Войдите, чтобы оставить комментарий

Среда, 26 ноября, 2025

Аваддон (Аполлион): ангел бездны

БлогАваддон (Аполлион): ангел бездны

  • Слушать в плеере Телеграм – ссылка

Аваддон (Аполлион): ангел бездны, разрушение и Божий суд

Фигура Аваддона, также известного под греческим именем Аполлион, является одной из самых загадочных и устрашающих в книге Откровение. Его имя неразрывно связано с разрушением, судом и событиями последних времен.

Кто же такой Аваддон согласно Библии? Какова его роль, природа и какое значение его явление имеет для верующих и для понимания Божьего плана?

В этой статье мы подробно рассмотрим эти и другие вопросы.

Имена и значения: Аваддон и Аполлион

Понимание Аваддона начинается с его имени. В Откровении 9:11 мы читаем:

“Царем над собою она [саранча] имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион.” (Откр. 9:11)

  • Аваддон (др.-евр. אֲבַדּוֹן, Ǎḇaddōn): это еврейское слово означает “погибель”, “разрушение”, “истребление” или “место уничтожения”.
  • Аполлион (др.-греч. Ἀπολλύων, Apollýōn): греческий эквивалент, происходящий от глагола apollými (ἀπόλλυμι), означающего “губить”, “разрушать”. Таким образом, Аполлион – это “Губитель” или “Разрушитель”.

Двойное именование подчеркивает важность этой фигуры как для иудейского, так и для греко-римского контекста читателей книги Откровение.

Аваддон в Ветхом Завете: место разрушения

Прежде чем появиться как личность в Новом Завете, слово “Аваддон” неоднократно встречается в Ветхом Завете, но в ином значении – как обозначение места или состояния крайнего разрушения, часто параллельно с шеолом (преисподней) и смертью.

Ангелы в Библии

  • Иов 26:6: “Преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону.”
    Здесь Аваддон – это глубина преисподней, открытая взору Бога.
  • Иов 28:22: “Аваддон и смерть говорят: ушами нашими слышали мы слух о ней [о мудрости].”
    Они персонифицированы, но как силы, связанные с миром мертвых.
  • Псалом 87:12 (в Синодальном переводе 88:11): “или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя – в месте тления [Аваддоне]?”
    Снова Аваддон как синоним тления и забвения в могиле.
  • Притчи 15:11: “Преисподняя и Аваддон [открыты] пред Господом, тем более сердца сынов человеческих.”
    Подчеркивается всеведение Бога.
  • Притчи 27:20: “Преисподняя и Аваддон — ненасытимы; так ненасытимы и глаза человеческие.”
    Указывает на бездонность и ненасытность смерти и разрушения.

В этих текстах Аваддон – это не имя ангела или демона, а скорее поэтическое описание глубины разрушения, связанной со смертью и преисподней.

Аваддон в Новом Завете: ангел бездны из Откровения

Ключевое и единственное упоминание Аваддона как личности находится в книге Откровение, в описании событий, следующих за звуком пятой ангельской трубы (Откровение 9:1-12).

“Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы…
Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион.”
(Откр. 9:1-3, 11)

Бездна (греч. abyssos): это не ад (геенна) в его окончательном понимании, а скорее место заточения для определенных духовных сил (ср. Луки 8:31, где демоны просят Иисуса не посылать их в бездну; Рим. 10:7; Откр. 20:1-3, где сатана будет скован в бездне).

Из этой бездны и выходит демоническая саранча, возглавляемая Аваддоном.

Аваддон. Ангел бездны. Откровение 9:11

Эта саранча имеет ужасающий вид и особую миссию: ей дано мучить в течение пяти месяцев тех людей, “которые не имеют печати Божией на челах своих” (Откр. 9:4), но не убивать их.

Мучение описывается как от укуса скорпиона, настолько сильное, что люди будут искать смерти, но не найдут ее (Откр. 9:5-6).

