ИБО КОГДА МИР [СВОЕЮ] МУДРОСТЬЮ НЕ ПОЗНАЛ, БОГА В ПРЕМУДРОСТИ БОЖИЕЙ, ТО БЛАГОУГОДНО БЫЛО БОГУ ЮРОДСТВОМ ПРОПОВЕДИ СПАСТИ ВЕРУЮЩИХ [1 КОР 1:21]

Ожидание в Афинах

11 Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
12 И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало.
13 Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ.
14 Тогда братия тотчас отпустили Павла, как будто идущего к морю; а Сила и Тимофей остались там.
15 Сопровождавшие Павла проводили его до Афин и, получив приказание к Силе и Тимофею, чтобы они скорее пришли к нему, отправились.
(Деян 17:11-15).

Новообращенные в Верии «отпустили Павла, как будто идущего к морю», когда они осознали, что противники евангелия пришли из Фессалоники в Верию подстрекать народ против Павла. Тимофей и Сила остались в Верии, а Павла сопроводили до Афин, где он отпустил провожатых, повелев, чтобы Сила и Тимофей поторопились прийти к нему [Деян 17:11-15].

Сейчас Афины – это столица Греции. В древности же, Афины были крупным и могущественным городом, одной из колыбелей греческой культуры. Во времена золотого века Греции (около 500 года до н. э. до 300 до н. э.) город стал важным культурным центром. После золотого века Афины не утратили своего значения вплоть до IV в.н.э.

Философские школы в Афинах были закрыты в 529 году н.э. императором Византийской империи Юстинианом I. А за 200 лет до этого, императором Константином I, христианство было назначено официальной религией. В результате этого и многих других факторов, Афины в те времена, потеряли своё былое величие и превратились в провинциальный город.

16 В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов.
(Деян 17:16).

В ожидании Силы и Тимофея в Афинах Павел «возмутился духом», потому что этот город был всецело предан идолослужению [Деян 17:16]. «При виде этого города, полного идолов» это перевод греческой фразы theorountos kateidolon ousan ten polin.

Слово theorountos это причастие настоящего времени в форме родительного падежа, единственного числа, мужского рода (начальная форма – theoreo), что означает «пристально глядеть»; «рассматривать с любопытством»; «наблюдать за зрелищем». Другие возможные переводы слова theorountos это «видел» или «видя».

Слово kateidolon в данном отрывке означает «кишащий идолами»; «погруженный в идолослужение»; «целиком преданный идолопоклонству».

Жители Афин были потомками людей, которые знали истинного Бога, явившего Себя человеку. Они обратились от истинного Бога к идолам [Рим 1:20-25]. Вопиющее идолопоклонство в Афинах стало для Павла неприятным зрелищем. Слово theorountos, как отмечалось выше, предполагает, что увиденное поразило Павла.

20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;
22 называя себя мудрыми, обезумели,
23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, —
24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.
25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.
(Рим 1:20-25).

Это возмутило его дух. «Возмутился» это перевод греческого слова paroexyneto, в котором para означает «вдоль; у; перед»; «напротив», а форма oxys имеет значение «острый; резкий»; «скорый». Таким образом, paroexyneto означает «возбуждать; подстрекать»; «возмущать; раздражать».

Во время ожидания Силы и Тимофея Павел возмутился при виде города Афины, погруженного в вопиющее идолопоклонство. Слово ousan означает «существующий»; «будучи»; ten это определенный артикль; polin это «город».

Таким образом, theorountos kateidolon ousan ten polin буквально можно перевести следующим образом: «видя исполненный идолами город». Во время своего ожидания в Афинах, Павел ещё и проповедовал:

Проповедь Павла

17 Итак он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими [Бога], и ежедневно на площади со встречающимися.
18 Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов?», а другие: «кажется, он проповедует о чужих божествах», потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение.
(Деян 17:17-18).

Эпикурейцы – были последователями философии грека Эпикура, умершего в 270 г. до н.э. Согласно ему, высшим благом считается наслаждение жизнью, получения от неё удовольствия, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами.

Эпикур подходил к принципу наслаждения жизнью с позиции мудреца, который достиг безмятежного и невозмутимого состояния. Это состояние лишено страданий, а потому тождественно с удовольствием.

В последствие его учение переросло в грубую форму материализма. В котором удовольствие и наслаждение, являются высшим и единственным смыслом, и благом в этой жизни. Соответственно, люди должны наслаждаться всеми чувственными удовольствиями, какие только можно найти. Всё это – очень похоже и на наши дни!

Учение стоиков было прямо противоположно учению эпикурейцев. Стоики – получили свое название от греческого слова stoa, то есть, портика, в котором греческий философ Зенон, основавший своё учение примерно в 308 г. до н.э., учил людей в Афинах. Люди, внимавшие Зенону и принимавшие его учение в портике, стали называться «стоиками».

Зенон учил людей тому, что человек должен придерживаться нравственных законов бытия, то-есть, не делать зла другим людям, жить в соответствии с законами природы и государства. Это важно не потому, что это правильно, а потому, что это принесёт счастье и благо – живущему так человеку. А кто поступает противно законам бытия и законам общества, понесёт наказания за свои действия и поступки. И в наше время, учение Зенона, имеет своих последователей, пусть не прямо, но косвенно!

Как мы можем увидеть, из краткого описания двух философских школ, учение эпикурейцев и стоиков не чужды и нашему поколению. Так как одни люди сегодня стремятся к удовольствиям, и хотят получить от жизни как можно больше, другие стремятся к пацифизму, и склонны ставить социальную справедливость, в ущерб Божественной! Эти школы – эпикурейцев и стоиков, ещё существовали в те времена, когда Апостол Павел был в Афинах.

Некоторые из стоиков и эпикурейцев спрашивали о Павле: «Что хочет сказать этот суеслов?» [Деян 17:18]. «Суеслов» (пустослов, болтун) это перевод греческого слова spermologos, которое состоит из sperma (семя) и lego (в данном случае – «собирать; подбирать»). Буквально слово spermologos означает «подбирающий, собирающий семена». Со временем оно стало означать человека, собирающего разрозненную информацию. Очевидно, некоторые афинские философы решили, что Павел, не обладая должными знаниями, хотел обманом выдать себя за ученого человека.

Другие философы назвали Павла «проповедником» kataggelos; что значит «сообщающий; провозглашающий чужих богов», потому что он проповедовал им Иисуса и воскресение.

«Чужие боги» это xenon daimoniou. Слово xenon означает «чужой; чуждый»; «посторонний»; «приезжий». Оно дало название одному из инертных газов, ксенону. Слово daimon дало происхождение «демону», но для греков оно означало «божество; дух», то есть, верховную силу.

Философы отвели Павла в ареопаг, то есть, на Марсов холм в Афинах, и спрашивали об учении, которое он проповедовал. В ожидании Силы и Тимофея Павел прочел замечательную проповедь.

Христиане, подобно Павлу, всегда должны искать и использовать любую возможность для проповедования слова Божьего, и нахождения душ для Господа!

Последняя проповедь в Афинах

Когда греческие философы, известные как эпикурейцы и стоики, услышали Павла, проповедующего об Иисусе и воскресении, они привели его в Ареопаг и говорили: «можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою?»

19 И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою?
(Деян 17:19).

Ареопаг – это исторический холм в Афинах, где в древние времена происходили заседания суда, народные собрания, и как мы можем видеть выше – различные диспуты.

«Ареопаг» это Areios pagos, «Аресов холм». В греческой мифологии Арес был сыном Зевса и Геры и считался богом войны. У греков и римлян были одни и те же боги, но с разными именами. Арес в греческой мифологии это Марс у римлян. Таким образом, ареопаг это Аресов холм, или Марсов холм.

По преданию, этот холм получил своё название от места, на котором проходил суд над богом Аресом, за пролитие крови Посейдонова сына. Другой комментатор, выдвигает версию, согласно которой, холм назван в честь амазонок, разбивших на нём лагерь во время осады Афин.

До того как Павел пришёл в Ареопаг, он обратил своё внимание на «святыни» греков [Деян 17:23]. «Святыни» это перевод греческого слова sebasma, которое употреблялось для обозначения объекта поклонения и почитания. Это слово родственно греческому имени Себастиан, которое обозначает то же самое, что и Август (величественный, священный) в латинском языке.

Павел сказал афинянам, придя в Ареопаг, что «они особенно набожны» [Деян 17:22]. «Особенно набожны» это перевод греческого слова deisidaimonesteros, что означает «весьма религиозный; очень набожный».

22 И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны.
23 Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам.
(Деян 17:22-23).

Один из греческих поэтов говорил задолго до Павла, что у греков было около тридцати тысяч богов. Вероятно, они опасались обидеть какого-нибудь бога, которого они не знали, и поэтому поставили жертвенник «неведомому Богу». Павел стоял перед афинянами на Марсовом холме и проповедовал им истинного и живого Бога. Для своей проповеди он использовал надпись, замеченную им ранее, «неведомому Богу».

Он рассказал людям о Боге, которого они не знали. Он сказал им, что именно этот истинный Бог сотворил мир и всё, что в нём. Невозможно рассказать истину о Боге без упоминания того, что Бог сотворил мир и всё, что в нём. Он сделал это посредством божественной Ипостаси, ставшей плотью и обитавшей с нами, как об этом и говорит также Апостол Иоанн [Ин 1:1-3; 1:14]:

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
(Ин 1:1-3).

14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
(Ин 1:14).

Подобно Иоанну, Павел также начал говорить афинянам о творении Бога. Некоторым кажется, что нам не следует говорить о сотворении мира в проповеди Евангелия. Однако Павел проповедовал, что Бог сотворил всё, обращаясь к афинским интеллектуалам!

24 Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет
25 и не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все.
26 От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию,
27 дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас:
28 ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род».
29 Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого.
30 Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться.
(Деян 17:24-30).

Павел говорил то же самое в Послании к Римлянам 1:20, непосредственно после того, как провозгласил Евангелие силой Божьей ко спасению. В Послании к Колоссянам 1:16, Павел учил тому, что всё было сотворено Христом, сразу после того, как он сказал, что Христос есть наш Искупитель. Бог сотворил всё Христом!

20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
(Рим 1:20).

16 ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано.
(Кол 1:16).

Кто бы ни был автором Послания к Евреям, в самом начале этого произведения он написал, что Бог говорит с нами во Христе, и Бог сотворил миры посредством Христа [Евр 1:1-2]:

1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
(Евр 1:1-2).

Поэтому, нам тоже следует в своих проповедях, обращаться к творению Божьих рук!