Меню статьи
Главная
Translate
ДЕТЯМ
Слабовидящим
Telegram

Войдите, чтобы оставить комментарий

Вторник, 16 апреля, 2024

Библия: десятина в Ветхом Завете и сегодня

Десятина в Библии: Ветхий и Новый Завет

Библия: десятина в Ветхом Завете и сегодня
Библия: десятина в Ветхом Завете и сегодня

Десятина — это

Десятина — это одноразовое отчисление от военной добычи (Быт 14:20) или регулярные, как правило, годовые отчисления от урожая и от других доходов в пользу святилища (Лев 27:30-33) или царя (1Цар 8:15,17). Эти подати составляли 1/10 часть от размера имущества или дохода.

20 и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего.
(Быт.14:20)

30 И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня;
31 если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к [цене] ее пятую долю.
32 И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу;
33 не должно разбирать, хорошее ли то, или худое, и не должно заменять его; если же кто заменит его, то и само оно и замен его будет святынею и не может быть выкуплено.
(Лев.27:30-33)

15 и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим;
16 и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела;
17 от мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами;
(1Цар.8:15-17)

Десятина была известна и за пределами Израиля, например, у финикийцев и карфагенян, нововавилонян, персов, аравийцев, греков и римлян; еще Авраам отдал Мелхиседеку Десятину от своей добычи (Быт 14:20; Евр 7:4), а Иаков обещал отдавать Господу Десятину от всего своего состояния (Быт 28:22).

20 и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего.
(Быт.14:20)

4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.
(Евр.7:4)

22 то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.
(Быт.28:22)

Десятина — виды

Закон предписывал:

Израиль должен давать Господу Десятину «из семени земли и из плодов дерева» (Лев 27:30), а также от крупного скота и от овец (стих 32; сравните с 2Пар 31:6), и эти Десятины должны быть посвящены Господу.

Статья по теме: Причастие, вечеря, трапеза Господня. 2 символа Нового Завета

В Чис 18:30 Десятина от зерна и от плодов названа так: «получаемое с гумна и получаемое от точила»; согласно этому правилу, Десятина отсчитывали от обмолочного зерна, от полученного в точиле сока (-> Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино) и от добытого оливкового масла (сравните с Втор 12:17).

Эти подати натуральным продуктом могли быть заменены денежными отчислениями, т.е. выкуплены, но сумму надлежало увеличить на 1/5 часть стоимости продукта.

30 И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня;
31 если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к [цене] ее пятую долю.
(Лев.27:30,31)

Десятина от скота определяли так: животных из стада пропускали по одному под посохом пастуха, и каждое десятое животное отделяли, причем (в отличие от требований, предъявляемых к жертвенным животным, Лев 22:19 и след.) было безразлично, имели волы, коровы, овцы и т.д. недостатки или нет (Лев 27:32 и след.).

Замена этих животных была запрещена, а там, где это случалось, оба животных — предназначенных для отделения и отделения вместо него — считались святыней Господу.

32 И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу;
33 не должно разбирать, хорошее ли то, или худое, и не должно заменять его; если же кто заменит его, то и само оно и замен его будет святынею и не может быть выкуплено.
34 Вот заповеди, которые заповедал Господь Моисею для сынов Израилевых на горе Синае.
(Лев.27:32-34)

После завоевания Ханаана

Левиты получили города для проживания с пригородными участками для выпасов скота (Чис 35:2-5; Нав 21:2 и след.), но не получили земельных наделов.

В качестве возмещения за это они получали Десятину от прочих израильтян (Чис 18:21,24), от которых они, в свою очередь, должны были отделять десятую часть священникам на их содержание (стихи 26-30).

В этой связи существуют ясные упоминания только в отношении Десятина от зерна и плодов.

21 а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания;
22 и сыны Израилевы не должны впредь приступать к скинии собрания, чтобы не понести греха и не умереть:
23 пусть левиты исправляют службы в скинии собрания и несут на себе грех их. Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Израилевых они не получат удела;
24 так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела.
25 И сказал Господь Моисею, говоря:
26 объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины, —
27 и вменено будет вам это возношение ваше, как хлеб с гумна и как взятое от точила;
28 так и вы будете возносить возношение Господу из всех десятин ваших, которые будете брать от сынов Израилевых, и будете давать из них возношение Господне Аарону священнику;
29 из всего, даруемого вам, возносите возношение Господу, из всего лучшего освящаемого.
30 И скажи им: когда вы принесете из сего лучшее, то это вменено будет левитам, как получаемое с гумна и получаемое от точила;
(Чис.18:21-30)

Во Второзаконии дан ряд расширяющих

Во Второзаконии дан ряд расширяющих и дополняющих предписаний о Десятине непосредственно перед завоеванием страны.