Природа Аваддона: ангел, демон или символ?

Библия называет Аваддона “ангелом бездны”. Но какова его истинная природа?

Падший ангел или могущественный демон?

Большинство богословов склоняются к тому, что Аваддон – это высокопоставленная демоническая сущность, один из падших ангелов, имеющий власть в иерархии ада.

Его роль как царя над демонической саранчой из бездны подтверждает это.

Титул “ангел” здесь может указывать на его сверхъестественную природу и происхождение, а “бездна” – на его нынешнее царство и связь с силами тьмы.

Исполнитель Божьего суда?

Важно понимать, что, несмотря на свою зловещую роль, Аваддон и его саранча действуют не по собственной инициативе, а в рамках Божьего допущения и как часть Божьих судов над нераскаявшимся миром.

Ключ от бездны дан “звезде, падшей с неба” (которую часто отождествляют с ангелом, возможно, даже Самим Христом в роли Судьи, или же с сатанинской фигурой, которой Бог позволяет действовать), что указывает на Божий контроль над этими событиями.

Как сатана в книге Иова мог причинять страдания только в пределах, установленных Богом (Иов 1-2), так и Аваддон является инструментом, хотя и злым, в руках Всевышнего для осуществления Его планов.

Толкования нашествия саранчи и пятой трубы

Символический язык книги Откровение допускает различные толкования нашествия саранчи под предводительством Аваддона:

Библейская стилистика
Введение в язык образов: Библейские духовные образы

Буквально-футуристическое:

  • Некоторые толкователи ожидают будущего, буквального исполнения этого пророчества, когда демонические существа, подобные описанной саранче, будут выпущены на землю.

Символическое/Аллегорическое:

  • Демонические силы и искушения
    Саранча может представлять собой интенсивные демонические атаки, обольщения и мучения, направленные на сознание и дух людей.
    Дж. Дарби, например, описывает эти мучения как терзающие сердце, а саранчу – как представляющую силу, которая при ближайшем рассмотрении оказывается слабой, но способной затемнять ум через сатанинское влияние.
  • Лжеучения и идеологии
    Распространение разрушительных философий, ересей или идеологий, которые отравляют умы и души людей.

Историческое:

  • Нашествия и войны
    Некоторые комментаторы прошлого пытались отождествить эту саранчу с конкретными историческими событиями, такими как нашествия варваров или распространение ислама.
    Например, Г. Геллей в своем справочнике предполагал, что пятая труба может указывать на магометанство, проводя параллели между Аравией (страной саранчи) и распространением исламских завоеваний. Однако такие привязки часто спекулятивны и ограничены историческим контекстом толкователя.
    Уильям Баркли отмечает, что имя “Аполлион” (Губитель) было также связано с культом Аполлона, который иногда ассоциировался с саранчой и разрушением, а также с императором Домицианом, который требовал божественных почестей и преследовал христиан.
  • Претеристское
    Это толкование относит большинство событий Откровения к I веку н.э., связывая их с разрушением Иерусалима и Римской империей. В этом контексте Аваддон и саранча могли символизировать конкретные военные или демонические силы, действовавшие в тот период.

Независимо от конкретного толкования, очевидно, что речь идет о периоде великих страданий и Божьего суда.

Зачем верующим знать об Аваддоне?

Может возникнуть вопрос: если саранча Аваддона вредит только тем, кто “не имеет печати Божией”, зачем верующим вообще беспокоиться об этом?

