на Откровение).
- Комментарии Дж. Н. Дарби (на Откровение).
- Комментарии У. Кейли (на Откровение).
- Джон Баньян. Путешествие Пилигрима.