Как и все жертвы, возношения, обеты, начатки урожая и первенцы скота, Десятина также надлежало приносить в центральное святилище (Втор 12:4 и след.; 14:22 и след.), если же люди жили слишком далеко, разрешалось продавать их; полученная выручка от продажи затем служила опять-таки для приобретения продуктов питания в том месте, где находилось святилище (ст. 24-26).

С уплатой Десятины была связана радостная жертвенная трапеза, в которой принимали участие и левиты (Втор 12:17 и след.; 14:26 и след.).

В каждый третий год следовало приносить Десятину не в святилище, а предоставлять их по месту жительства в распоряжение левитов и бедных (иноземцев, сирот и вдов) (Втор 14:28 и след.; 26:12).

Статья по теме: Рядовой священник, прообраз христиан. 12 пунктов

Исполнив эту заповедь, каждый глава семейства должен был свидететельствовать «пред Господом», т.е., вероятно, в святилище, по устоявшейся формуле (ст. 13-15).

Эти два года Десятина каждый раз приходилась на период между двумя субботними годами, когда урожай не собирали и, следующая, Десятина не отчисляли.

В истории народа Израиля предписания о Десятине соблюдались частично

В истории народа Израиля эти предписания о Десятине часто не соблюдались или соблюдались частично, хотя отчисление Десятины продолжалось в Северном царстве и после его отделения от Иудеи и Иерусалимского храма (Ам 4:4), но в какой форме, неизвестно.

Реформа Езекии восстановила отчисление Десятины от скота и плодов земли; в храме были заново оборудованы помещения для запасов (2Пар 31:4-12). После вавилонского плена пророк Малахия укорял израильтян за то, что Десятина собираются лишь частично (Мал 3:8-10), а в обязательстве соблюдать Закон, принятом при Неемии, отчетливо упоминаются и Десятина (Неем 10:38).

Десятина от урожая зерновых и от плодов теперь вновь стали храниться в кладовых храма (Неем 12:44; 13:5,12); при этом ничего не сказано о Десятина от скота, однако скот и не мог размещаться в храме.

В новозаветную эпоху фарисеи распространили взимание Десятины на все виды дохода (Лк 18:12), так что к собственности, с которой брали подать, стали относить даже травы, употреблявшиеся в качестве приправы к пище (Мф 23:23; Лк 11:42).

12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
(Лук.18:12)[

42 Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.
(Лук.11:42)

23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
(Матф.23:23)

В ветхозаветных апокрифах о Десятине

В ветхозаветных апокрифах о Десятине как таковой упоминается в 1 Мак 3:49; о Десятине от вина и масла говорится в Иудифь 11:13. В Тов 1:6-8 приводится перечень приношений Десятины и «начатков».

Иосиф Флавий различает Десятину, которую отдают левитам (Лев 18), вторую Десятину, или «Десятина святыни» (Втор 12; 14:22-27), и Десятина для бедных (Втор 14:28 и след.; 26), то же о трех Десятин говорится в Талмуде и в другой позднеиудейской литературе, однако в этом перечне не упоминается Десятина от скота.

Статья по теме: Мелхиседек прообраз Иисуса Христа — 18 фактов

Первую Десятину (зерно и плоды) отдавали; вторая Десятина оставалась у ее владельца, и ее следовало употреблять во время праздничных посещений Иерусалима; третья Десятина, или «десятина для бедных», возмещением, замещала в каждом третьем году вторую Десятину, но полной уверенности в этом нет. Насколько эти предписания о двух или даже трех Десятин выполнялись на практике, неизвестно.

Десятина, как первородное, как первенцы

Десятина, как и первородное, и первенцы, были святыней Господней (Святое святых).

30 И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня;
(Лев.27:30)

Вручая ее Богу, израильтяне тем самым исповедовали, что земля, как и ее урожаи, принадлежит Господу (Исх 19:5; Лев 25:23; Пс 50:12), что все имущество народа не является приобретением им самим собственностью (Втор 8:17 и след.), но что люди получили это как дар от Бога (Втор 28:1-14).

Этими отчислениями у израильтян освящалось все их имущество и приобретения, в этом проявлялось их подчинение воле Божьей.

