Содержание
«КОТОРОГО МИР НЕ МОЖЕТ ПРИНЯТЬ»
Дух истины
Обращаясь к апостолам, Иисус сказал:
16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
(Ин 14:16-17).
И мы знаем, из второй главы Книги Деяний, что это обещание было исполнено в день первой Пятидесятницы после воскресения Иисуса из мертвых.
«Утешитель» в данном тексте это перевод греческого слова parakleton (начальная форма – parakletos, что значит «утешитель; тот, кто успокаивает»; «заступник; ходатай»). Слово parakletos происходит от глагола parakaleo, который означает «утешать; уговаривать»; «умолять; просить». Утешитель которого имеет в виду Иисус — это Святой Дух:
26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
(Ин 14:26).
«Вовек» в данном тексте это греческая фраза eis ton aiona, что буквально означает «на век» или «вовек». Очевидно, Иисус имел в виду то, что у апостолов будет утешение, помощь и руководство от Святого Духа на протяжении христианского периода, начавшегося в день Пятидесятницы вслед за Его воскресением.
Далее Иисус сказал, что мир не может принять Утешителя, который есть Святой Дух. В этой связи нам интересен случай с обращением Корнилия сотника и его домашних из книги Деяния Апостолов, главы с 10 по 11. Корнилий и его домашние приняли крещение Святого Духа до того, как обрели спасение и повиновались Евангелию [Деян 10:44-48; 11:15-16]. Таким образом, они приняли Святого Духа как знамение желания Бога, чтобы язычники услышали Евангелие спасения.
44 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.
45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников,
46 ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал:
47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?
48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.
(Деян 10:44-48).15 Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале.
16 Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: «Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым».
(Деян 11:15-16).
Некоторые утверждают, что водное крещение не является необходимым, потому что Корнилий и его домашние приняли Святого Духа до своего крещения в воде. Они делают такой вывод, потому что Иисус сказал, что мир не может принять Святого Духа, а Корнилий и его домашние приняли Святого Духа до водного крещения, поэтому они не были причислены к миру людей, как говорил Иисус о мире. И поэтому, они были спасены до своего крещения в воде.
При изучении Нового Завета мы находим в нём достаточное количество отрывков, которые ясно учат тому, что крещение в воде необходимо для достижения спасительной силы крови Христовой. В этой связи необходимо рассмотреть вопрос о значении слова «принять» в Евангелии от Иоанна 14:17.
«Принять» в данном случае это перевод греческого инфинитива labein (начальная форма – lambano), который определяется как «брать; взять»; «взять в руки»; «завладеть» и т.п. Очевидно, что в Евангелии от Иоанна 14:17 это слово означает «взять в руки» или «завладеть». И в наше время, чтобы «завладеть» или «иметь» Святого Духа в себе, нужно принять водное крещение по вере, во искупление грехов своих.
Это подтверждается тем, что Иисус в качестве причины непринятия миром Святого Духа назвал следующее (слово «мир» в данном случае означает «люди»): «[Мир] не видит Его и не знает Его», то-есть, Святого Духа. Но мир видит живого осязаемого человека, из плоти и крови. Поэтому мир взял, и захватил Иисуса, и предал Его смерти.
Люди не могли взять, или захватить, Святого Духа, потому что они не могли Его видеть, и они не могли знать Его так, как они видели и знали Иисуса. Соответственно никто, даже Корнилий сотник и его домашние, не могли получить спасение без Христа! А Христос учил чему? Что вера и крещение [Мк 16:16], дают спасение в вечной жизни! Крещение Святым Духом, олицетворяла лишь определённые знамения, учения, утешения, напоминания, людям этого мира.
Можно понять, что в Евангелие от Иоанна 14:17, говорится о том, что Корнилий и его домашние, получили Духа в качестве утешения для язычников. Чтобы было всем понятно, что и язычники имеют право на спасение в вечности!
Таким образом, в Евангелие от Иоанна 14:17, не говориться о крещение в воде, как не обязательным для спасения. Но которое (спасение) может быть только в Иисусе Христе или через Его учение!