ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ ГЛАВА ВОСЬМАЯ

При изучении 8 главы книги Деяний мы обратили свое внимание на интересный факт, что при крещении самаряни не приняли Святого Духа. Пришлось отправлять Апостолов, чтобы возложить руки.

ФИЛИПП ПРОПОВЕДУЕТ В САМАРИИ

5 Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа.
6 Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса.
7 Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.
8 И была радость великая в том городе.
9 Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.
10 Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.
11 А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.
12 Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.
13 Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.
(Деян 8:5-13).

Филипп был одним из семи человек, выбранных «обслуживать столы» в церкви в Иерусалиме [Деян 6:2-6]. Качества, которые требовали Апостолы, от этих людей, были:

3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу.
(Деян 6:3).

Филипп отвечал этим требованиям, иначе он не был бы избран. Особое внимание здесь нужно обратить на «Святого Духа и мудрость»!

В Деяниях 21:8, рассказывается, что Филипп был также «евангелистом». Это значит, что он был проповедником слова Божьего.

Павел велел Тимофею «совершать дело благовестника» [2 Тим 4:5], и как евангелисту, Тимофею было велено «Проповедовать слово» [2 Тим 4:1]. Филипп отправился в Самарию «и проповедовал им Христа» [Деян 8:5]. Так что проповедовать слово значит проповедовать Христа, а проповедовать Христа значит проповедовать слово, и таким образом совершать дело благовестника.

6 Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса.
7 Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.
8 И была радость великая в том городе.
(Деян 8:6-8).

Почему же народ Самарии был так восприимчив? За несколько лет до этого, Христос и Его апостолы остановились у колодца Иакова в Самарии. Христос учил там женщину, которая пошла в город и сказала:

29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
30 Они вышли из города и пошли к Нему.
(Ин 4:29-30).

Когда они услышали самого Христа, они поверили в Него:

39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
41 И еще большее число уверовали по Его слову.
42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.
(Ин 4:39-42).

Когда же, Филипп пришёл в их город проповедовать, они приняли его слово с «радостью», «уверовали» и «были крещены» [Деян 8:12]. Ибо Христос сказал:

15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
(Мк 16:15-16).

Самаряне, которые уверовали и были крещены, были спасены от своих грехов. Следует заметить, что в Самарии были крещены только «мужчины и женщины». Младенцы или маленькие дети крещены не были. Почему? Потому, что только те, кто «уверовал», были крещены, а младенцы не могут уверовать. Кроме того, младенцы уже принадлежат к царству Господа без крещения.

Христос сказал, что мы должны «обратиться и стать как маленькие дети» для того, чтобы войти в Царство Небесное [Мт 18:3]. А также, что «в таковых есть Царство Небесное» [Мт 19:14].

В Деяниях 8:12 говорится, что «они поверили Филиппу». Чему они поверили? Они поверили «проповеди» Филиппа. Что он проповедовал? «о Царстве Божием». То же самое выражение относится и к тому, что в течение сорока дней после Своего воскресения делал Христос. Он говорил «о Царстве Божием» [Деян 1:3].

«Царство Божие» включало много всего, иначе Христос не говорил бы обо всём этом сорок дней, до дня Пятидесятницы [Деян 2:1-4]. Христос говорил о Своей церкви, которую он построит как «Царство» [Мт 16:18-19]. Но после дня Пятидесятницы, слово «церковь» употребляется в Деяниях и посланиях сто десять раз. В то время как, слово «царство», употребляется тридцать один раз.

Мы должны заключить, когда Христос и Филипп говорили о «царстве», они говорили о «церкви».

Множество книг написано о царстве и церкви, так что мы конечно, не можем обсуждать здесь всё это. Но наши размышления должны содержать в себе больше, чем факты относительно смерти, похорон и воскресения Христа. Говоря о церкви и царстве, они говорили об индивидуальных членах церкви. Христос любит нас и отдал Свою жизнь за нас, за церковь.

Мы слышим, как многие говорят проповедникам: «Расскажите мне о вашем Спасителе, а не о вашей церкви». Они говорят так потому, что не хотят слышать о построенной руками человека иерархии. Но они будут рады услышать о церкви Нового Завета, поэтому мы должны учить о церкви и «всему», что касается церкви.

Много заблуждений появилось в результате различных ложных концепций о церкви. Чтобы прояснить эти заблуждения, истинным проповедникам слова Божьего следует учить тому, что Евангелие раскрывает о царстве и церкви Христовой. Нам следует всегда помнить, что церковь Нового Завета, является невестой Христа, Его Телом. И Он есть Глова церкви:

25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
(Еф 5:25-32).

22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
(Еф 1:22-23).

