Иносказание об Агари и Сарре

Обновление от 18.03.2013

1
5908

Иносказание об Агари и Сарре

Иносказание — выражение, заключающее в себе скрытый смысл; употребляется, как литературный приём.

Дополнительно: Синекдоха, гипербола и пролепсис

В широком смысле иносказание понимается как фундаментальная особенность искусства и, в частности, художественной речи, благодаря которой, например, лиса в басне или сказке предстаёт отнюдь не животным.

Иносказание — это выражение какого-нибудь отвлеченного понятия, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе; в данном случае, в виде образов и прообразов.

Закон в иносказании

Иудаистские учителя проникли в церковные общины Галатии. Они утверждали, что язычники должны обрезываться и соблюдать закон Моисеев.

Гал.4:21-31

Среди прочего учения, апостол Павел представляет закон в иносказании об Ага­ри и Сарре:

21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
22 Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной.
23 Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.
24 В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь,
25 ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве;
26 а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам.
27 Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа.
28 Мы, братия, дети обетования по Исааку.
29 Но, как тогда рожденный по плоти гнал [рожденного] по духу, так и ныне.
30 Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.
31 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.
(Гал.4:21-31)

Два сына

У Авраама было два сына, Изма­ил и Исаак. Авраам, в нетерпеливом ожидании утратив веру в обетование Божие, взял Агарь, служанку Сарры, в качестве жены:

3 И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену.
(Быт.16:3)

От нее по плоти родился Измаил. Исаак же, сын Авраама и Сарры, родился по обетованию:

  • Гал. 4:22,23
  • Быт. 18:10;­14; 21:2

Агарь, служанка, символи­зировала прежний завет рабства; в то же время Сарра, будучи свободной женщиной, представляла новый за­вет свободы:

  • Гал. 4:24,26
  • Быт. 16:15; 21:2

Измаил, будучи рожден по плоти, означал иудейскую религию. Исаак, рожденный по обетованию, олицетворяет церковь Христа, в которую человек входит духовным рождением:

7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.
8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.
(Рим.9:7,8)

11 Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.
(Евр.11:11)

5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
(Иоан.3:5-8)

Две категории

Два сына Авраама являют две ка­тегории общественного положения.

Измаил родился, чтобы стать рабом в семье, а Исаак родился свободным:

  • Быт. 16:15; 21:2; 18:10-14

Этим Павел показывает две категории духовного состояния.

Система иудейской религии была зависима, а христиане имеют духовную свободу во Христе:

10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
(Гал.3:10-12)

1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
2 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.
3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
4 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,
5 а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
7 Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?
8 Такое убеждение не от Призывающего вас.
9 Малая закваска заквашивает все тесто.
10 Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение.
11 За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы.
12 О, если бы удалены были возмущающие вас!
13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу.
(Гал.5:1-13)

Это еще раз указывает на превосходство еван­гелия Христова над законом Моисеевым, а также на то, что евангелие Христово не есть нечто, что просто прилагается, или присоединяется, к закону Моисееву:

16 И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.
17 Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.
(Матф.9:16,17)

36 При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой.
37 И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;
38 но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое.
39 И никто, пив старое [вино], не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.
(Лук.5:36-39)

Иудейская религия и церковь Христа

Эти персонажи, Измаил и Исаак, и далее иллюстрируют иудейскую религию и церковь Христа.

Статья по теме: Подмена буквального значения образным: 5 примеров. Часть 1

Измаил преследовал Исаака (Быт. 16:12; 21:9; Гал. 4:29). Иудеи, а особенно их правители, устраивали великие гонения на церковь вплоть до того дня, когда с иудаизмом было покончено при разрушении Иерусалима в 70 г. от Р.Х.:

1 Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии.
(Деян.8:1)

1 Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику
2 и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.
(Деян.9:1,2)

Материальное и духовное наследие

В иносказании были представлены два материального и духовного наследия.

  1. Измаил получил рабскую долю хлеба и воды (Быт. 21:14).
  2. Исаак получил все имение и все благосло­вения своего отца (Быт. 25:5).

Иудеи унаследовали землю ханаанскую, что соответствует рабской доле, полученной Измаилом. Христиане наследуют всю милость и все благо­словения Божии:

28 Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу.
(Рим.8:28)

35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.
(Иоан.8:35)

8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
9 Итак верующие благословляются с верным Авраамом,
10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
13 Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою — ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, —
14 дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.
15 Братия! говорю по [рассуждению] человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет [к нему].
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал [оное] по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
(Гал.3:8-22)

Магомет

Следует отметить, что Бог сказал: «В Исааке наречется тебе семя» (Быт. 21:12; Рим. 9:7).

