Исход — Значение и описание из Библии

2
5879

Книга Исход

Исход, книга — вторая книга Моисеева Пятикнижия и Библии. Название книге дано 70 переводчиками (в еврейском тексте она называется первыми словами книги: «Эти имена»). Книга описывает события в жизни израильского народа от выхода его из Египта до получения закона у горы Синай. В этой книге также дано описание жизни и начала служения Моисея.

Исход

Исхо́д (ивр. ‏יְצִיאַת מִצְרַיִם‏‎, Yetsi’at Mitzrayim, Y’ṣiʾath Miṣrayim, /jəʦiˈɑt miʦˈrajɪm/ (в современном произношении) «выход из Египта») — библейское предание о порабощении евреев (израильтян) в Египте, их массовом выходе по воле Бога из Египта под предводительством Моисея, теофании у горы Синай (Хорив), заключении завета между Богом и избранным народом, а также о скитаниях евреев до начала завоевания Ханаана. Изложено в Пятикнижии (главным образом в Книге Исход, главы 1-15).

Среди учёных и исследователей Библии, как светских, так и религиозных, нет согласия о степени историчности событий исхода, возможной дате, обстоятельствах и интерпретации эпизодов предания.

Источник — Википедия.

Историческая справка и описание.

Книга Исход начинается с момента, которым завершается Книга Бытия. Периоду от Иосифа до Моисея посвящено два стиха, 1:6-7, затем описывается дальнейшая судьба и положение, в которое попали потомки Иакова.

6 И умер Иосиф и все братья его и весь род их;
7 а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та.
(Исх.1:6,7)

Желанные гости фараона и Иосифа стали народом рабов.

Размышления на тему: Иосиф — это Имхотеп, выдающийся древнеегипетский зодчий?

Фараон пытается распространить на евреев свою власть, Бог предпринимает действия к их освобождению. Сперва к осуществлению этого плана подготовлен Моисей, а затем, силою и властью Бога, приходит избавление.

Вызволение из-под власти Египта — это нечто большее, чем простое освобождение из рабства. Бог вывел израильтян из Египта с тем, чтобы привести их — Им Самим уготованный народ — в землю обетованную.

Тема Книги Исход — не просто Божественный акт освобождения, но усыновление, понятие и назначение им Израиля как народа Божия.

По словам богослова И.И. Флэка, Книга Исход — это, несомненно, самая значительная из всех, когда-либо написанных книг о происхождении народа, «Вся последующая история евреев и их философия истории, получившие отражение у пророков, восходят к Исходу, как к творческому акту Бога, которым было положено начало существованию еврейского народа».

Датировка исхода израильского народа из египетского плена
Датировка исхода израильского народа из египетского плена

Описываемые события датируются, самое ранее 1580 годом до Р.Х. и, самое позднее, 1230 годом. В Писании дано мало особых сведений хронологического характера.

Датирование Исхода.

Датирование Исхода — Вопрос не догматический, а вопрос познания истории.

В каком году был исход евреев из Египта?

Датировка исхода: Из кого сформировался еврейский народ? Египетское рабство было 430 или 210 лет?

Предполагается, что израильтяне прибыли в Египет, когда там правили родственные им семиты-гиксосы, около 1700 г. до Р.Х.

Их пребывание в Египте длилось 430 лет (Исх. 12:40), дата их ухода от туда — приблизительно 1270 г. до Р.Х.

40 Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет.
(Исх.12:40)

Большинство археологических данных указывает на тринадцатое столетие. В это время правил Раамсес Великий — строитель городов Пифом и Раамсес (Исх. 1:11).

11 И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов.
(Исх.1:11)

Падение многочисленных хананейских городов, от Лахиса до Асора, относят к XIII столетию до Р.Х..

Во время исследований Нельсона Глюха в Трансиордании и Негеве было установлено, что до XIII в. там не было ни моавитян, ни аммониятян, ни идумеев, ни аммореев, которые могли бы оказывать сопротивление наступающему Израилю.

Главное препятствие для датирования.

Главное препятствие для датирования Книги Исход XIII в. заключено в 3 Цар. 6:1, где читаем, что постройка храма началась через 480 лет после Исхода, в четвертый год правления Соломона.

1 В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу.
(3Цар.6:1)

Четвертый год царствования Соломона — это примерно 960 г. до Р.Х.. Таким образом, Исход, по-видимому отнесен к 1440 до Р.Х..

Такая датировка исхода противоречит археологическим данным и дате, устанавливаемой из Исх. 12:40.

40 Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет.
(Исх.12:40)

Для разрешения этой трудности принимают годы, упомянутые в 3 Цар. 6. за двенадцать поколений, то есть не более трехсот лет.

Тот факт, что точную дату Исхода установить нельзя, не умаляет ни историчности книги, Ни ее идеи о Божьем избавлении.

Библейский справочник по книге Исхода

Значение исхода из Египта для Израиля

  1. Исход из Египта имел столь огромное значение для народа Израиля, что в Писании более 60 раз упоминается об этом событии (напр., Втор 16:3; Пс 77:40-55; Ам 4:10).
  2. Более ста ссылок указывают на то, что Исход определялся Божьим замыслом и был великим деянием Господа. Яхве открывает в нем Себя как Спасителя — это особо отмечается как в свидетельствах израильтян (Втор 26:5 и след.; Исх 32:11; 1Пар 17:21; Неем 9:9; Пс 79:9; Иер 2:6; Дан 9:15; Ос 12:13; Ам 2:10), так и в словах Самого Бога (около 80 примеров, в т.ч. Исх 3:8; Лев 11:45; Суд 2:1; 1Цар 8:8; 3Цар 8:16; Иер 7:22; Иез 20:5; Агг 2:5).

В Исходе Господь столь определенно открылся ветхозаветным праведникам как Спаситель, что исход стал для них образом спасения (напр., Ис 19:19; 43:3; Зах 10:10).

Журнал Истина Сегодня: Исход — уроки.

Пророки ожидали нового Исхода (Иез 20:34 и след.; Ис 43:14; 51:10 и след; 52:11), а именно возвращения евреев из плена. На то, что исход можно истолковать в мессианском смысле, указывает Мф 2:15, связывающий это событие с Иисусом Христом (ср. Ос 11:1; 2:17).

Можно сказать, что исход из Египта имел для ветхозаветных праведников почти такое же значение, как смерть и воскресение Иисуса — для новозаветной Церкви.

Историческая достоверность исхода

В помощь изучения: Библейский атлас, энциклопедия и цветные карты для изучения Библии

Она подтверждается:

  1. многочисленными библейскими упоминаниями об Исходе
  2. распространенными среди израильтян личными именами египетского происхождения (напр., Моисей, Финеес, Офни, Пасхор)
  3. египетское происхождением названий городов (напр., Раамсес, Пифом, Сокхоф)
  4. библейскими описаниями Египта, историческая достоверность которых засвидетельствована археологическими и другими научными данными (напр., Быт 40:1 и след.,20 и след.; 41:8,30,35; 46:6,34; 50:2,26).

Ни в одном из египетских источников об исходе прямо не упоминается, поскольку египтяне часто замалчивали свои поражения.

Предыстория и события исхода

Библейский рассказ об исходе содержится в Быт 37 — Исх 14:

  1. Иосифа приводят в Египет (Быт 37; 39-41)
  2. семейство Иакова поселяется в восточной части дельты Нила (Быт 45 и след.). Продолжительность пребывания там израильтян — 400-450 лет.
    • ср. Быт 15:13-16; Исх 12:40 и след.; Деян 13:20; поскольку Гал 3:17, очевидно, засчитывает в общий срок, т.е. в 430 лет, время патриархов продолжительностью в 215 лет, то, в этом случае, на пребывание израильтян в Египте остается лишь 215 лет.
  3. потомки Иакова воспринимаются как угроза для Египта. Их обращают в рабство. Приказ умерщвлять всех новорожденных мальчиков-израильтян поставил под угрозу само существование этого народа (Исх 1)
  4. Бог спасает Моисея, повелевает ему стать вождем народа, призывает его и наделяет необходимыми способностями (Исх 2-5)
  5. десять казней принуждают фараона отпустить израильтян (Исх 7-12)
  6. израильтяне собрались в дорогу (позже в этот день они будут отмечать праздник Пасхи). Обходными путями, разбивая по пути свои станы в Сокхофе, Ефаме, Пи-Гахирофе, они добираются до Чермного моря (Исх 12-14)
  7. войско фараона, преследующее народ Божий, гибнет в Чермном море (о гибели самого фараона ничего не сообщается), а израильтяне, благодаря чуду, явленному Богом, благополучно переходят на другой берег по морскому дну (Исх. 14).