17 и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,
(Кол 1:17-18).

Когда мы проповедуем о церкви Христа, мы проповедуем Христа. Как мы знаем, Филипп, помимо прочего, делал и это, ибо в Деяниях 8:5 говорится, что Филипп проповедовал Христа самарянам.

Относительно «царства» мы знаем, что в дополнение к фактам о смерти, похоронах и воскресении Христа, Филипп проповедовал и крещение, ибо они приняли крещение когда уверовали [Деян 8:12].

Что же они поняли относительно крещения?

Что им следует быть крещёнными для прощения грехов [Деян 2:38], и для того, чтобы быть спасёнными [Мк 16:16], иначе они не были бы крещены, как только уверовали.

Эти убеждения появились в результате того, что они «внимали» [Деян 8:6]. Они услышали проповедь Филиппа, но также были убеждены «слыша и видя знамения, которые он творил» [Деян 8:6]. Когда они увидели чудеса, которые он творил, они обратили внимание и на его проповедь.

Если бы суеверные самаряни не видели чудес, которые совершал Филипп, они бы поверили тому, что сказанное им уступало Симону, который «изумлял» их волшебством. Они «долго» думали, что Симон был «великим человеком». Сравнивая чудеса Симона со знамениями Филиппа, и слыша то, что он сказал о царстве Божьем, они «уверовали».

Волшебство обманчиво и всегда порицалось Богом [Втор 18:9-12]. Волшебство зачисленно также в «дела плоти» [Гал 5:20]. Оно приписывается «действию сатаны, со всякой силой и знамениями и чудесами ложными» [2 Фес 2:9]. Те, кто стали христианами в Ефесе, принесли свои книги «о колдовстве» и сожгли их [Деян 19:19].

Сегодня многие ежедневно читают в газетах и журналах гороскопы и религиозно следуют им, веря и уверяя других в том, что звёзды определяют их судьбу. Бог порицает тех, кто поклоняется звёздам, или по другому — воинству небесному.

42 Бог же отвратился и оставил их служить воинству небесному, как написано в книге пророков: дом Израилев! приносили ли вы Мне заколения и жертвы в продолжение сорока лет в пустыне?
(Деян 7:42).

19 и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом.
(Втор 4:19).

15 и сказал мне: видишь ли, сын человеческий? обратись, и еще увидишь большие мерзости.
16 И ввел меня во внутренний двор дома Господня, и вот у дверей храма Господня, между притвором и жертвенником, около двадцати пяти мужей [стоят] спинами своими ко храму Господню, а лицами своими на восток, и кланяются на восток солнцу.
(Иез 8:15-16).

В слове Божьем неоднократно запрещается подобное поклонение. Давайте обратим особое внимание на то, что Симон, «кудесник», также уверовал и был крещён [Деян 8:13].

ИЗУЧАЕМ ТЕМУ ЧУДЕС

Что говорит Библия о праздниках?

Чудо на заказ

Чудеса были неотъемлемой частью проповеди Царства Божия. Исцелялись хромые, прозревали слепые, излечивались больные. Но среди подобных чудес, которые следовали за Иисусом, а потом и...

ПЕТРА И ИОАННА ПОСЫЛАЮТ В САМАРИЮ

14 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,
15 которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.
16 Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.
17 Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.
(Деян 8:14-17).

Это необычная история, подобного, нигде больше мы не встречаем в этой книге.

С первого взгляда она кажется странной, ибо в Деяниях 2:38, говорится, что те, кто крещён, получают Святого Духа. Если это правда, почему же тогда апостолы послали Петра и Иоанна «чтобы самаряни приняли Духа Святого»? Из того, что сказано в Деяниях 8:16, становится ясно, что «никто из них» не принял Святого Духа.

Значит, есть разница между тем, что делали Пётр и Иоанн, и тем, что было сделано, когда они приняли крещение от Филиппа.

Пётр и Иоанн «молились о них» и «возлагали руки на них, и те принимали Духа Святого».

ТРИ МЕРЫ СВЯТОГО ДУХА

При изучении этого места из Библии, следует помнить, что Бог даёт Святого Духа всем, кроме Христа, с определённой «мерою» [Ин 3:34]. Христос получил Святого Духа «без меры», «с избытком».

31 Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех,
32 и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его.
33 Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен,
34 ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа.
35 Отец любит Сына и все дал в руку Его.
(Ин 3:31-35).

Мы читаем о трёх «мерах» Святого Духа в слове Божьем:

I. Крещение Святым Духом Апостолов в день Пятидесятницы:

5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
(Деян 1:5).