16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
(Рим.11:16)

Тематический словарь

30 И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня;
(Лев.27:30)

А. Десятина

  1. В Ветхом Завете
    • десятина — святыня Господня => Лев 27:30-33 {C} ; Втор 12:6,7 ; 2Пар 31:4-8
    • десятую часть всего необходимо отдавать => Быт 14:20 ; Быт 28:22 ; Втор 14:23
    • десятина — принадлежность левитов => Чис 18:21-24 ; Втор 14:22-27
    • Израильтяне перестали давать десятину => Неем 13:10-12 ; Мал 3:8-10
  2. В Новом Завете
    • десятина превратилась в лицемерие => Мф 23:23 ; Лк 11:42
    • десятина стала символом лжеправедности => Лк 18:9-12

Б. Приношения

  1. В Ветхом Завете
    • Жертва всесожжения => Лев 1:1-17 ; Лев 6:8-13 ; Лев 8:18-21
    • Хлебное приношение => Лев 2:1-16 ; Лев 6:14-23
    • Мирная жертва => Лев 3:1-17 ; Лев 7:11-34
    • Жертва за грех => Лев 4:1-5:13 ; Лев 6:24-30 ; Лев 8:14-17
    • Жертва повинности => Лев 5:14-6:7 ; Лев 7:1-6
    • Приношения от усердия
      • для постройки скинии => Исх 25:1-7 ; Исх 35:4-9,29
      • на первый храм => 1Пар 29:6-9 ; 2Пар 24:8-11
      • на второй храм => Езд 2:68
      • на праздник седмиц => Втор 16:10
      • жертва по обету или от усердия => Лев 7:16
    • Лицемерные приношения => Ис 1:11-13 ; Агг 2:14 ; Мал 1:6-14 ; Мал 3:8,9
  2. Приношения от усердия в Новом Завете
    • для бедных => Лк 19:8 ; Деян 11:28-30 ; Рим 15:25-27
    • на содержание Павла => 2Кор 11:8,9 ; Флп 4:15-18
  3. Принципы подачи приношений
    • безвозмездно => Мф 10:8
    • доброохотно => 2Кор 9:7
    • в соответствии с доходами => Втор 16:17 ; Притч 3:9 ; 1Кор 16:2
    • щедро, => Пс 36:26 ; 2Кор 9:5,6 ; 1Тим 6:18

Десятина сегодня

Вопрос: Является собирание десятины отступлением от истины? Можно ли узнать в каком году это произошло?

Ответ: Десятина упомянута в Ветхом Завете в начале как дар, а потом и повеление Бога.

Первым упоминанием о десятине говорится в книге Бытие, там Авраам дал десятую часть царю Салима Мелхисадеку.

Второе упоминание о десятине тоже в книге Бытие, там Иаков, обращаясь к Богу говорит, что если Бог сохранит его в пути и пребудет с ним, то он (Иаков), даст Богу десятую часть от всего что Он дарует ему (Иакову).

Третье упоминание идёт в последующих книгах Моисея (Левит, Числа). Там установлен закон Богом о десятине.

Израильтяне должны были платить своего рода «дань» на содержание левитов и отправления богослужения в эпоху Ветхого Завета. Но десятина, не в коем случае не являлась бременем для людей, она должна была быть частью ритуального служения и должна была показывать благодарность Богу человеком, которого Он благословил.

В эпоху Нового Завета

В эпоху Нового Завета пришло другое служение Богу, и десятина как таковая, была отменена. Но ничего плохого при сборе пожертвований или средств не существует, так как первые церкви, мы читаем в Новом Завете, собирали денежные средства как и в эпоху Ветхого Завета (пожертвования). С той лишь разницей, что в Ветхие времена был дан закон – строго соблюдать этот обычай, а в Новозаветное время, этот обычай утратил свою актуальность, так Ветхий Завет был отменён, и ему на смену пришёл Новый Завет.

«Вот наступаю дни, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет (Договор), говорит Господь. Тот Старый Завет они нарушили, хотя Я и оставался в союзе с ними…».

«Но наступают дни, когда не на горе сей и не в храме будете поклонятся Отцу небесному, но в духе и истине, ибо таких поклонников ищет себе Господь…».

Следовательно, по закону Бога нам не нужно сейчас давать десятину, это не «обязаловка». Мы должны давать просто от сердца те деньги, которые мы можем дать в Церковь.

Если у нас нет денег, мы бедны или по каким либо другим причинам не можем участвовать в пожертвованиях Церкви, значит, мы можем быть пока просто наблюдателями. Это наше право, наше видение, наше желание, здесь нет «обязаловки».

Новый Завет учит, что следует быть щедрым на всякое доброе дело и пожертвование это часть доброго дела, которое мы должны совершать самостоятельно, по нашему желанию, по нашим возможностям, по нашему состоянию сердца.