Хиазм и инклюзио в Библии: литературные приёмы, раскрывающие глубину текста

  1. Молитва и евангелизация
    Знание о грядущих судах и страданиях для тех, кто не со Христом, должно побуждать верующих к усердной молитве за своих неверующих родных и близких, а также к активному благовестию, чтобы как можно больше душ обрели спасение до наступления этих событий.
  2. Различение и твердость в вере
    Эти события служат для выявления “волков в овечьей шкуре” (ср. Откр. 9:4). Многие “номинальные христиане”, не имеющие истинных отношений с Богом, не устоят. Такие испытания раскрывают истинную природу веры. Запечатленные верующие останутся невредимыми от этих конкретных мучений, что должно укреплять их упование на Божью защиту.
  3. Понимание Божьего суверенитета
    Даже самые темные силы, такие как Аваддон, находятся под контролем Бога и служат, пусть и невольно, Его высшим целям. Это утверждает верующих в том, что Бог все держит в Своих руках, и Его планы в конечном итоге осуществятся.
  4. Осознание духовной битвы
    Понимание роли Аваддона помогает осознать реальность духовной войны, в которой мы участвуем, и необходимость бодрствовать, молиться и облекаться во всеоружие Божие (Еф. 6:10-18).

Аваддон за пределами библейского канона и в культуре

Аваддон (Аполлион): ангел бездны, разрушение и Божий суд
Аваддон (Аполлион): ангел бездны, разрушение и Божий суд

Образ Аваддона/Аполлиона нашел отражение и за пределами канонических книг Библии:

Раввинистическая литература: в некоторых еврейских текстах Аваддон упоминается как одно из самых нижних отделений ада или как ангел смерти.

Неканонические тексты: хотя прямого отождествления нет, иногда проводят параллели с другими разрушительными фигурами из апокрифической литературы.

Например, в книге Товита упоминается демон Асмодей, убивавший мужей Сарры. Хотя это разные персонажи, оба связаны с губительной деятельностью. Важно помнить, что такие тексты не являются боговдохновенными и требуют критического осмысления.

Литература и Искусство: наиболее известное литературное воплощение Аполлиона – это его битва с Христианином в аллегорическом произведении Джона Баньяна “Путешествие Пилигрима”.

Этот образ могущественного и устрашающего противника веры глубоко укоренился в христианской культуре.

Существуют также художественные изображения, например, гравюра Уильяма Блейка или других художников, иллюстрирующих сцены из Откровения или “Путешествия Пилигрима”.

Что это значит для нас?

Аваддон, ангел бездны и царь саранчи, символизирует разрушительную силу зла, которая будет явлена в последние дни как часть Божьего суда над нераскаявшимся миром.

Однако его власть ограничена Богом, и он не может причинить вреда тем, кто запечатлен Божьей печатью.

Почему Бог позволяет страданиям присутствовать в этом мире?

Изучение этой фигуры напоминает нам о серьезности греха, о реальности грядущих судов и о Божьей справедливости. В то же время оно укрепляет нашу надежду на Божью защиту и Его окончательную победу над всеми силами тьмы.

Знание об Аваддоне должно побуждать нас к святой жизни, к свидетельству о Христе и к упованию на Того, Кто держит ключи ада и смерти (Откр. 1:18) и Кто является истинным Царем царей и Господом господствующих.

Сноски:

  1. Библия. Синодальный перевод.
  2. Откровение Иоанна Богослова, глава 9.
  3. Christianity.com. Who Is Abaddon in the Bible?
  4. Википедия. Аваддон, Диспенсационализм.
  5. Библейский словарь Брокгауза.
  6. Греческий лексикон Стронга (G5, G623).
  7. Christian Fights Apollyon, The British Museum (иллюстрация к “Путешествию Пилигрима”).
  8. Справочник Г. Геллея (комментарии к Откровению).
  9. Комментарии Баркли к Новому Завету (на Откровение).
  10. Комментарии Дж. Н. Дарби (на Откровение).
  11. Комментарии У. Кейли (на Откровение).
  12. Джон Баньян. Путешествие Пилигрима.
Stanislav (модератор)https://bible-help.ru
Изучаю Библию с 2000 года. Активно веду блог с 2012. Буду рад вашей помощи по работе над сайтом. Так же мы публикуем материал еще в лентах: ЯндексДзен и Телеграмм канал
Exit mobile version