А также [Деян 2:1-12]. И некоторое время спустя Корнилия, первого крещённого не еврея. Пётр говорит об этом так: «Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале» [Деян 11:15]; [Деян 10:44-47].

II. Дар Святого Духа, данный всем, кто принял крещение и таким образом стал «повинующимся Ему», и кто получил Святого Духа через веру:

38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
(Деян 2:38-39).

32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.
(Деян 5:32).

14 дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.
(Гал 3:14).

III. Духовные дары:

8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;
9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;
10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
11 Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
(1 Кор 12:8-11).

Народ Самарии получил Святого Духа в результате общения, когда они приняли крещение. То, что дали им через возложение рук Апостолы Пётр и Иоанн, было чем-то другим, дополнением к тому, что они получили, когда были крещены.

Пётр и Иоанн были посланы сделать то, что не мог сделать Филипп. Он мог совершать знамения, у него был один из духовных даров, дар «силы, являемой в чудесах». Но Филипп небыл крещён Святым Духом, как были крещены Апосталы в день Пятидесятницы.

И хотя Филипп был «полон Святого Духа» [Деян 6:3], у него не было силы возлагать на других руки и давать Святого Духа, как это делали Пётр и Иоанн. Церковь в Иерусалиме послала Петра и Иоанна сделать то, что Филипп не мог сделать.

Во времена ранней церкви ни одно из писаний, которые есть у нас сейчас в Новом Завете, ещё небыло написано. Поэтому дары Святого Духа были даны первым членам церкви «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» [Еф 4:12], и 13 стих «Доколе», то-есть, «Пока не придёт совершенное» [1 Кор 13], и тогда «то что отчасти прекратится». А именно: духовные дары, такие как пророчества, языки, знание — прекратятся, умолкнут, когда «то, что совершенно, настанет» [см. 1 Кор 12 и 13 главы].

Что такое «то, что совершенно»? Обратите внимание, что на это писание не говорит: «когда придёт тот, кто совершенен», имея в виду Христа и Его второе пришествие, но говорится «то, что совершенно, настанет».

Нам будет легче понять смысл этих мест Библии, если мы поймём, что каждый, кто получил духовный дар, знал только «отчасти» и пророчествовал только «отчасти». Каждый человек, получивший духовный дар, имел только «часть» целого.

Но когда «придёт совершенство», то «отчасти» будет упразднено. В 13-й главе 1-го Послания Коринфянам Павел говорил о любви. Те, кто имел только часть целого, не могли быть совершенными в любви. Иоанн говорит, что «совершенная любовь изгоняет страх» [1 Ин 4:18].

То, что даёт нам «в меру возраста полноты Христовой», есть «познание Сына Божия», когда «всё тело» составлено «посредством живительных связей»; не тем, «что отчасти» [1 Кор 13:9], а познанием истины, создающим совершенного человека «для созидания самого себя в любви». Это наступает, когда каждому члену полностью раскрылось слово Божье, которое готовит нас ко всякому доброму делу, [2 Тим 3:16-17]. Тогда он способен любить совершенно, и то, «что отчасти», исчезает в церкви.

12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;
14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,
15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,
16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
(Еф 4:12-16).

В Новом Завете есть примеры того, как Апостолы налагали руки и давали Святого Духа [Деян 8:14-17]; [Деян 19:6], однако мы нигде не находим пример того, чтобы кто-то другой, кроме Апостолов, возлагал руки и давал Святого Духа.

Когда все Апостолы умерли, сила возлагать руки и давать Святого Духа перестала существовать. К тому времени все писания Нового Завета были написаны, что и «снаряжает нас полностью ко всякому доброму делу»:

16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
(2 Тим 3:16-17).

Как мы уже прочитали в Послании к Ефесянам, в 4-й главе с 12-о по 16-й стихи, и мы, можем увидеть, что конечная цель церкви — «укреплять в любви», «говоря истину в любви, мы во всём возрастали в Того, Который есть Глава, Христос». Обратите внимание, что в этом отрывке дважды употребляется выражение «в любви». Мы укрепляемся и воздвигаемся «в любви», говоря истину.

Таким образом, то, что совершенно — любовь, приходит и устраняет духовные дары, которые разделяли раннюю церковь, ибо каждый член обладал только «частью» того, что теперь является целым. Сейчас, мы имеем полноту знаний, и в некотором роде, можем сказать, что «мы приготовлены ко всякому доброму делу»!

Для того, чтобы всё это полностью уяснить, Апостол Павел использует три иллюстрации; первую — о ребёнке, вторую — о зеркале, и третью — о знании. В первой иллюстрации он говорит:

11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
(1 Кор 13:11).

Почему же он пользуется этой иллюстрацией? Дело в том, что у церкви был период детства. В то время церковь шла детскими путями, то-есть, видя «частично», имея только духовный дар, который был лишь частью целого. В то время каждый член думал, понимал и разговаривал, как ребёнок.

Но когда всё откровение было завершено и записано, так как мы имеем сейчас, то он познал всю истинную любовь целиком. Знания — открыли ему глаза! Он стал вполне взрослым человеком. Так что, младенческие дни церкви, где каждый член имел только «часть целого» — прошли:

10 когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
(1 Кор 13:10).

Во второй иллюстрации Павел говорит о зеркале:

12 Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
(1 Кор 13:12).

«Ибо теперь (во времена духовных даров) мы видим гадательно в зеркале [зеркала раньше были как тусклые стёкла — прим.автр.], тогда же (когда каждый член сможет читать Новый Завет полностью и знать всю истину) —лицом к лицу».

Другими словами, во времена духовных даров в церкви каждый член мог видеть, но только гадательно. А когда каждый пришёл к единению со всеми другими, этот каждый имел одинаковое знание, и говорил одинаковую «Истину в любви», каждый мог «укрепляться в любви», ибо любовь «совершенная», заменила частичную любовь дней тёмных, когда каждый мог видеть только гадательно. Когда любовь совершенна, исчезают недопонимание и несовершенство любви «отчасти».

«Сейчас (в дни духовных даров, когда они знали «отчасти» и пророчествовали «отчасти») мы знаем «отчасти», но тогда же (когда прошли дни духовных даров, когда каждый обладал знанием и пророчествовал только «отчасти»), познаю подобно тому, как и я был познан».

В третьей иллюстрации Павел говорит о знании. В дни духовных даров «моё знание несовершенно», но когда дни духовных даров сослужили свою службу и перешли в полное «познание Сына Божия», каждый сможет «укрепиться в любви». «Я познаю подобно тому, как и я был познан», ибо «придёт совершенное», и заменит любовь «отчасти», так как никто не мог любить совершенно, зная лишь «часть» истины.

До тех дней, когда каждый член церкви мог прочитать всё в писании Нового Завета, Пётр и Иоанн пришли в Самарию и возложили руки на самарян и дали им духовные дары Святого Духа. Тот факт, что Апостолы должны были прийти и возложить руки на них, доказывает, что только Апостолы имели силу возлагать руки и давать Святого Духа. Павел, Апостол, возлагал руки на братьев в Ефесе и давал им Святого Духа [Деян 19:6].

Павел говорил, что жаждал отправиться в Рим, «чтобы уделить вам некоторое дарование духовное» [Рим 1:11], и это есть доказательство, что только он, Апостол, мог раздовать Дары Духа. Павел дал Тимофею «дарование Божие чрез возложение рук»:

6 По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение.
(2 Тим 1:6).

СИМОН ГРЕШИТ

18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги,
19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.
20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.
21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.
22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего;
23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.
24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.
(Деян 8:18-24).

Мы все знаем, что «дар Божий» не может быть «приобретён за деньги», так что мы не станем останавливаться на этом. Когда Симон предложил деньги, ему сказали «покаяться в этом зле, и молиться». Он уже принял крещение, так что, когда он согрешил, ему не было велено снова креститься.

Когда мы принимаем крещение, мы выходим из царства тьмы [Кол 1:13], мы рождаемся снова [Ин 3:3], и нас переносят в царство Бога. Поэтому мы — дети Божьи [Гал 3:26-27]. Как дети Бога, мы не возвращаемся в царство мрака, когда грешим. Но, будучи детьми Бога, мы, как и Симон, должны молиться. Апостол Иоанн говорит нам:

1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника.
(1 Ин 2:1).

Поэтому нам говорят:

9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
(1 Ин 1:9).

Люди, верящие в невозможность вероотступничества, известного иногда как вечное сохранение святых, учат, что Симон никогда не был христианином, иначе он бы не согрешил. Они тем самым отрицают, что его вера, как написано, была искренней. Но у него была такая же вера, как и у самарян, когда они были крещены, ибо сказано в Библии, что «Симон также уверовал».

Если бы вера эта не была искренней и настоящей, когда он был крещён, Пётр велел бы ему «уверовать и креститься», а не «покаяться и молиться», когда он согрешил.

Сегодня это служит нам примером. Когда мы принимаем крещение, наши прошлые грехи прощаются. Когда мы грешим после крещения, нам следует покаяться и молиться.

ПЕТР И ИОАНН ВОЗВРАЩАЮТСЯ В ИЕРУСАЛИМ

25 Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.
(Деян 8:25).

Это первый пример проповедования Апостолов за пределами Иерусалима.