Это веский аргумент, опровергающий учение мусульманства, или ислама, или еще более подходящее название для этого, по имени основателя учения, маго­метанства.

Магомет происходил из арабов.

Ему надлежало быть, а скорее, так это и было, потомком Измаила, хотя обещанное семя должно было прийти через Исаака (Быт. 21:12).

Агарь и Измаил ничего не наследовали из того, чем владел сын свободной женщины (Быт. 21:10-12; Гал. 4:30,31).

Прежний завет

Прежний завет принес наказание за грех, но лучшее, что евреи могли ожидать в прощении грехов, было совершение ими животных жертвоприношений, и видеть, что «жертвами каждогодно напоминается о грехах» (Евр. 10:3).

Закон прекратил существование вместе с плотским Израилем, а наследие христиан остается с духовным Израилем:

17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.
(Рим.8:17)

и Гал. 3:8,29; 4:28­;31

Исаак, сын свободной женщины, был сыном по обетованию (Быт. 18:10-14; 21:2).
Таким образом, христиане приняли обещание, данное Богом Аврааму, посредством нового завета (Быт. 12:3; Гал. 3:8,16,26-29; 4:28; Деян. 3:25).

Иудеи потеряны духовно согласно прежнему завету:

  1. Рим. 3:9,23
  2. Евр. 10:4

Теперь в силе новый завет:

6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.
7 Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, —
8 то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?
9 Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.
10 То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы [последующего].
11 Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее.
(2Кор.3:6-11)

Христиане обретают спасение по новому завету и становятся наследниками обещания, данного Богом Авраа­му, когда они принимают крещение во Христа:

26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
(Гал.3:26-29)

Итоги сравнения:

Иносказание об Агари и Сарре
Иносказание об Агари и Сарре

Личности и события

  1. Две женщины: Агарь, рабыня (Быт. 16:15). Сарра, свободная женщина (Быт. 21:2)
  2. Два сына: Измаил, обычное рождение (Гал. 4:22,23). Исаак, рожден по обетованию (Гал. 4:23; Быт. 21:2)
  3. Две категории общественного положения: Изма­ил, рабство в семье (Быт. 16:15). Исаак, свободен в семье (Быт. 21:2; 18:10-14)
  4. Два персонажа: Измаил был гонителем Исаак был гоним (Быт. 16:12; 21:9; Гал. 4:29)
  5. Две категории материального наследия: Измаил получил рабскую долю хлеба и воды (Быт. 21:14). Исаак получил все имение своего отца и все благословения (Быт. 21:12; 25:2)
  6. Двое были изгнаны: Агарь и Измаил, не получившие наследия вместе с сыном свободной женщины (Быт. 21:10-12; Гал. 4:30,31)
  7. Двое остались в милости: Сарра и Исаак, сын по обетованию (Быт. 18:10-14; 21:2,12)

Заключение: Прежний завет исполнен (Кол. 2:14­-16; Еф. 2:14-16; Рим. 7:4; Гал. 3:23-25) Иудеи по­теряны духовно согласно прежнему завету (Рим. 3:9,23; Евр. 10:4); они — не наследники.

Вера и заветы

  1. Два завета (Гал. 4:24,26): Прежний завет рабства Новый завет свободы
  2. Две религии: Иудейская по обычному рождению Церковь Христа по духовному рождению (Рим. 9:7,8; Евр. 11:11; Иоан.3:5-8)
  3. Две категории духовного состояния: Иудейская религия в рабстве законничества (Гал. 3:10-12) Церковь Христа в духовной свободе (Гал. 5:1,13)
  4. Два образа: Иудейская религия—гонитель Церковь Христа — гонимая (Деян.8:1; 9:1,2; Гал.4:29)
  5. Две категории духовного наследия: Иудеи получили преходящее наследие, ханаанскую землю. Христиане получают духовное наследие, всю ми­лость Божию и все благословения (Рим.8:17,28; Гал.3:8,29; Еф.1:3)
  6. Двое изгнаны: Прежний завет и плотский Израиль, или сын, не наследующий с духовным Израилем (Быт. 21:10-12; Иоан. 8:35; Гал. 4:28-31)
  7. Двое остались в милости: Новый завет и христиане по обетованию (Деян. 3:25; Гал. 3:8,16,29; 4:28)

Заключение: Новый завет остается (2 Кор. 3:6-11). Христиане обретают спасение согласно новому за­вету (Гал. 3:26-29); они — наследники.

Библейская стилистика: образы и прообразы

Источник

  1. Википедия. Иносказание.
  2. Библия. Синодальный перевод
  3. В.Гэддис Рой. Образ и прообраз: Учебно-методическое пособие: Перевод с англ.- Киров: 1996.