Дата исхода

1.Точка зрения первая: если ориентироваться на 3Цар 6:1, где сказано, что Соломон приступил к строительству Иерусалимского храма через 480 лет после исхода (а именно в 966 г. до Р.Х.), то исход произошел в 1446 г. до Р.Х.

Значит, семейство Иакова пришло в Египет до 1800 г. до Р.Х.

Начиная с 1400 г. до Р.Х., израильтяне под руководством Иисуса Навина покоряли народы, населявшие землю обетованную. Следующим, фараоном, притеснявшим израильтян (Исх 1:8), мог быть Тутмос III (1490-1436 гг. до Р.Х.), а фараоном, правившим во время исхода, — Аменхотеп III (ок. 1400 г. до Р.Х.).

Такая хронология согласуется с данными 3Цар 6:1 и Суд 11:26 и оставляет достаточно времени для событий, имевших место между исходом и временем царств.

2.Вторая точка зрения: однако более вероятна другая датировка, исходящая из того, что фараоном во времена исхода был Рамсес II (тогда его отец, Сети I (1304-1290 гг. до Р.Х.), был фараоном-притеснителем), так как, согласно Исх 1:11, евреи ко времени Моисея построили города Пифом и Раамсес.

В пользу этой версии говорят и археологические изыскания.

В таком случае исход произошел между 1280 и 1250 гг. до Р.Х., семейство Иакова пришло в Египет примерно в 1700 г. до Р.Х., а Иисус Навин вошел в Ханаан около 1230 г. до Р.Х.

Правда, при таком расчете остается слишком мало времени между исходом и периодом Царств. Это время сокращается еще больше, если предположить, что фараоном-притеснителем являлся Рамсес II, а его преемник Мернептах (1224-1204 гг. до Р.Х.) был фараоном в период исхода.

В пользу этого говорит тот факт, что строительствово городов Пифом и Раамсес (Исх 1:11) происходило в период правления Рамсеса.

Маршрут исхода

  1. отправным пунктом исход был Раамсес или Пи-Раамсес («дом Рамсеса»)
    • ср. Исх 1:11; 12:37; Чис 33:3.
    • С 1100 г. до Р.Х. этот город назывался Танис. Его отождествляли с Цоаном (Чис 13:23), что, однако, не соответствует действительности

      Карта маршрута исхода еврейского народа из египетского плена.
      Карта маршрута исхода еврейского народа из египетского плена.
  2. народ Израилев отправился в Ханаан не прямым путем по древней филистимской дороге, так как она была защищена целым рядом пограничных укреплений, а через расположенный примерно в 50 км южнее (и примерно в 13 км восточнее Пифома) Сокхоф. При раскопках были обнаружены остатки сооружений этого города
  3. от Сокхофа израильтяне двинулись далее на юго-восток, к Ефаму, располагавшемуся севернее Горьких озер, на краю пустыни Cур.
    • Через Ефан (= «крепость») вела еще одна дорога в Ханаан, начинавшаяся в городе Он (Илиополь, Гелиополь)
  4. затем, чтобы обмануть фараона, беглецы повернули обратно — на запад и на север (Исх 14:2 и след.) — и достигли места, где в третий раз расположились станом, «пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом [= «крепость», «башня»] и между морем, пред Ваал-Цефоном».
    • Названия «Пи-Гахироф» и «Мигдол» встречаются в египетских текстах, но местонахождение этих городов пока не установлено. Полагают, что Пи-Гахироф располагался юго-западнее Горьких озер.
    • Мигдол, возможно, находился у Джебель-Абу-Хасана, прим. в 20 км северо-западнее Суэца. Тогда возмно, что Ваал-Цефон — это современный Джебель-Мурр, находящийся примерно в 10 км северо-западнее Суэца, но такие предположения возникали и в отношении Джебель-Атаки, расположенного западнее Суэца
  5. переход через «море» (Исх 14:9,22) произошел на пути из Пи-Гахирофа. При этом вряд ли может идти речь о современном Красном море, которое находится на 20-30 км южнее. Вероятно, место перехода следует искать где-то в районе Горьких озер или к югу от них — в то время они еще соединялись с Красным морем

Чудо перехода через море

Это явление может быть объяснено с естественно-научной точкой зрения, что дает возможность обойти понятие чуда (например, сильный ветер, отлив; см. Исх 14:21).

Но Писание подчеркивает, что переход стал возможен только благодаря непосредственному вмешательству Бога (напр., Исх 14:14,16,18-21,26,30; 15:6; Чис 33:3).

Домыслы о том, как Бог использовал при этом природные стихии, излишни, поскольку не объясняют самого главного.

Количество участников исхода

Согласно Исх 12:37 и следующих стихов, число вышедших из Египта мужчин достигало 600 тыс., общая же численность беженцев была гораздо больше.

Поскольку Синайский полуостров — относительно небольшая бесплодная область, многие считают эту цифру завышенной. Трудно представить, чтобы столь многочисленный народ в течение 40 лет мог находить здесь пропитание.

Согласно Библии, израильтяне не только думали так же, но и испытали это на себе; и в этой ситуации Бог предстал как чудотворец, оказав им помощь (Исх 16; 17; Чис 20).

Количество металла, которое израильтяне пожертвовали для сооружения святилища (Исх 38:21-24), говорит о том, что число мужчин могло быть примерно 600 тыс.; если же беглецов было меньше, то количество металла представляется невероятно завышенным.

Тематический словарь исхода:

    • см. {C} в Исх 12:33
    • бегство Израильтян из Египта
  • А. Прокомментированные темы
    • {T}СВОБОДА как тема Исхода => Исх 6:6
    • {T}ПЕРЕХОД как тема Чисел => Чис 9:18
  • Б. Иаков и его сыновья в Египте
    • — отправились в Египет => Быт 46:1-27
    • — стали рабами Египтян => Исх 1:8-14
  • В. Божие освобождение для Своего народа
    • 1. Божий выбор освободителя
      • — Моисей убережен после рождения => Исх 2:1-10
      • — Моисей призван освободителем => Исх 3:7-22
      • — Аарону назначено помогать Моисею => Исх 4:13-17,27-31
  • 2. Процесс освобождения
    • — знамения, данные Моисею => Исх 4:1-9
    • — первое появление перед фараоном => Исх 5:1-5
    • — второе появление перед фараоном => Исх 7:10-13
    • — первые девять казней => Исх 7:14-10:29
    • — подготовка к десятой казни => Исх 11:1-12:28
    • — истребление первенцев в Египте => Исх 12:29,30
    • — бегство из Египта => Исх 12:31-39 {C}
    • — погоня за Израильтянами => Исх 14:5-9
    • — переход через Чермное море *(Чермное — старое русское название Красного моря (чермный в древнерусском языке oзначает один из оттенков красного цвета).) => Исх 14:10-22,29
    • — египтяне утонули => Исх 14:23-28
  • 3. Божии мотивы исхода
    • — верность Своим обетованиям => Быт 15:13-16
    • — любовь к Своему народу => Втор 7:8,9 ; Ос 11:1
  • Г. Воспоминания Израильтян об исходе
    • — торжественная песнь после перехода через Чермное море => Исх 15:1-21
    • — установлен ежегодный праздник — Пасха => Исх 13:3-16
    • — упоминается в Десяти Заповедях => Исх 20:2 ; Втор 5:6
    • — славится псалмопевцами => Пс 65:5,6 ; Пс 77:12-16 ; Пс 104:26-38 ; Пс 105:8-12
    • — напоминается пророками => Ис 43:16-21 ; Ис 63:11-14 ; Ос 12:9,13 ; Наум 1:4
  • Д. Исход в Новом Завете — утверждение и пример могущества Божия => Деян 13:17 ; Рим 9:17
    • — спасения во Христе => 1Кор 10:1-4
    • — Божией заботы => Ин 6:31-33
    • — человеческой верности => Евр 11:29
    • — предупреждения против неповиновения => Евр 3:7-4:2 ; Иуд 5

Список литературы:

  1. Библейский словарь В.П.Вихлянцева.
  2. Библейский словарь Брокгауза.
  3. Тематический словарь NIV (c) Zondervan/IBS
  4. Открытая Библия. Синодальный перевод.
  5. Библия. Синодальный перевод.
  6. Википедия.