Свои предания

«А не по чьему-то хотению человеческому, который установил в этой Церкви «оброк» – все платим десять процентов от своих доходов и не как иначе, а кто не хочет платить уходи из церкви», вот такая вещь является не правильной и греховной, так как нигде в Новом Завете нет правила (заповеди) платить десятину.

Кто хочет служить по Ветхому Завету, должны не только платить десятину, но и поклонятся в Храме Иерусалимском, приносить жертвы, делать обрезания, и ещё много чего «интересного», ибо закон – есть закон, нельзя соблюдать какую либо одну заповедь из закона, а остальные не соблюдать, это будет являться преступлением.

И вообще, тут грешит тот, кто даёт такие постановления в Церкви Божьей (то-есть, о десятине), а не тот, кто является рядовым членом церкви (не старейшиной).

Когда это возникло? Когда пошли первые отступления от истины, то-есть, чистого учения Бога (Библии)?

Со временем, различные конфессии и деноминации развили это учение о «десятине», в нужном для себя русле, трансформировали его под свои нужды, и создали на нём свою финансовую независимую «империю». И вот получилось то, что мы видим сейчас в современном обществе, деньги, деньги, и ещё раз деньги.

Многие христианские деноминации, конфессии, отступив от чистого учения слова Божьего, собирают со своих прихожан обязательный процент денежных средств и направляют его в социальные программы, программы финансирования чего либо, на поддержания престижа и статуса своей конфессии.

И всё бы ничего, если бы это было в рамках учения Бога (Библии). Но здравого учения в наши дни мало кто принимает.

Лжеучения — пример из Библии

До конца первого века Церковь уже сталкивалась со лжеучителями, называвшимися иудо-христианами, которые пытались навязать христианам часть закона Моисея.

Некоторые Новозаветные послания (Римлянам, Галатам, Евреям) были написаны для того, что бы противостоять иудо-христианам. Но к сожалению, на протяжение многих столетий, сохранились лжеучения.

Они повлияли на возникновения многих новых учений, на возникновения многих религиозных групп, у каждой из которых свой собственный и своеобразный подход к христианству. Всё это привело к очень разделённому христианскому миру.

Такое разделение противоречит тому, чему учили Христос и Апостолы.

Результаты вероотступничества – это трагическая история. Произошло полное изменение в организации Новозаветной Церкви. Независимость местной Церкви исчезла почти по всюду.

Статья по теме: Должны ли мы давать десятину сегодня?

Она была заменена созданными человеком иерархическими системами, в которых власть принадлежит в одних – папе, в других – председателю, в третьих – епископу или патриарху, в четвёртых – ещё кому-то.

Это привело к появлению церковных соборов, символов веры, штаб-квартир и т.д.

Универсальное священство каждого верующего было заменено особенным классом людей, которых называли «священнослужителями» и ставили между человеком и Богом. Это привело к появлению специальной одежды для священнослужителей, титулов, назначений и власти, которые Христос никогда не давал ни одному человеку.

Простое поклонение ранней Церкви было заменено алтарями, свечами, сожжением благовоний, распятиями, религиозными мощами, изображениями, инструментальной музыкой, не регулярным соблюдением Вечери Господней, почитанием изображений, соблюдением особенных религиозных дней, таинствами, паломничествами и огромными соборами с богатым убранством. Всё это считается священными обрядами, но ни что из этого не было уполномочено Господом!

Были совершенно изменены условия спасения, данные нашим Господом

Сегодня крестят детей, крещение стало религиозным ритуалом. Погружение в воду заменили краплением и обливанием водой. Людей учат молится: «Господь Иисус, приди в моё сердце» (шаблонами). Такого учения нет нигде в слове Божьем.

Страшное во всём этом заключается в том, что все эти человеческие доктрины и учения заменили истины Нового Завета. Большинство этих учений опасны и вводят людей в заблуждение, заставляя их принимать участия в ложных обычаях, которые противоречат простому учению Писания.

Откройте Новый Завет и прочтите: вот что говорит Иисус:

27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
(Матф.11:27-30)

Видео

Видео История искупления 6.1 – Выкуп за многих

Предыдущая статья
Следующая статья
Stanislav (модератор)
Stanislav (модератор)https://bible-help.ru
Изучаю Библию с 2000 года. Активно веду блог с 2012. Буду рад вашей помощи по работе над сайтом. Так же мы публикуем материал еще в лентах: ЯндексДзен и Телеграмм канал

Больше на Изучение Библии

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading